Получи документы

Конспекты занятий по теме «Дифференциация звуков [в]-[ф]»

Кушнарева
Конспекты занятий по теме «Дифференциация звуков [в]-[ф]»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие 1

Цели занятия

§ развивать слуховую дифференциацию звуков В и Ф;

§ развивать фонематический слух;

§ развивать умение соотносить звуки В, Ф с буквами В и Ф;

§ развивать логическое мышление;

§ развивать внимание, самоконтроль.

Материал к занятию

1. Сколько раз в стихотворении встретился твердый звук В, мягкий?

В — важна и величава.

Очень много нужных слов

От нее берут начало,

Публикация «Конспекты занятий по теме „Дифференциация звуков [в]-[ф]“» размещена в разделах

Словно реки от ручьев.

2. Сколько раз в стихотворении встретился звук Ф, определите твердый он или мягкий?

Если б Федор иль Федул

Сразу две щеки надул,

Буквы Ф, сомнений нет,

Получился бы портрет.

Напоминаем!

Звук В — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.

Ф — глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

3. Проверь себя! Попробуй сравнить звуки :

а) Положи ладошку на горлышко. Произнеси звуки В и Ф. Если чувствуется вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

б) Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук В и глухой Ф. Что ты чувствуешь?

4. Игра «Эхо».

Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить1:

Ва — фа, фа — ва, ва — фа — ва, фа — ва — фа, ва — ва — фа, Фа — ва — фа — ва, ва — фа — фа — ва, ва — фа — ва — фа.

5. Назови первый звук в словах :

Ваня, Вася, Володя, фабрика, фонтан, верблюд, форма, футбол, виноград, факел, вишня.

6. Определи, какой звук в слове — В или Ф и его место. Образец: в слове «факел» звук ф, он первый.

Факел, Федор, буфет, ворона, жираф, автобус, зверь, буква, ферма, сарафан, авария, вафли, профессор, внучка, кофта.

7. Как ты думаешь, на что похожа буква В? (Например, на восьмерку.) На что похожа буква Ф? (Например, на фонарик.)

8. Нарисуй эти буквы, попробуй выложить их из мелких предметов (например, из семечек, коструктора, пуговиц, горошин и т. д.).

9. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы В и Ф?

Если ребенку трудно правильно повторить слоги, он делает ошибки, необходимо поработать дополнительно с развитием фонематического слуха. Специальные упражнения даны в 1-й части.

10. Игра «Кто больше?»

(В классе или в группе проводится в виде индивидуального конкурса (за определенный отрезок времени, в виде парной работы, групповой работы). Необходимо придумать и записать как можно больше слов:

§ начинающихся на буквы В, Ф;

§ имеющих их в своем составе;

§ имеющих сразу оба звука.

Занятия 2—3

Цели занятий

§ развивать фонематический слух;

§ закрепить дифференциацию В и Ф в словах, предложениях, связной речи;

§ расширять лексический запас;

§ развивать внимание, память, логическое мышление;

§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятиям

1. «Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки В и Ф? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2. Составь схемы слов, выделив в них буквы В или Ф, по образцу: в слове фильм 5 букв, из них Ф — первая. Схема этого слова: ф_ _ _ _).

Фильм, вещи, ковер, Федя, слива, форма, фонтан, витамины, клюква, корова.

3. Вставь в предложенные слова букву В зеленым цветом, Ф — синим. Записывая слова, проговаривай их вслух.

. олк,. утбол, дере. о,. рукты,. ишня, шар., . иноград,. орма,. елосипед, тра. а,. ильм, сло. о,. иншн, крапи. а, ко. е,. оздух, хал. л, ке. ир,. игура, геогра. ия, а. иша.

4. Зрительно-слуховой диктант.

Текст записывается на доске (на карточке, буквы В и Ф выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля (закрыть ушки или положить ладонь на горлышко). Затем текст закрывается, и родитель (учитель) диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет родитель (учитель). Если ребенок пропустил ошибки, учитель подчеркивает неверное написание и предлагает еще раз проверить свою работу, сравнивая ее с образцом. Оценить работу можно по двум критериям: как написан диктант, сколько ошибок допущено или как проверен диктант, сколько ошибок пропущено при проверке.

Предложите ребенку подсчитывать количество ошибок в каждой работе, чтобы он видел результаты своего труда, положительную динамику.

Федор и Валя шли в школу. У Федора новая форма. У Вали красивый портфель. Валя несла цветы. Это были гвоздики, фиалки и флоксы. (23 слова)

Объясните ребенку значение слова «флоксы».

5. Вставь букву В зеленым цветом, Ф — синим.

Рассуждай по образцу: так как в слове клювик перед и четко слышится в, поэтому в слове клюв пишу букву в.

Клювик — клюв; слива — ели. ; львы — ле. ,; в обуви — обу. ь.

Готовить —гото. ; жирафы — жира. ; шкафы —шка. ; ловить —уло. Любить — любо. ь; ветви — вет. ь; морковочка — морко. ь.

6. Вставь В, Ф, докажи правильность выбора, подобрав проверочное слово. Образец рассуждений: в слове жираф пишу букву ф, потому что проверочное слово жирафы, в котором после ф стоит гласнаябуква ы.

Жираф — жирафы, ле., клю., Ле., Яко., Кие., шка., уло., морко. ь, любо. ь, вет. ь, обу. ь, гото.

7. Вставь попущенные буквы В, Ф, обоснуй свой выбор.

Цирк

В Кие. приехал цирк. Вот ле. и жира.. В Киеве холодно. Нужно много дро.. Яков надел теплую обу. ь и пошел на телегра.. Пришлите дро! И каждый зверь будет здоро.

(30 слов)

Голубь

У нас есть ручной голубь. Он здоро. и краси.. Он любит черносли. и морко. ь. Голубь берет пищу в клю. Он летит с ней на шка. Иногда голубь прячет пишу в в обу. ь.

(32 слова)

Котенок Ле.

Мы назвали котенка Ле.. Он всегда гото. играть. То залезет на шка., то спрячется в обу. ь. Дядя Ваня положил котенка в рука. и отвез в Росто.. Там у него живет друг. Наш Ле. будет жить там.

(38 слов)

Напишите один из этих текстов под диктовку.

8. Физкультминутка.

Две руки хлопают.

(Хлопки в ладоши.)

Две ноги топают.

(Ритмичное топанье ногами.)

Два локотка вращаются.

(Руки к плечам, вращательные движения локтями.)

Два глаза закрываются.

(Руки вниз, глаза закрыть.)

После проговаривания дети называют слова со звуком В.

9. Выборочный диктант. Выпиши слова с буквами В, Ф в конце слов. Объясни их написание.

При выборочном диктанте предложение диктуется полностью, а ребенок должен выписать только слова с буквами В, Ф на конце слов.

Дачники убрали картофель, морковь, капусту. Червь ползет по земле. Борис положил в шкаф свой шарф. Собираем в августе урожай плодов, много людям радости после всех трудов.

10. Блиц-контроль.

Диктуемые слова ребенок записывает под номерами. Слов не должно быть более 10. Затем ему предлагается ключ ответа, или он сам составляет такой ключ и сравнивает с Вашим. Например, в данном случае: Ключ: В - 3, 4, 5, 7, 8, 9,10; Ф - 1, 2, 6

1) жираф, 2) шкаф, 3) клюв, 4) кузов, 5) рукав, 6) шарф, 7) лев, 8) взрыв, 9) коллектив, 10) удав.

Самопроверка: В: 3,4, 5, 7, 8, 9, 10; Ф: 1, 2, 6.

Занятие 4—5

Цели занятий

§ закрепить дифференциацию В и Ф в словах, предложениях,

§ связной речи;

§ расширять лексический запас;

§ развивать внимание, память, логическое мышление, умение рассуждать;

§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятиям

1. «Проверь себя».

Вспомни, какие приемы помогают различать звуки В и Ф.

2. Зрительно-слуховой диктант. Методику проведения см. выше.

Вера перешла в восьмой класс. У Веры праздник. На столе вкусные вафли и халва. Ваня принес финики. Мама купила ватрушки и конфеты. Валя принесла фрукты. Все пили чай с ватрушками и конфетами.

3. Вставить буквы В — зеленым цветом, Ф — синим.

Рассуждай по образцу: в слове плутовать перед а четко слышим в, поэтому в слове плутовка пишем букву в.

Плутовать — плутовка

корова — коро. .ка

поливать — поли. .ка

поплавок — попла. .ки

обувать — обу. .ка

сливочки — сли. .ки

веревочка — вере. .ка

головочка — голо. .ка

ставить — под ста. .ка

деревья — дере. .це

булавочка — була. .ка

ловок — ло. .кий

пуговица — пуго. .ка

канавы — кана. .ка

4. Раскрыть скобки, объяснить свой выбор. Составь предложения с этими словосочетаниями. Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Пожелтела тра (в,ф)ка, ло (в,ф)кая кошка, рыжая плуто (в,ф)ка, крепкая вере (в,ф)ка, маленькое дере (в,ф)це.

Объясни, как ты понимаешь эти пословицы. Попробуй составить рассказ с одной из них. Значение непонятных слов посмотри в словаре.

Будь краси., да не будь спеси. Взял коро. ку, возьми вере. ку. Како (в,ф) род, тако (в,ф) и приплод. В очи льсти (в,ф, а за очи лжи (в,ф). Кто лени (в,ф, тот и сон-ли (в,ф). Како (в,ф) корень, тако (в,ф) и плод.

5. «Ты — учитель». Исправь ошибки у нерадивого ученика, объясни ему, как проверить правописание этих слов.

а) Красив, вежлиф, сливки, коровка, булафка, ловкий, здороф, поливка, Леф, Киев, голофка, канафка, клюв, Яков.

Объем задания можно сократить, учитывая индивидуальные возможности ребенка, его работоспособность.

Подсказка: ошибки допущены в 6 словах.

б) Телеграв, поплафки, много дров, лавка, шкав, готоф, пугофка, жирав, морковка, любовь, ковта, Вячеслав, рукаф, чернослив, деревце.

Подсказка: ошибки допущены в 8 словах.

6. Письмо по памяти.

Ребенку необходимо выучить данный текст, а затем записать его по памяти. Проверить работу может он сам, сравнив ее с текстом, или родитель (учитель).

Вот фото, А на фото — два Федота.

У Фени — винтики, у Вити — фантики.

7. Предупредительный диктант.

Первый раз читается весь текст, второй — по предложениям. Родитель (учитель) читает предложение, а ребенок объясняет, как надо писать слова, какая буква необходима и показывает карточку с этой буквой. Только после этого записывает.

Валя и Вера гуляли в парке. В парке красиво. Везде травка, много цветов. Вера рвала фиалки, а Валя васильки. Они сплели венки. Девочки отдыхали возле фонтана. А в это время Федор и Филипп играли в футбол.

(36 слов)

8. Контрольные диктанты.

Сначала читается весь текст, затем материал диктуется по предложениям. После того, как записаны все предложения, текст прочитывается еще раз. Ребенок проверяет написанное и исправляет.

У школы возле деревца лежит собака. Ее зовут Волчок. Волчок встречает своего хозяина — Федора. Федор учится во втором классе. Вот закончились уроки. Федор идет домой, а умный и ловкий Волчок несет портфель Федора. Ваня смотрит на них и весело смеется.

(40 слов)

Осень

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня — фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

(47 слов)

9. Работа с текстом.

Прочитай выразительно стихотворение.

Подумай, почему Вику называют невоспитанной?

Какая вежливая форма необходима при разговоре со старшими?

Как ты считаешь, ты всегда вежлив при общении со старшими?

Подчеркни буквы В, Ф разными цветами.

Выпиши 5—6 слов в буквами В, Ф.

Вот какая Вика

Вика «выкать» не привыкла

И со взрослыми — на «ты».

Вот какая заковыка,

Вот привыкла, так привыкла.

- Невоспитанная Вика! —

Тетя Валя говорит.

- Да, невежливая Вика! —

Дядя Федор говорит.

Вика удивляется,

Вика возмущается:

- Вот когда вас двое,

Вот когда вас много,

Вот тогда могу я

Говорить вам — Вы!

Тетя Валя с дядей Федей

Снова объясняют Вике:

- Это вежливая форма, —

Тетя Валя говорит.

- Это принятая норма, —

Дядя Витя говорит.

Вика удивляется,

Вика исправляется.

И теперь она на «Вы»

К взрослым обращается.

И теперь она на «ты»

И не откликается!

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспекты занятий и творческих работ детей и воспитателя о деревьях ко Дню деревьевКонспекты занятий и творческих работ детей и воспитателя о деревьях ко Дню деревьев (из опыта работы) Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию обзорную публикацию "Конспекты занятий.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятий по теме «Дифференциация звуков [в]-[ф]»
Опубликовано: 7 октября 2021 в 11:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты занятий по теме «Дифференциация звуков [в]-[ф]»» (включая файлы) размещена пользователем Кушнарева (УИ 2611004) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД