МААМ-картинки

Формирование представлений старших дошкольников о происхождении кубанского казачества

Анастасия Романова
Формирование представлений старших дошкольников о происхождении кубанского казачества
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с постоянно происходящими переменами в обществе нравственное воспитание подрастающего поколения остаётся довольно острой проблемой в течение уже многих лет. Воспитание гражданско-патриотических и духовно – нравственных качеств должно начинаться с раннего детства и быть направлено на формирование у детей образа героя, защитника своей Родины, привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитания чувства гордости за историю становления страны и потребности её защищать. [1]. Возрождение традиций и культуры казачества – это, прежде всего, нравственно - патриотический аспект воспитательной работы. Приобщение детей к культуре казаков даёт возможность использовать на практике казачьи традиции, культуру и искусство в ходе воспитания и обучения современных детей. Наиболее достоверно и интересно донести информацию до дошкольников может лишь человек, который с самого детства пропитан историей и культурой кубанского казачества, который живет в его духе и соблюдает заповеди и традиции. Таким человеком является казак - наставник.

Публикация «Формирование представлений старших дошкольников о происхождении кубанского казачества» размещена в разделах

История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные ее аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. [2]. Мы являемся свидетелями того, как считавшееся давно похороненным российское казачество возрождается и крепнет. Согласно решению Войскового Сбора Кубанского казачьего войска от 22 ноября 2003 г. «Об основных направлениях деятельности Кубанского казачьего войска», среди таковых были признаны военно-патриотическое воспитание, возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества. [3].

Исходя из этих перемен, нами было принято решение разработать программу наставнической деятельности «История Кубанского казачества».

Актуальность программы определяется его нацеленностью на воспитание казачат в детский садах, способное «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор воспитанников, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Цели программы - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно ­ патриотического воспитания.

Задачами программы являются:

1. Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и традициям кубанского казачества.

2. Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков; совершенствование физического и психологического здоровья воспитанников на примере исторически сложившихся традиций казачества.

3. Укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей.

Программа курса «История Кубанского казачества» способствует формированию у дошкольников следующих качеств личности:

• патриотизм;

• уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества;

• ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

• трудолюбие;

• настойчивость;

• дисциплинированность;

• любовь к малой Родине;

• неравнодушное отношение к возрождению традиций Кубанского казачества :

Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества, является формирование :

- познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;

- всесторонне образованной, развитой личности;

- понимания значения культуры Кубанского казачества;

- чувства гордости за свою малую Родину;

- уважительного отношения к культуре кубанских казаков;

- представления о Кубани как неотделимой части России.

Форма работы — групповая (казачий круг). Продолжительность встречи — не более 30 минут. Преобладает комплексный тип совместной деятельности (рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы, проводятся мастер-классы). Основными формами работы являются познавательная (беседа на казачьем круге) и игровая деятельности.

Для более полноценного введения дошкольника в историческое прошлое кубанских казаков запланированы выездные экскурсии в музеи; для ознакомления с жизнью вольного казака – посещение местного ипподрома.

Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений) и игровая деятельность, а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (мастер - классы, исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, участие в фестивалях кубанской казачьей культуры).

К данной программе составлено календарно-тематическое планирование на 2 года (старший/подготовительный возраст).

Для полной реализации данной программы в ДОУ создана и совершенствуется предметно-развивающая среда, которая направлена, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников на традициях кубанского казачества :

- на территории ДОУ действует мини-музей под открытым небом «Казачье подворье», где педагоги используют интерактивные технологии. Создание этого музея и подворья накапливалось при поддержке родителей и педагогов ДОУ. Элементы кубанского подворья присутствуют и на игровых участках. Это мельницы, хаты, колодцы, плетень, корзины из лозы и др. За группами закреплены грядки, где дети сами сажают различные культуры и учатся ухаживать за ними.

- в групповых ячейках и на игровых участках созданы центры казачьего быта, где дети могут знакомиться с элементами костюмов, увидеть старинную посуду, игрушки, которыми играли казачата. Мотивы декоративно-прикладного искусства кубанского казачества присутствуют в оформлении интерьера детского сада (кубанские платки, вязанные крючком салфетки, коврики, вышитые скатерти, рушники). Созданы мини-мастерские по знакомству и обучению, кубанским ремёслам : ткацкая, гончарная, по изготовлению поделок из талаша, кукол-кувадок, мастерские вязания и лоскутного шитья, каждый центр дополнен дидактическими, развивающими играми и элементами кубанской утвари. Все это помогает детям глубже и ближе познакомиться с жизнедеятельности казаков и быта казаков;

- в приемной комнате для родителей созданы папки-передвижки, уголки для родителей, где они могут ближе познакомиться с заповедями казаков, праздниками казачьими и православными, духовными наставниками, атаманами.

Для того чтобы знакомство с вехами казачьего прошлого не были для ребят тяжелы, педагогами разработаны дидактические пособия для работы с дошкольниками.

Для детей раннего возраста развивающая предметно-пространственная среда позволяет проникнуться историей через игру и игрушки наших предков. Куклы – мотанки, лошади из ниток для свободной игровой деятельности детей изготовленные совместно с родителями. Всевозможные шнуровки - пособия по изучению орнамента, пособие-пазлы «На Кубани мы живем», игра «Одень казака и казачку», «Посади огород» и другие пособия помогают малышам почувствовать себя причастными к гордому роду казаков.

В групповых комнатах для детей старшего дошкольного возраста созданы ремесленные центры кубанских мастеров; каждый центр дополнен дидактическими, развивающими играми и элементами кубанской утвари. В группе дети занимаются гончарным мастерством, ткацким ремеслом, ремеслом макраме и вязания крючком и плетению на коклюшках. Воспитателями изготовлены дидактические пособия: «Готовим вместе»- об изучении кубанских блюд, «Загадки с грядки» - посадка казачьего огорода, «Отгадай и назови».

Вся развивающая предметно-пространственная среда детского сада располагает не только детей, но и родителей к тому, чтобы окунуться в историю нашего прошлого и начать возрождаться, помня, что мы потомки тех славных казаков, которые начинали три века назад обживать кубанские земли и подарили нам славную историю. [4].

Литература:

1. Губогло М. Н., Цулая Г. В. «Русские народы и культуры», Издательство «Наука», Москва,1999 г.

2. Коваленко, А. И. «Культура казачества восточных окраин России (XVII – начало XX вв.)», Благовещенск: «Зея», 2008 г.

3. Кубанское казачество : историко-правовое исследование Конец 18 нач. 20вв. / Краснодар, 2013 г.

4. Романова А. А., Соколов А. С. «Программа курса наставнической деятельности «История Кубанского казачества». - ст. Ленинградская, 2022 г.

Публикации по теме:

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук» «Открываем бабушкин сундук…» Цель: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Сценарий мероприятия «День кубанского казачества»Сценарий мероприятия «День кубанского казачества» СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «ДЕНЬ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: формирование начальных знаний о казачестве, расширение знаний об истории, быте,.

Фотоотчет «Ознакомление старших дошкольников с историей казачества»Фотоотчет «Ознакомление старших дошкольников с историей казачества» Наша старинная станица Казанская, основанная 369 лет назад, раскинула свои владения в самых верховьях Тихого Дона. Она является центром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений старших дошкольников о происхождении кубанского казачества
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 16:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений старших дошкольников о происхождении кубанского казачества» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Романова (УИ 231487) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД