Анастасия Романова
Формирование представлений старших дошкольников о происхождении кубанского казачества
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с постоянно происходящими переменами в обществе нравственное воспитание подрастающего поколения остаётся довольно острой проблемой в течение уже многих лет. Воспитание гражданско-патриотических и духовно – нравственных качеств должно начинаться с раннего детства и быть направлено на формирование у детей образа героя, защитника своей Родины, привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитания чувства гордости за историю становления страны и потребности её защищать. [1]. Возрождение традиций и культуры казачества – это, прежде всего, нравственно - патриотический аспект воспитательной работы. Приобщение детей к культуре казаков даёт возможность использовать на практике казачьи традиции, культуру и искусство в ходе воспитания и обучения современных детей. Наиболее достоверно и интересно донести информацию до дошкольников может лишь человек, который с самого детства пропитан историей и культурой кубанского казачества, который живет в его духе и соблюдает заповеди и традиции. Таким человеком является казак - наставник.
Публикация «Формирование представлений старших дошкольников о происхождении кубанского казачества» размещена в разделах
История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные ее аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. [2]. Мы являемся свидетелями того, как считавшееся давно похороненным российское казачество возрождается и крепнет. Согласно решению Войскового Сбора Кубанского казачьего войска от 22 ноября 2003 г. «Об основных направлениях деятельности Кубанского казачьего войска», среди таковых были признаны военно-патриотическое воспитание, возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества. [3].
Исходя из этих перемен, нами было принято решение разработать программу наставнической деятельности «История Кубанского казачества».
Актуальность программы определяется его нацеленностью на воспитание казачат в детский садах, способное «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор воспитанников, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Цели программы - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно патриотического воспитания.
Задачами программы являются:
1. Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и традициям кубанского казачества.
2. Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков; совершенствование физического и психологического здоровья воспитанников на примере исторически сложившихся традиций казачества.
3. Укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей.
Программа курса «История Кубанского казачества» способствует формированию у дошкольников следующих качеств личности:
• патриотизм;
• уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества;
• ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
• трудолюбие;
• настойчивость;
• дисциплинированность;
• любовь к малой Родине;
• неравнодушное отношение к возрождению традиций Кубанского казачества :
Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества, является формирование :
- познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;
- всесторонне образованной, развитой личности;
- понимания значения культуры Кубанского казачества;
- чувства гордости за свою малую Родину;
- уважительного отношения к культуре кубанских казаков;
- представления о Кубани как неотделимой части России.
Форма работы — групповая (казачий круг). Продолжительность встречи — не более 30 минут. Преобладает комплексный тип совместной деятельности (рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы, проводятся мастер-классы). Основными формами работы являются познавательная (беседа на казачьем круге) и игровая деятельности.
Для более полноценного введения дошкольника в историческое прошлое кубанских казаков запланированы выездные экскурсии в музеи; для ознакомления с жизнью вольного казака – посещение местного ипподрома.
Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений) и игровая деятельность, а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (мастер - классы, исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, участие в фестивалях кубанской казачьей культуры).
К данной программе составлено календарно-тематическое планирование на 2 года (старший/подготовительный возраст).
Для полной реализации данной программы в ДОУ создана и совершенствуется предметно-развивающая среда, которая направлена, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников на традициях кубанского казачества :
- на территории ДОУ действует мини-музей под открытым небом «Казачье подворье», где педагоги используют интерактивные технологии. Создание этого музея и подворья накапливалось при поддержке родителей и педагогов ДОУ. Элементы кубанского подворья присутствуют и на игровых участках. Это мельницы, хаты, колодцы, плетень, корзины из лозы и др. За группами закреплены грядки, где дети сами сажают различные культуры и учатся ухаживать за ними.
- в групповых ячейках и на игровых участках созданы центры казачьего быта, где дети могут знакомиться с элементами костюмов, увидеть старинную посуду, игрушки, которыми играли казачата. Мотивы декоративно-прикладного искусства кубанского казачества присутствуют в оформлении интерьера детского сада (кубанские платки, вязанные крючком салфетки, коврики, вышитые скатерти, рушники). Созданы мини-мастерские по знакомству и обучению, кубанским ремёслам : ткацкая, гончарная, по изготовлению поделок из талаша, кукол-кувадок, мастерские вязания и лоскутного шитья, каждый центр дополнен дидактическими, развивающими играми и элементами кубанской утвари. Все это помогает детям глубже и ближе познакомиться с жизнедеятельности казаков и быта казаков;
- в приемной комнате для родителей созданы папки-передвижки, уголки для родителей, где они могут ближе познакомиться с заповедями казаков, праздниками казачьими и православными, духовными наставниками, атаманами.
Для того чтобы знакомство с вехами казачьего прошлого не были для ребят тяжелы, педагогами разработаны дидактические пособия для работы с дошкольниками.
Для детей раннего возраста развивающая предметно-пространственная среда позволяет проникнуться историей через игру и игрушки наших предков. Куклы – мотанки, лошади из ниток для свободной игровой деятельности детей изготовленные совместно с родителями. Всевозможные шнуровки - пособия по изучению орнамента, пособие-пазлы «На Кубани мы живем», игра «Одень казака и казачку», «Посади огород» и другие пособия помогают малышам почувствовать себя причастными к гордому роду казаков.
В групповых комнатах для детей старшего дошкольного возраста созданы ремесленные центры кубанских мастеров; каждый центр дополнен дидактическими, развивающими играми и элементами кубанской утвари. В группе дети занимаются гончарным мастерством, ткацким ремеслом, ремеслом макраме и вязания крючком и плетению на коклюшках. Воспитателями изготовлены дидактические пособия: «Готовим вместе»- об изучении кубанских блюд, «Загадки с грядки» - посадка казачьего огорода, «Отгадай и назови».
Вся развивающая предметно-пространственная среда детского сада располагает не только детей, но и родителей к тому, чтобы окунуться в историю нашего прошлого и начать возрождаться, помня, что мы потомки тех славных казаков, которые начинали три века назад обживать кубанские земли и подарили нам славную историю. [4].
Литература:
1. Губогло М. Н., Цулая Г. В. «Русские народы и культуры», Издательство «Наука», Москва,1999 г.
2. Коваленко, А. И. «Культура казачества восточных окраин России (XVII – начало XX вв.)», Благовещенск: «Зея», 2008 г.
3. Кубанское казачество : историко-правовое исследование Конец 18 нач. 20вв. / Краснодар, 2013 г.
4. Романова А. А., Соколов А. С. «Программа курса наставнической деятельности «История Кубанского казачества». - ст. Ленинградская, 2022 г.