Папки-передвижки

Система работы психолога по развитию познавательной сферы с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста

марина кожушная
Система работы психолога по развитию познавательной сферы с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ленинградский областной

Система работы психолога по развитию познавательной сферы с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Публикация «Система работы психолога по развитию познавательной сферы с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения особенностей организации работы с психолога со старшими дошкольниками с ОВЗ в аспекте развития их познавательной сферы.

Особенности работы с этой категорией детей связана с важностью разработки комплексного подхода, комплексной реабилитационной помощи, основанной на многоуровневом взаимодействии организаций, реализующих психолого-педагогическую, социальную и медицинскую помощь детям и их семьям.

Развитие познавательной сферы старших дошкольников с ОВЗ является важной задачей современной системы образования, так как в настоящее время существует ряд проблем в обеспечении комплексного подхода к методологии и технологии разработки психокоррекционных занятий с данным контингентом детей. Зрелость когнитивных способностей приобретает в этом возрасте острую актуальность, в связи с предстоящим включением ребенка в учебную деятельность с ее особыми требованиями к сформированности мыслительных операций.

Для реализации комплексного подхода в психологическом сопровождении ребенка необходимо знать психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ, основные направления и формы деятельности психолога, учитывать принципы этапности и преемственности, для обеспечения грамотного, научно обоснованного воздействия. Особое значение уделяется не только индивидуальным формам работы с ребенком, но и организации совместной продуктивной деятельности в системе «Психолог - родители - ребенок», так как семья является главной реабилитационной структурой, обладающей потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.

Поэтому целью данной работы является изучение особенностей организации комплексной деятельности психолога по развитию познавательной сферы старших дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Задачи:

- рассмотреть социально-психологическую характеристику целевой группы;

- проанализировать виды и формы деятельности психолога с детьми с ОВЗ.

- выявить наиболее эффективные направления и методы работы по развитию познавательной сферы старших дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Дети с ОВЗ, за счет наличия нарушений в развитии слуха, речи и т. д. проявляют недостаточную сформированность познавательных процессов (в соответствии с возрастными нормами). На формирование высших психических функций негативно сказывается взаимосвязь физических и психических факторов. Например, уже доказана взаимосвязь между моторной неловкостью и нарушениями в речевом развитии детей с ОНР. Поэтому так важно при развитии познавательной сферы старшего дошкольника с ОВЗ учитывать взаимосвязь умственного, физического и психического развития ребенка.

Когнитивная сфера старшего дошкольника содержит сумму познавательного опыта ребенка, которую следует рассматривать как «структурированную совокупность всех представлений и знаний детей, способов и мотивов их умственной деятельности» [2]. Для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, характерен ряд особенностей познавательной сферы, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Психолого-педагогические характеристики детей

Психические явления/ психологические качества Основная характеристика Проявления в поведении

Особенности восприятия низкий уровень развития восприятия, темп восприятия замедлен, объем узкий. Трудности восприятия пространства и времени. Необходимо более длительное время для приема и переработки сенсорной информации

Темп выполнения заданий очень низкий

Особенности мышления Все мыслительные операции недостаточно сформированы.

Некритичность мышления.

Слабое развитие словесно-логического мышления

Часто дети не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое

Внимание Низкий уровень свойств внимания:

неустойчивое, рассеянное. Переключаемость внимания замедлена. Дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Память Ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной. Воспроизведение информации носит бессистемный характер. Преобладает механическая над логической, наглядная над словесной

Познавательная активность снижена Замедленный темп переработки информации. недостаточно сформированы операционные компоненты учебно-познавательной деятельности

Общение Недостаточно развиты навыки и потребности в общении Потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми снижена

Особенности игровой деятельности Игра не сформирована Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны

Речь Имеются нарушения речевых функций Часто все компоненты языковой системы не сформированы. Трудности в понимании инструкций

Работоспособность низкая Не способен к длительным нагрузкам в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

Поведение Произвольное поведение не сформировано Расторможенность влечений, учебной мотивации.

Личностные Особенности Неустойчивость эмоционально-волевой сферы Низкая самооценка, Повышенная тревожность, инфантилизм

Таким образом, судя по данным таблицы, у детей с ОВЗ замедлено развитие познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения, наглядно-образного мышления. «Oни быстро устают на занятиях, у них ограничен запас знаний и представлений об окружающем мире, недоста- точно сформированы операционные компоненты учебно-познавательной де- ятельности, а также эмоционально-волевая сфера» [1].

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Таким образом, в системе деятельности психолога особое значение приобретает психодиагностическая работа по выявлению недостатков в когнитивном развитии ребенка в зависимости от имеющихся у него ограничений по здоровью.

Обязательным условием психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является коррекционно-развивающая работа, а также постоянное сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется поэтапно.

Работа психолога со старшими дошкольниками осуществляется с учетом вышеперечисленных недостатков развития когнитивных функций и направлена на решение ряда задач:

- Проведение соответствующей психодиагностической работы на выявление основных проблем в функционировании когнитивных способностей ребенка;

- разработка программ развития познавательной сферы с прицелом на формирование высших психических функций, с учетом индивидуальных возможностей и потенциальных трудностей каждого ребенка;

- повышение мотивации к предстоящей учебной деятельности, способности к преодолению трудностей;

- интенсивное развитие познавательных функций дошкольника в ходе игровой и психокоррекционной деятельности;

- развитие «тактильной» чувствительности ребенка как фундамента «ручного» интеллекта;

Для решения поставленных задач психологи используют богатый арсенал средств: от традиционных психокоррекционных занятий с детьми до инновационных тренингов в рамках арт-терапии и арт-педагогики.

Для детального анализа современных направлений в системе работы психолога по развитию познавательной сферы старших дошкольников ОВЗ, нами были рассмотрены варианты развивающих программ практикующих практических психологов.

В исследовании Золотаревой Ю. М. показаны возможности организации психокоррекционных занятий с детьми с ОВЗ с применением песочной терапии. Благодаря такому подходу становится возможным интенсивное и гармоничное развитие ведущих познавательных психических процессов, а также формирование соответствующих личностных качеств: мотивации, уверенности и адекватной самооценки.

В таблице 2 показаны основные характеристики данного игрового метода.

Таблица 2

Характеристики психокоррекционных занятий в рамках песочной терапии

Виды игр в песочной терапии Навыки и эффекты Преимущества метода

1. Обучающие игры с направленностью на развитие познавательной сферы ребенка (лепка, скульптура, работа с предметами и т. д.).

2. Познавательные игры.

3. Проективные игры, проводимые с целью психодиагностики и выявления направлений психокоррекции. - игровая форма, соответствующая ведущему типу деятельности;

- сочетание нескольких форм художественного творчества;

- отсутствие требований к специальным умениям;

- свободное и защищенное пространство для развития дошкольника. Обогащение словарного запаса;

-развитие связной речи;

- творческое рассказывание;

- развитие памяти, мышления, внимания;

- мягкая коррекция психоэмоционального состояния

Достижение развивающего эффекта достигается в данной программе благодаря широкому применению упражнений на развитие мелкой моторики рук, например, «Песочные секреты», рисования природными материалами, лепка из мокрого песка и многое другое.

Интерес представляют и другие авторские программы психологов, способствующие реализации комплексного, системного подхода к развитию познавательной сферы дошкольника с ОВЗ.

Такие программы отличает их инновационный характер, сочетание нескольких видов творческой деятельности и психокорреционных занятий с детьми. Так, в программе Ухановой А. В. с соавторами, представлена система работы с детьми с ОВЗ, целью которой является формирование у детей «созидательного отношения к миру для успешной интеграции в общество» [6]. Программа имеет символическое название: «Мой дом -моя планета». Анализ основного содержания, представленного в программе дан в таблице 3.

Таблица 3

Анализ содержания программы: «Мой дом -моя планета».

Цели программы Виды деятельности Содержание этапов программы

Социальные: обеспечить включение детей в социокультурную среду как ее равноправных участников. Совместная творческая. Игровая деятельность родителей с детьми 1 Стартовый этап : творческий проект на основе семейного фото; создание песочных картин и т. д.

Психологические :

Развивать творческую активность и познавательную сферу дошкольников. Психокоррекционные и тренинговые занятия под руководством психолога 2. Основной этап: 1) созидательная деятельность:

-постройка дома в природной среде, создание арт-объектов: кормушек для птиц, народных кукол.

2)использование развивающей игротеки на психокоррекции;

3) иппотерапевтические занятия.

Таким образом, в ходе творческого сотрудничества детей и их родителей в специально организованных условиях, дошкольники с ОВЗ имеют возможность в увлекательной игровой, тренинговой форме ряд умений, прямо или косвенно влияющих на формирование когнитивных способностей, их совершенствование.

Активизация воображения, правополушарного мышления происходит при выполнении ряда арт-терапевтических заданий (рисуночная деятельность разными материалами, участие в тренингах по изготовлению арт-объектов, экскурсий, привлечении музыкальной терапии, изготовлении семейных талисманов, конструировании дома своей мечты и т. д. В результате совместной творческой работы над изготовлением открыток, домов, кормушек возникает актуализация конструктивной деятельности, что включает понимание и представление детьми цели, средств и плана осуществления предстоящего или выполненного действия. Это имеет большое значение для формирования умственных действий. Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, при помощи родителей и под руководством психолога вырабатывают умения «действовать в определенной последовательности при решении задач различного типа, то есть выполнять их в соответствии с заданным алгоритмом действий». [5].

Значимую роль в развитие познавательной сферы изучаемого контингента детей вносит привлечение ряда визуальных средств, в том числе природных материалов. Таким образом, психолог создает оптимальные условия для развития творческой активности детей, стимулируя нужную мотивацию и развитие мыслительных операций.

Таким образом, система работы психолога должна проводиться в рамках комплекса мероприятий, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении. Необходимо учитывать приоритетные направления развития дошкольника. Так, в системе дошкольного образования ведущим направлением работы будет «ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе» [3].

Основные формы работы психолога по помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, представлены в таблице 3.

Таблица 4

Формы и содержание работы психолога

Форма работы Содержание работы

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей Своевременное информирование об особенностях развития психики ребенка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий

2. Разработка комплекса психологического сопровождения в образовательном учреждении Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды

3. Индивидуальная работа с ребенком Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ (в сотрудничестве с другими специалистами)

2. Психологическое просвещение педагогов Раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности.

Таким образом, изучив содержание работы по развитию познавательной сферы старших дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья, мы можем сформулировать ряд выводов:

1) Система работы психолога по развитию познавательной сферы ребенка включает в себя несколько направлений: психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное.

2) Формы работы психолога включают в себя огромный арсенал средств, особое значение среди которых приобретают арт-терапевтические занятия и упражнения, а также совместная созидательная, творческая деятельность с родителями.

3) Для достижения комплексного воздействия на развитие познавательной сферы дошкольника с ОВЗ необходимо организовать соответствующие психолого-педагогические условия, включающие профессиональные и слаженные действия педагогов. психологов, родителей и детей.

Список литературы:

1. Аксенова, Я. С. Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья// Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 5-6. С. 15-17.

2. Бабич Е. Г., Савченко Д. В. Когнитивная сфера и интеллект у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью //Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 1401-1404.

3. Лизунова, Г. Ю. психолого-педагогическое сопровождение детей инвалидов// Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: Сборник научных трудов. - 2017. С. 312-317.

4. Нифонтова А. А., Гаршина Е. И. Социализация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования// Новая наука: проблемы и перспективы. - №115.- 2016.- С. 74.

5. Ремезова,Л. А. Когнитивная визуализация как средство амплификации развития дошкольников с нарушением зрения в конструктивной деятельности//Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, №2(29)Психология. -2017, С. 47.

6. Уханова А. В. Программа реабилитационной лагерной смены для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей «Мой дом-моя планета»// Исцеляющее искусство. -2016. № 2. С. 42-45.

Публикации по теме:

Конспект занятия педагога-психолога с детьми по развитию эмоциональной сферы и навыков коммуникации Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы и навыков коммуникации. Цель:.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательной сферы с детьми дошкольного возраста Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательной сферы. Тема: «Прогулка по сказочному лесу» Цель: Развитие познавательной сферы.

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми «группы риска» Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения.

Система работы по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста Введение Как известно, дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей, поэтому целенаправленное.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики,.

Система работы по развитию одаренности детей дошкольного возраста Развитие ранней одаренности детей – залог успешного развития общества. Одним из самых интересных и загадочных явлений природы является.

Опыт работы «Работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию грамматически правильной речи» В соответствии с планом работы МБДОУ детского сада №2 на 2018-2019 учебный год, с целью организации работы с детьми старшего дошкольного.

Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы. В последние годы в системе дошкольного образования.

Занятие по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста «Я и мое настроение» Занятие по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста «Я и мое настроение» Цель: Развитие эмоциональной сферы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы психолога по развитию познавательной сферы с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 16:44
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД