Папки-передвижки

Хэппенинг как эффективная технология поддержки инициативы и познавательной активности детей раннего возраста в рисовании

Лавринчук Мария Юрьевна
Хэппенинг как эффективная технология поддержки инициативы и познавательной активности детей раннего возраста в рисовании

«Детский рисунок, процесс рисования –

это частица духовной жизни ребенка.

Дети не просто переносят на бумагу что-то

из окружающего мира, а живут в этом мире,

входят в него, как творцы красоты,

наслаждаются этой красотой».

В. А. Сухомлинский

В последнее время ФГОС дошкольного образования направляет

деятельность педагогов на создание условий в образовательном процессе,

направленных на поддержку инициативы и познавательной активности.

Новизна подходов к образовательной деятельности стимулирует педагогов к

поиску эффективных средств для выстраивания профессиональной

Публикация «Хэппенинг как эффективная технология поддержки инициативы и познавательной активности детей раннего возраста в рисовании» размещена в разделах

деятельности. Познакомившись с новой методической, педагогической

литературой, уделив внимание формам, подходам организации совместной

деятельности, я обратила внимание на современную личностноориентированную развивающую технологию, которая направленна на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных)

индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка –

хеппенинг. Эта форма работы меня очень заинтересовала.

Что же такое хеппенинг? Хеппенинг - форма современного искусства,

представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при

участии художников, но не контролируемые им полностью.

Хеппенинг особенно актуален при работе с детьми раннего возраста по

нескольким причинам:

- во-первых, импровизация и отсутствие четкого сценария естественно для

детей раннего возраста;

- во-вторых, результат деятельности заведомо успешен, что усиливает

интерес к деятельности;

- в-третьих, хеппенинг позволяет экспериментировать с красками,

веществами, предметами, что является естественной потребностью детей 2-3

лет;

- в-четвертых, хеппенинг направлен на поддержку детских инициатив и

формирование познавательных действий воспитанников.

В своей практике применяю хепенинг при работе с детьми 2-3 лет. Я

выбрала форму изобразительного хепенинга, потому что работа с

изобразительными материалами доступна детям раннего возраста и создает

возможности для экспериментирования с разными материалами, веществами,

предметами.

Хеппенинг в работе с детьми 2-3 лет направлен на:

- формирование представлений о свойствах и качествах некоторых веществ,

предметов (песок, краски, бумага и др.);

- поддержку и развитие детской творческой и познавательной инициативы;

- формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, объем, фактура);

- формирование предпосылок к развитию воображения;

- развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, пространственной

ориентировки;

- развитие изобразительных навыков;

- воспитание интереса к творческой и познавательной деятельности;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Хеппенинг применяем в рамках совместной деятельности взрослых и детей и

в свободной творческой деятельности.

При организации творческой и познавательной деятельности в форме

хеппенинга я выделила определенные этапы работы:

1. Подготовка материалов для экспериментирования и творчества.

2. Спонтанное творчество детей/наблюдение за деятельностью детей

(поддержка детских инициатив или инициирование деятельности с

материалами).

3. Совместное «создание образа» (рассматривая продукт спонтанного

творчества, педагог вместе с ребенком «находят» и озвучивают те образы,

которые «угадываются» в рисунке). Процесс «оживления» образа

осуществляется при помощи дополнения рисунка отдельными элементами

(игрушечные глазки, дорисовывания отдельных элементов. При этом образы

должны быть понятны ребенку.

Главное отличие хепенинга от использования методов нетрадиционного

рисования заключается в том, что педагог не ставит перед ребенком задачу

изобразить что-то конкретное (бабочку, цветок или травку, а насыщает

среду материалами и дает возможность ребенку в спонтанном рисовании с

помощью линий выразить свои эмоции. При этом образы могут возникнуть

самые неожиданные, а могут не возникнуть вообще.

Давайте подробнее остановимся на основных видах хеппенинга:

Давайте с вами рассмотрим виды хеппинга в изодеятельности и остановимся

на некоторых из них.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование

пальчиками.

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными

способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии,

прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге -

получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и

снежинки).

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки,

ракушки.

Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на

листе.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции,

наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины.

По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие

элементы, можно воплотить любые задумки.

Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в

рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.

С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить

солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

Польза от рисования пальчиками и ладошками:

Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.

Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании

пальчика, ладони и кулачка в краску, при ведении пальчиком по различным

поверхностям для рисования.

Осознание ребёнком собственного тела.

Раннее развитие творческих способностей.

Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком

изображение, малыш учится чувствовать границы.

Развитие представлений о цвете.

Развитие воображения и образного мышления.

Таким же подвидом являются способы рисования ватными палочками и

всевозможными штампами.

Положительное влияние на тактильное восприятие имеет и рисование на

песке, манной крупе и муке.

Образы, созданные ребенком в такой технике являются его отражением

бессознательного, они как и сны, но их еще можно и пощупать.

Не менее интересен и имеет успех у детей способ рисования файл art.

Помимо всех положительных моментов, которые так же развивает данный

способ рисования у детей, данный способ так же способствует концентрации

внимания, усидчивость и развивает творческую индивидуальность, и к тому

же данный способ называю «негрязное рисование».

Одним из последних видов хеппенинга называют сенсорное рисование

«рыбья чешуя», данный вид сравнительно недавняя находка, но уже

завоевала любовь и интерес у детей.

Данный способ так же способствует развитию творческих способностей, а

ещё снимает эмоциональное напряжение, что очень важно в период

адаптации детей в детском саду.

Таким образом, одна из форм личностно-ориентированной технологии –

хеппенинг - обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка,

максимально развивают индивидуальные познавательные способности

ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Используя в своей работе хеппенинг, я еще больше убедилась в том, что дети свободнее раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость,которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет

неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Пусть дети наши рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научатся видеть прекрасное в обычном. Нужно запомнить одно простое правило – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть таланты должны мы, взрослые!Пусть наши дети живут с душой художника!

Прикреплённые файлы:

hepening-dlja-mama_qd6av.pptx | 7553,84 Кб
 
Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Хэппенинг как эффективная технология поддержки инициативы и познавательной активности детей раннего возраста в рисовании
Опубликовано: 20 марта 2023 в 16:51
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД