МААМ-картинки

Игры для формирования звукового анализа и синтеза

Светлана Ануфриева
Игры для формирования звукового анализа и синтеза

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Важно помнить, что формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется, только при сформированном фонематическом восприятии и в принятой определенной последовательности:

выделение в словах первого гласного звука;

определение последнего гласного звука в словах;

Публикация «Игры для формирования звукового анализа и синтеза» размещена в разделах

определение наличия либо отсутствия в словах звука;

определение последнего согласного звука в словах;

определение первого согласного звука в словах;

определение гласного звука в середине односложных слов;

синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

определение позиции согласного звука в словах;

определение количества слогов в словах;

синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Звуковой анализ – это умение ребенка разделить слова на звуки, из которых оно состоит, определить наличие заданного звука в слове, определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Звуковой синтез – соединение звуков в слова.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза слова

Начинать необходимо с анализа гласных звуков, это можно делать следующим образом.

- Необходимо познакомить ребенка с символами гласных звуков, которые соответствуют положению губ при их произнесении. Затем с символами согласных звуков, которые представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.

- Игра «Звуки, по порядку становитесь»

Произносите один, два или три гласных звука, например «а», «ау», «иау», «о» и т. д., а ребёнок раскладывает на столе такое количество символов, которое соответствует числу произнесенных звуков.

- Игра «Сколько звуков

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука : а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

- Игра «Сколько звуков».

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

- Игра «Похлопаем».

Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

- Игра «Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.

- Игра «Буквы, по порядку становитесь»

Перед ребенком лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два : ау, иа, затем - по три звука : ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

После гласных приступают к анализу согласных звуков. Важно помнить и соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных (п, т, к) : кот, кнут. паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, суп, тулуп, стоп и т. д.

- Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан.», «пау.», «вени.» и т. д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

- Игра «Назови первый звук в слове»

Вначале нужно выделять согласный звук перед согласным (крот, стук, платье, а затем перед гласным (сом, кот, пар).

- Игра «Кто больше?»

Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук ш (или любой другой звук, будем называть их по очереди: одно слово ты, другое – я.

- Игра «А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

- Игра «Слово на ладошке»

Взрослый придумывает слово с заданным звуком (например со звуком ш) и хлопает ребёнку по ладошке, ребёнок в ответ придумывает слово с тем же звуком и хлопает по ладошке взрослому и т. д.

- Игра «Придумай слово»

Предложите детям назвать слова:

С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы,кружок, ножик.

С «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш, машина, шкаф, шишка, мышка.

С «песенкой мотора» -рак, рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

- Игра «Крайние звуки»

Назвать первый и последний звуки в словах : аист, ослик, угол.

- Игра «Хлопни - топни»

Задание для ребё нка: если услышишь слово со звуком ш – хлопни в ладоши, а со звуком ж – топни ногами.

Слова: шапка, жук, ежик, кошка, вешалка, лыжи, карандаш, ножницы, лужа, крыша.

- Игра «Исправь ошибку»

Прослушай предложение, найди ошибку, скажи правильно:

Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса. У девочки болел суп. У девочки длинная коза.

- Игра «Найди и назови нужное слово»

Предложите ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

С - Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

З - На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

- Игра «Четвертый лишний»

Ребёнок повторяет за взрослым слова, а затем называет то слово, в котором нет звука, встречающегося в других.

Зайка, белка, зонт, зебра (белка лишняя, в ее названии нет звука «3»).

Жук, жираф, мишка, ежик (мишка лишний, в его названии нет звука «Ж»).

Санки, самолет, зеркало, солнце (зеркало лишнее, в его названии нет звука «С»

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха ребенок уже научился делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок двух- и трехсложных слов.

- Игра «Прошагай слово»

Шагать и произносить слово по слогам. Каждый шаг – слог.

- Игра «Какое слово длиннее?»

Взрослый произносит слова, а ребёнок сравнивает их и говорит, какое слово длиннее: дом или домовой, шар или шарик, стол или столовая, кролик или крот, велосипед или велик.

- Игра «назови слово»

Взрослый произносит звуки, а ребёнок говорит, какое слово получилось (С,А,Д – сад)

- Игра «Какое слово получилось?»

Взрослый произносит звуки слова не последовательно, а ребёнок говорит, какое слово получилось (И,Н,О,К – кино)

Обучение письму невозможно без формирования звукового анализа и синтеза. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками и также возможно побуквенное чтение.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что овладение навыками звукового анализа и синтеза :

- обеспечивает готовность к освоению грамоты;

- способствует предупреждению появления нарушений при письме и чтении в период школьного обучения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик»Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: - учить определять первый звук в слове; - развивать буквенный гнозис - упражнять в узнавании.

Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?»Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Цель: развивать фонематический слух детей; развивать навыки детей различать.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Мастер-класс по оформлению дидактического материала для звукового анализаМастер-класс по оформлению дидактического материала для звукового анализа Рада приветствовать, вас, уважаемые коллеги, на сегодняшнем мастер-классе! Как вы знаете для занятий с детьми нам необходимы дидактические.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для формирования звукового анализа и синтеза
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 15:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД