Папки-передвижки

Игры-эксперименты на логопедических занятиях

Ирина Караваева
Игры-эксперименты на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Один из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Именно через познание осуществляется развитие детей в дошкольном возрасте.

Малыши — очень любознательный народ. Дошколята очень любопытны. Им хочется самим потрогать, пощупать, рассмотреть. Опыты и эксперименты просто обожают.

Публикация «Игры-эксперименты на логопедических занятиях» размещена в разделах

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. В ходе эксперимента идёт развитие памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если?».

Основной задачей годового плана, нашего детского сада, в текущем году является: «Опытно- экспериментальная деятельность дошкольников».

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я решила составить картотеку игр- экспериментов которые применяю в своей работе.

Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Учиться играя, экспериментируя!

Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи:

• расширение и углубление информации об окружающем мире,

• формирование на этой основе системы представлений;

• развитие у детей мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;

• формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;

• развитие абстрактного и логического мышления детей;

• а самое главное, дети учатся найти правильный ответ и сделать вывод.

• Активная, заинтересованная деятельность способствует активизации и пополнению словаря, развитию связной речи, пониманию особенностей грамматического строя речи родного языка.

Игры я разделила по трём направлениям.

• на развитие слухового восприятия

• на развитие воздушной струи

• на развитие мелкой моторики

Представляю вашему вниманию несколько примеров этих игр.

Игры на развитие слухового восприятия.

Почему все звучит?»

Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материалы и оборудование: стакан, резинка для банкнот.

Ход эксперимента:

Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать.

Надеваем резинку на стакан так, чтобы она прошла через дно и верхнюю часть стакана, образовав струну. Фиксируем резинку на стакане пальцами. Подносим дно стакана к уху. Играем на полученной «струне».

Что получилось?

Слышен громкий звук от резинки.

Почему так произошло?

Звук будет издавать любой предмет, который начнет колыхаться, т. е. совершать колебания. Мы услышим звук, только если он сможет попасть к нам в ухо. Через стенки стакана звук от резинки попадает сразу в ухо, мы хорошо его слышим.

Игра «Шумящие коробочки»

Цель: учить детей определять на слух, что звучит, находить пару.

Материалы и оборудование: коробочки, контейнеры из-под киндер-сюрприза, горох, косточки, семена и т. д.

Методика проведения: составить парные коробочки с одинаковым «шумом». В контейнеры из-под киндер-сюрпризов насыпать разные предметы (горох, косточки, семена льна, песок и т. д.). Взрослый предлагает детям найти одинаковые по звучанию коробочки.

«Зачем зайцу длинные уши?»

Цель: Дать понятие причины усиления звука.

Материалы и оборудование: Два плотных листа бумаги А-4, ширма, газета, полиэтиленовый пакет, бубен, колокольчик, свисток.

Ход эксперимента:

Послушай звуки и угадайте что «шумит». Взрослый за ширмой издает звуки предметами: (газета, полиэтиленовый пакет, бубен, колокольчик, свисток). Ребёнок отгадывает, какой предмет «шумел», уточняя, при помощи какого органа он услышал звук.

А теперь сверни из бумаги два рупора и поднеси их к ушам. Ещё раз послушай те же звуки.

Что произошло?

Звуки стали громче.

Почему так произошло?

Для того чтобы в узкое горлышко бутылки попало больше воды, используют воронку. Так же, как воду, воронка может собирать звуки и делать их громче. У животных часто встречаются большие уши-воронки, которые хорошо собирают и усиливают звук.

«Поющие бокалы».

Цель: Дать понятие, как меняется звук.

Материалы и оборудование: одинаковые стеклянные бокалы, вода, пластмассовая палочка.

Ход эксперимента:

В одинаковые стеклянные бокалы налить разное количество воды (воду можно подкрасить) и расположить их по нарастанию уровней воды. Тихонько ударяйте палочкой о каждый бокал.

Что произошло?

Каждый бокал издаёт свой звук.

Почему так произошло?

Когда палочка ударяется о бокал, то воздух в бокале начинает содрогаться. А это и есть звук, т. е. определенные колебания воздуха. Налитая в бокал вода уменьшает количество воздуха, тем самым меняя звучание.

Игры на развитие воздушной струи.

«Как взять в руки мыльный пузырь»

Цель: Определить, что поможет удержать мыльный пузырь в руке.

Материал и оборудование: мыльные пузыри, перчатка резиновая, перчатка кожаная, перчатка шерстяная.

Ход эксперимента:

Надуть мыльные пузыри и по очереди ловить их в разных перчатках.

Вывод: Мыльный пузырь «поймала» только шерстяная перчатка. Он не лопнул. Плёнка мыльного пузыря делает его упругим. На шерстяной перчатке есть много ворсинок. Пузырь от них немного отталкивается и словно «зависает в воздухе».

«Парашют»

Цель: Дать понятие, что сопротивление воздуха зависит от формы падающего предмета.

Материал и оборудование: Два одинаковых кусочка ваты.

Ход эксперимента:

Возьмите два кусочка ваты один скомкайте, а другой сделайте плоским. Положите скомканный кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Тоже проделать с плоским кусочком.

Вывод: Скомканный кусочек упал быстро, а плоский плавно опустился. Плоский кусочек ваты имеет такую форму, что воздух может его «поддержать», оказывая сопротивление падению.

«Буль-бульки»

Цель: Обнаружить силу воздуха.

Материал и оборудование: Два пластмассовых прозрачных стаканчика, трубочки для коктейля, вода.

Ход эксперимента:

В один стакан наливаем много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному.

Вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - нужно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

Игры на развитие мелкой моторики.

«На что способен рис»

Цель: Познакомить с понятием -утруска.

Материал и оборудование: литровые стеклянные банки с крышками, рис, гречка, перловка, горох.

Ход эксперимента:

Наполнить банку наполовину рисом. Утопить в него орех. Предложите ребенку потрясти банку из стороны в сторону (только в горизонтальном положение).

Что произошло?

Грецкий орех появился на поверхности. Его место занял рис.

Почему так произошло?

Между рисовыми зернышками есть пустые места. Когда мы трясём банку, зёрнышки двигаются и сближаются. Это называется утруской. Орех не может поместиться между зёрнышками. Они как бы толкают его вверх.

Тоже проводим с другими продуктами.

«Когда бумага рвётся лучше»

Цель: Определить когда бумага рвётся лучше.

Материал и оборудование: газета, журнал, картон.

Ход эксперимента:

Предложите ребенку порвать газету вдоль, затем поперёк. Повторите тоже с журналом и картоном.

Что произошло?

В одном направление газета, журнал. Картон рвутся легко, а в другом- криво и тяжело.

Почему так произошло?

Бумага изготовлена таким образом, что имеет слоистую (волокнистую) структуру. Между отдельными местами есть слабые места. Вдоль слоев бумага рвется лучше, потому что один слой отделяется от другого. Чтобы порвать бумагу поперек волокон, надо приложить больше усилий, т. к. сами слои крепче.

«Каковы овощи изнутри?»

Цель: Определить, что овощи имеют разную структуру.

Материал и оборудование: чисто вымытые овощи (картофель, морковь, чеснок, луковица и т. п., губка, краска, бумага.

Ход эксперимента:

Разрежьте овощи разными способами (вдоль, поперек, а капустный лист сверните трубочкой) и внимательно рассмотрите их-это ваши печатные формы (штампы). Сделайте из губки штемпельную подушечку: пропитайте губку краской.

Обмокните овощные штампы в штемпельную подушечку и сделайте оттиски на бумаге.

Что произошло?

Каждый овощ оставляет свой характерный след и всегда его повторяет.

Почему так произошло?

Овощи имеют не только разную форму, но и разную внутреннюю структуру. Разрезанные вдоль овощи сохраняют признаки, по которым их можно узнать с первого взгляда.

Также проводится с фруктами.

Заключение: Нам очень важно дать ребенку все посмотреть, пощупать, послушать, понюхать и попробовать на вкус. Игры-эксперименты дают нам такую возможность. В процессе экспериментально - игровой деятельности логопед решает коррекционные задачи. Таким образом, игры-эксперименты могут служить эффективным дополнением к традиционным логопедическим занятиям.

Закончить своё выступление я хочу словами из песни «Нано-техно» «Дискотека Авария».

Вставай на нано-лыжи,

Садись за нано-книги,

На нано-позитиве огромная страна

Нано-нано век!

Мы стали ближе,

Страна на-на-на пике,

И самый лучший в мире

Наш нано-человек!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Оригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятияхОригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать…» Упражнения и игры на логопедических занятиях. Фотоотчёт«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать…» Упражнения и игры на логопедических занятиях. Фотоотчёт Уважаемые, коллеги, хочу рассказать об играх на логопедических занятиях. С нами в группе, вот уже 10 лет, работает Комарова Елена Валерьевна.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Детский рисунок на логопедических занятияхДетский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях»«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Пособие «Логический квадрат» на логопедических занятиях по автоматизации звуковПособие «Логический квадрат» на логопедических занятиях по автоматизации звуков У детей дошкольного возраста логические формы мышления находятся в стадии развития. Дошкольник уже способен делать выводы и умозаключения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-эксперименты на логопедических занятиях
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 18:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры-эксперименты на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Караваева (УИ 728659) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД