МААМ-картинки

Имидж педагога дополнительного образования как важный фактор делового общения с родителями

Инна Алексеевна Махалина
Имидж педагога дополнительного образования как важный фактор делового общения с родителями

Успешность работы педагога во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально - личностного влияния на других людей, принятия на себя ответственности за последствия этого влияния. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Педагог - профессия особенная. Педагог всегда на виду. С самого порога начинается тонкое взаимодействие с воспитанниками, родителями, коллегами, результат, которого зависит от отношения педагога к миру, к окружающим людям, к себе. В силу своей деятельности педагог имеет очень широкий круг общения и для эффективного взаимодействия большую роль играет, как он выглядит в их глазах. Другими словами, каждому педагогу необходим свой деловой образ, свой собственный привлекательный имидж, который выступает как внешнее отражение личности и показатель его деловых и чисто человеческих качеств.

Публикация «Имидж педагога дополнительного образования как важный фактор делового общения с родителями» размещена в разделах

В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р. Ф. Ромашкина, Е. И. Манякина, Е. В. Гришунина, П. С. Гуревич, Ф. А. Кузин, В. Д. Попов, Б. Г Ушиков, В. М. Шепель, И. А. Федоров и др.).

Как целостная система имидж педагога характеризуется устойчивыми связями, существующими между элементами и объединяющими, закрепляющими структуру. Формирование имиджа педагога обеспечивается не отдельным компонентом, а их системой, взаимосвязью и взаимообусловленностью различных элементов. Важны и внешний вид педагога, и его внутреннее состояние. Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя, воспитателя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

В переводе с английского image в буквальном смысле означает образ. Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного учителя», говорят о том образе, который возник у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т. п. Иначе говоря, в данном случае слово образ должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке. Это означает, что понятие имидж может трактоваться и так, каким видят люди данного человека, точнее, как его оценивают, как они к нему относятся. Имидж - это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь» (С. И. Ожегов). Каждый из нас создает определенный образ - имидж - представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д. Что же такое имидж?

Рассмотрим, как это понятие трактуется в различных словарях и справочной литературе. Имидж - представление (часто целенаправленно создаваемое) о чьем-то внутреннем и внешнем облике, образе. Имидж - целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказывать эмоционально-психическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих, и без сознательного построения своего профессионального имиджа, естественно, не обойтись. Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет грамотно созданный имидж педагога, который создаст уважение у родителей и повысит авторитет педагога.

Основные функции имиджа педагога :

1. Профессиональная – обеспечение высокого качества обучения и воспитания.

2. Социальная – развитие творческой активности воспитанников, повышение статуса и престижа профессии педагога, повышение общественной значимости этой профессии.

3. Духовно-нравственная – формирование личности воспитанника, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, формирование нравственных качеств воспитанников (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям).

4. Визуальная – формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимыми из них являются: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я»; личностные качества; профессиональные умения.

Внешний облик, на мой взгляд, помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе детей и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого педагога правильно одеваться. А. С. Макаренко говорил: «Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками». В манере одеваться, я считаю, проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, и добиться успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю. Настоящий педагог не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. П. Чехов)

Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим, умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете – все это необходимо для улучшения профессионализма педагога.

Прочный фундамент, на котором строится взаимодействие педагога группы с родителями воспитанников - это позитивный настрой на общение и доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Категоричность, требовательный тон не допустимы в общении с родителями. В воспитателе привлекательны плавные и медленные движения, без суеты. Стоять надо прямо, не опираясь на что-либо и не держа крест-накрест ноги или руки, как говорят, в закрытой позе. Ходить следует прямо, поступью с носка. Немалую роль играют позы, настраивающие людей на общение либо, наоборот, мешающие ему. Во время делового общения с родителями нужно следить за своей позой, жестикуляцией, голосом, темпом речи. Поза должна быть одновременно достаточно свободной и сдержанно-подтянутой. Уверенность педагогу придает посадка на всем сиденье стула, можно опираться на его спинку, но, не развалившись, ноги держать вместе, ступни ставить нешироко одна от другой, руки свободно класть на колени. Говорить необходимо размеренно и уверенно, не тихо, но и не слишком громко, оглушающее, жестикуляция соразмерной ритму речи и соответствовать тому, о чем вы говорите. Так, например, менторская (руки за спиной) поза не способствует развитию взаимопонимания с воспитателем, вызывают реакцию недоверия у взрослых и детей. Очень трудно педагогу и родителям понять друг друга, когда педагог возвышается над родителем (такая поза, как сложенные руки на груди или, как говорят, «руки в боки»). Для доверительного общения его участникам желательно видеть глаза собеседника на уровне своих глаз. Воспитатель, взаимодействуя с родителями, должен соблюдать основные профессиональные требования к общению : речь педагога должна быть грамотной, правильной, без употребления слов – паразитов, эмоционально насыщенной. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Большую роль играет искренняя улыбка, обращение к людям по имени отчеству, умение слушать – значит слышать, понимать, участливо реагировать… Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагога с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я» считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.

Внутренний образ, по моему мнению, это, прежде всего культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в методике проведения занятия, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие. Внешний образ - это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение воспитанников на игровой уровень, умелая постановка всего хода занятия. Деятельность педагога, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому профессиональному умению, как самопрезентация. Под этим, словом понимается способность предъявить свои определенные качества той или иной аудитории с определенной целью. Например, педагог утром приходит к своим детям, которые хотят видеть в нем одно; днем к нему на открытое занятие приходят методист, коллеги и администрация, и каждый со своими ожиданиями, а вечером - родительское собрание, на котором предстоит испытание придирчивыми взглядами родителей воспитанников.

Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

Личностные качества

Обязательность у педагога таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний детей, взрослых и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.

Профессиональные умения.

В каждой профессиональной деятельности свойствами личности опосредуется технология работы, но только опосредуется, а не определяется (академик В. П. Беспалько)

Под профессиональной компетентностью я понимаю владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющими сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.

Педагогическая эрудиция – своеобразный запас знаний, который педагог применяет для решения педагогических ситуаций.

Педагогическое мышление и интуиция необходимы педагогу для предвидения развития ситуации без полного ее анализа. Педагогическая рефлексия – это способность педагога мысленно представить себе возникшую ситуацию у ребенка и на ее основе сложить представление о себе.

Педагогической импровизации, (опираясь на опыт работы, свойственна сиюминутность, единство интуитивного и логического.

Педагогическое общение, являясь и компонентом профессиональной компетентности, и компонентом имиджа педагога, направлено на создание благоприятного психологического климата на занятиях.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать основные выводы:

В литературе существует много различных подходов понимании такого понятия как «имидж». Имидж - представление (часто целенаправленно создаваемое) о чьем-то внутреннем и внешнем облике, образе.

Имидж - целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказывать эмоционально-психическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.

Что касается имиджа педагога, под ним понимается - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками педагога, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, педагог тем самым самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного- внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия. Кроме того, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса : целях, задачах, содержании, средствах, способах и приемах работы, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, особенно родителями, в разрешенной степени свободы импровизации и эмоциональной реакции на различные ситуации. Практическое овладение педагогом основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение педагога и его дальнейшее профессиональное совершенствование. Задача педагога – своим имиджем, поведением, стилем общения показать, что любовь — это чувство, приобретаемое и подкрепляемое. Человек, желающий нравиться, должен сам много сил приложить для этого.

В. Гюго говорил: «Стиль подобен хрусталю: чем больше за ним ухаживаешь, тем ярче и выразительнее его блеск».

Педагог создает культуру последующих поколений, и он должен быть интересен как личность, следовательно, образ педагога должен вдохновлять. Педагог обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, к родителям, к коллегам, своей личностью. Каким бы специалистом ни был педагог, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я».

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Праздничный концерт кружков дополнительного образования. ФотоотчётПраздничный концерт кружков дополнительного образования. Фотоотчёт Традиционно в конце учебного года в нашем детском саду на главной сцене проходит отчётный концерт кружка дополнительного образования.

Проект дополнительного образования. «Знакомство с творчеством В. Сутеева» Введение Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Имидж педагога дополнительного образования как важный фактор делового общения с родителями
Опубликовано: 16 января 2020 в 09:31
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД