Наталья Зотова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в Простоквашино. Дифференциация звуков [С], [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие
Форма проведения занятия : индивидуальное.
Цель: развитие навыков различения и правильного произношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
1. Формировать слухо-произносительную дифференциацию фонем, путём различения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Путешествие в Простоквашино, Дифференциация звуков [С], [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
2. Формировать умение опознавать заданный звук в слогах, словах и предложениях.
3. Закрепить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш].
4. Упражнять в правильном произношении звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
5. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения по преобразованию слов с помощью звуков [С] и [Ш].
6. Упражнять в согласовании числительных с существительными.
7. Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание слов со звуками [С] и [Ш].
8. Развивать речевое дыхание.
9. Развивать внимание и логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к занятиям через игру с героями «Простоквашино».
2. Воспитывать внимание к обращённой речи.
Материалы и оборудование:
Игрушки кота Матроскина и Шарика из мультфильма «Простоквашино», предметные картинки со звуками [С] и [Ш] (вишни, груши, сливы, абрикосы (по 5 штук, шишка, карандаш, шарик, машина, лошадка, снеговик, самокат, стакан, ласты, автобус, вырезанные бумажные бабочки, игра “Рыбалка” (рыбки с картинками и скрепками, удочка с магнитом, сюжетные картинки по скороговоркам.
Ход занятия
Вводная часть
Логопед : Здравствуй! Посмотри, что у меня в руках. (Логопед показывает письмо, на котором изображены герои мультфильма «Простоквашино»).
Логопед : Из какого мультфильма эти герои? В своем письме они приглашают нас к себе в Простоквашино. Поедем? Поедем на электричке. Проходи в вагон. (Ребенок и логопед садятся за стол перед зеркалом). А пока мы едем, предлагаю рассмотреть картинки и потренировать наш язычок. (На столе лежат карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, перевернутые картинкой вниз. Ребенок переворачивает карточки и выполняет упражнения артикуляционной гимнастики: «Блинчик», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Футбол», «Вкусное варенье», «Качели», «Бублик»).
Логопед : Вот мы и приехали. Посмотри, кто нас встречает? (Появляются игрушки Кот Матроскин и Шарик).
Матроскин: Здравствуйте! Мы рады, что вы к нам приехали. У нас много интересного в Простоквашино. И мы вам сейчас это покажем.
Логопед : Сначала мы с Матроскиным и Шариком отправимся во двор их дома.
Основная часть
Логопед : Ты чувствуешь, какой в Простоквашино свежий воздух и прохладный ветерок? Покажи, как дует сильный, холодный ветер. Как он свистит? С-с-с.
Логопед : А теперь подул лёгкий, тёплый ветерок. Как он шумит? Ш-ш-ш.
Логопед : Ты догадался, с какими звуками мы будем сегодня работать?
Ребенок: Со звуками [С] и [Ш].
Логопед : Правильно. Мы будем различать и правильно произносить звуки [С] и [Ш]. А почему именно Матроскин и Шарик будут нам в этом помогать? Какие звуки есть в их именах?
(Логопед медленно произносит имена героев, выделяя звуки [С] и [Ш]).
Ребенок : В слове Матроскин есть звук [С]. А в слове Шарик есть звук [Ш].
Логопед : Матроскин и Шарик очень любят играть в мяч. Правда они постоянно спорят и хотят сказать всё наоборот. Давайте поиграем с ними в игру с мячом “Скажи наоборот”.
Логопед : Я буду называть слог со звуком [С], а ты мне со звуком [Ш].
СА-… су-…. Ас- … ус- … со-… сы- … ос- … ыс- …
Логопед : А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах.
Вас- … Сашка- …. Сутки- …. Маска- …. Миска- …. Усы- ….
(Если ребёнок затрудняется самостоятельно заменить звук, то логопед произносит слова парами).
Логопед : А теперь мы отправляемся в сад Матроскина и Шарика. В их саду растет много фруктовых деревьев. Давай поможем Шарику и Матроскину их сосчитать. Шарик будет считать груши, вишни. Матроскин будет считать сливы и абрикосы.
( Ребенок собирает картинки и считает: 1 груша, 2 груши… 5 груш; 1 слива, 2 сливы… 5 слив.)
Так же считает вишни и абрикосы.
Логопед : А сейчас мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. Матроскин и Шарик взяли с собой удочки. Поможем им рыбачить?
Ребенок : Да!
Логопед : Но рыба у нас не простая, а с картинками.
Игра “Рыбалка”.
С помощью удочек ребенок «ловит рыбу» и называет картинку, изображённую на ней. Если картинка со звуком [C] – отдает эту рыбу Матроскину. А если со звуком [Ш] – то отдает рыбу Шарику.
Картинки со звуком [Ш] : шишка, карандаш, шарик, машина, лошадка.
Картинки со звуком [С] : снеговик, самокат, стакан, ласты, автобус.
Логопед : Какой молодец! Ты очень хорошо порыбачил. Наверное устал. Давайте разомнёмся и сделаем гимнастику «Бабочка». Ведь в Простоквашино очень много бабочек летает.
Физминутка «Бабочка».
Ребенок слушает текст и выполняет движения.
Спал цветок и вдруг проснулся. (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться).
Логопед : Посмотри, к нам прилетели бабочки. Давай подуем на них и поможем им взлететь. Вдыхай воздух через носик, а выдыхай через ротик, не забывай, что губки должны быть как трубочка. (Ребенок дует на бумажных бабочек).
Логопед : А сейчас мы проверим, какой ты внимательный.
Сможешь ли ты повторить сложные скороговорки, в которых имеется и звук С, и звук Ш. Будь внимательным, правильно произнеси и подбери картинку, которая подходит к этой скороговорке.
Игра «Будь внимателен».
Логопед читает скороговорку, ребенок внимательно слушает, повторяет и подбирает подходящую картинку.
У Сашки в кармашке – шишки да шашки.
Шла Саша по шоссе и сосала Сушку.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали.
Логопед : Матроскин очень любит что-то придумывать, сочинять. Вот и сегодня он сочинил разные предложения. Но по-моему, он что-то перепутал. Послушай и исправь ошибки.
Игра «Путаница»
Мама положила в тарелку манную «каску».
Пожарный носит «кашку».
Строитель строит «басню».
Кошку зовут «Маска».
В Новый Год я надену «Машку».
Ребенок вместе с логопедом заменяет звуки и слова на правильные.
Логопед : Вот и закончилось наше путешествие в Простоквашино. Тебе понравилось?
Ребенок: Да!
Логопед : Матроскину и Шарику тоже очень понравилась эта прогулка. Они благодарят тебя, но просят напомнить все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии.
Ребенок вспоминает слова, логопед подсказывает ему с помощью картинок.
Итог
Логопед : Ты сегодня очень хорошо занимался!
Какое задание тебе больше всего понравилось?
А какое задание было самым сложным? Главное, что ты научился различать звуки [С] и [Ш] на слух и при произношении. Молодец!