Марина Горева
Инклюзивное образование на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Публикация «Инклюзивное образование на современном этапе» размещена в разделах
Н. А. Коростелева и Е. А. Мартынова определяют включенное (инклюзивное) образование как процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех обучаемых».
Е. В. Данилова характеризует инклюзивное образование как организацию процесса образования, идентификации и социализации, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же образовательных учреждениях. Это учреждения общего типа, которые учитывают особые образовательные потребности детей и оказывают им необходимую социальную поддержку.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет особенность в развитии как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с особенностями социальной защитой, приходит «социальная» модель, которая утверждает, что причина особенностей в развитии – это существующие в обществе физические и организационные барьеры, стереотипы и предрассудки.
При введении инклюзии необходимо помнить о проблемах и рисках, которые она несет: отношение общества и родителей к детям с проблемами, создание вариативного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и другие.
Дети с особыми образовательными потребностями – это гетерогенная по составу группа, так как в нее входят дети с различными (психическими или физическими) нарушениями. Это дети с нарушениями слуховой, зрительной функций, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальной недостаточностью, с задержкой психического развития, выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с расстройствами аутистического спектра, а также дети с комплексными нарушениями развития. Для таких детей создан специальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС для обучающихся с ОВЗ) в котором представлены требования к усвоению адаптированных образовательных программ в рамках общего образования. Данный стандарт описывает каждую адаптированную программу, то есть, какие должны быть учебные предметы у той или иной категории детей, какие знания и умения они должны получить, обучаясь по этой программе.
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
Основная цель инклюзивного пространства – включение родителей, учащихся, педагогов, воспитателей и других специалистов в различные процессы, которые направлены на учебную, воспитательную, социальную, адаптационную, здоровьесберегающую, коррекционно-развивающую и другие виды деятельности. Можно выделить две модели инклюзивного пространства, которые охватывают вероятностные сферы воздействия, первая: внутри одного образовательного учреждения, вторая: за его пределами. Например, к последней модели можно отнести взаимодействие специальных коррекционных школ – интернатов с учреждениями дополнительного образования. Это различные выставки, мероприятия, выступления с участием детей с особыми образовательными потребностями.
По мнению Е. Л. Агафоновой, М. Н. Алексеевой, С. В. Алехиной основным фактором успешности инклюзивного процесса в образовании является готовность педагогов: профессиональная и психологическая. В структуру профессиональной готовности авторы включают: информационную готовность; владение педагогическими технологиями; знание основ психологии и коррекционной педагогики; знание индивидуальных отличий детей; готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения; знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития; готовность к профессиональному взаимодействию и обучению. Структура психологической готовности характеризуется такими компонентами как: эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение); готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция); удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
В настоящее время инклюзивное образование активно внедряется во все образовательные учреждения нашей страны и с каждым годом набирает популярность. Образование «наравне» позволяет детям с отклонениями чувствовать себя ничуть ни хуже, к тому же важной частью социализации является адаптация к образовательному учреждению и к обычной жизни, которая протекает незаметно благодаря данному обучению.
Таким образом, цель и смысл инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обычных образовательных учреждениях – это не только полноценное развитие и самореализация детей, имеющих какие-либо отклонения со здоровьем, но и освоение ими общеобразовательной программы, а также наряду с их сверстниками постижение важнейших социальных навыков. Наиболее важным является то, что в инклюзивном образовании предусмотрена реализация равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях, что гарантирует нам Конвенция по правам человека и Конституция РФ.
Для России инклюзивное образование является педагогической инновацией. Любая инновация проходит несколько этапов и на данный момент это этап внедрения, который, с одной стороны, характеризуется стихийностью, а с другой, попытками с научной точки зрения оценить условия готовности к принятию того нового, что несет любое нововведение.
На современном этапе вопрос внедрения инклюзивного образования в педагогической практике является достаточно актуальным, поэтому все вопросы его внедрения, трудности в организации привлекают внимание педагогической общественности. К числу обсуждаемых проблем относят обучение педагогов работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, работу с родителями детей-инвалидов, техническое оснащение школ специальными средствами для обучения и воспитания детей с ОВЗ, создание специальной среды, которая способствует успешной адаптации ребенка с проблемами здоровья к обучению в общеобразовательной школе.
Специальная социально-обучающая среда при реализации инклюзивного образования должна включать такие компоненты, как штат обученных педагогических кадров, комплекс нормативных и методических материалов (учебных программ, планов, УМК, специальной литературы, создание комфортных условий, обеспечивающих необходимый уровень адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу в школе, отвечающей его возможностям.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время функционирует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений. В нее входят специальные коррекционные образовательные учреждения, коррекционные классы при общеобразовательных учреждениях, Центры дистанционного образования для детей-инвалидов. На данном этапе формируется сеть базовых общеобразовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками.
В образовательной практике центральная роль отводится педагогу, от деятельности которого зависит эффективность проводимых реформ, что обуславливает необходимость качественного изменения подготовки будущих специалистов в области инклюзивного образования. Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, предъявляет повышенные требования к педагогу. При этом подчеркнем социальную значимость его профессии и важность проблемы формирования у него понятия готовности к управлению процессом обучения детей с ОВЗ и повышению его профессиональной компетентности в данном направлении деятельности.
Необходимым условием осуществления высоких учебно-воспитательных результатов является сформировавшаяся готовность педагогов к новым образовательным пространствам, в частности, к инклюзивной практике. Однако сегодня в процессе развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.
В статье А. С. Володиной и А. В. Дорохиной, посвященной вопросам инклюзивного обучения, дается подробный анализ результатов анкетирования представителей администрации общеобразовательных массовых школ (завучи и директора) и сотрудников ПМС-центров. Авторы исследования констатируют неоднозначное отношение респондентов к перспективе инклюзивного обучения детей с нарушениями развития. Трудности внедрения совместного обучения связываются подавляющим большинством опрошенных с недостаточной осведомленностью учителей массовых школ в соответствующих знаниях.
Таким образом, на сегодняшний день внедрение инклюзивного образования в первую очередь сталкивается с проблемами социального свойства, они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, готовность или отказ воспитателей, детей и их родителей принять новые принципы образования, недостаток психолого-педагогических знаний и технологий.