Лучший педагог года

Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников

Татьяна Петрова
Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Публикация «Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников» размещена в разделах

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача педагога – создать условия для реализации этой активности.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Ученый Н. Н. Поддьяков считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Реализуя общеобразовательную программу, изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мы обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – экспериментирование.

Проанализировав все аспекты в этой области, я решила внедрить в свою работу экспериментальную деятельность с детьми.

Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:

-практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Исходя из цели, поставила задачи:

Углублять представления о живой и неживой природе;

формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать мышление, внимание, память, речь;

воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Моя модель развития экспериментирования включала в себя несколько этапов:

На 1-м этапе я изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе.

На 2-м и 3 этапах – создала предметно-развивающую среду и составила учебно-тематические планы.

4-й этап - основной, это вся моя работа с детьми развитию познавательной активности средствами экспериментирования.

Набрав детей 3 – 4 лет, я начала постепенно вводить экспериментальную деятельность.

Ребенок 3—4 лет встает на новую ступень развития. Этот возрастной период является переходным из раннего детства в средний дошкольный возраст. Перед педагогами стоит сложная задача - подготовить детей к этому, вооружить знаниями, обогатить впечатлениями.

Очень важно не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребностях в движении, смене деятельности даже в рамках занятия. Организация занятий в дошкольных учреждениях часто не дает возможности ребенку отвлечься, поиграть, перейти от сложного задания к более легкому, что влечет за собой потерю интереса к образовательному процессу, нежелание выполнять требования педагога на занятии. Как следствие, ребенок младшего дошкольного возраста теряет интерес ко всему.

Однако время не стоит на месте, и дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими требованиями, обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Педагоги, имеющие опыт проведения комплексных игровых мероприятий, отмечают, что совмещение нескольких видов деятельности, связанных одним сюжетом, не утомляет малышей, а способствует проявлению стойкого интереса.

Для решения поставленных задач, я стараюсь создать предметно развивающую среду для экспериментальной деятельности – уголок экспериментатора, в котором ребенок мог бы познать окружающий мир. В уголке экспериментатора имеются различные материалы и оборудование: колбы, пробирки, воронки, ложки, банки, пипетки, стаканчики, лупа, песочные часы, ящик ощущений, различные растворы, краски, песок, глина, камни и многое другое, что может пригодиться в исследовательской работе, для проведения простейших опытов и наблюдений.

Я веду определенную работу по созданию необходимого наглядно – методического материала. Изготавливаю пособия, дидактические игры. В своей работе использую видеозаписи, мультимедийную установку. Включаю эксперименты во все виды организованной образовательной деятельности. Провожу те эксперименты, которые доступны детям для осознания и понимания данной деятельности. (слайд №2)

На примере своей группы я хочу представить вам в интеграции образовательные области «Познание» с образовательными областями «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Коммуникация». (Слайд № 3).

Мной были проведены эксперименты :

Первый эксперимент : «Прокати шарик»

Цель: Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

Материал: Линейка, кубик, шарик-колобок.

Ход эксперимента

Воспитатель: Вспомните сказку про Колобка. У каждого из вас есть шарик-колобок посмотрите, какой он красивый.

Первый эксперимент. «Шарик-колобок катится по прямой дорожке и любуется природой» (дети подталкивают колобка, он по линейке вперед по инерции, постепенно уменьшает скорость, останавливается).

Второй эксперимент. «Шарик-колобок катился, катился, оказался на вершине горы (одну сторону линейки положить на кубик) и покатился так быстро, что у него закружилась голова» (дети скатывают шарик с горки, он катится с большей скоростью, чем по прямой).

Увиденный результат вызвал у детей большой восторг и изумление.

Воспитатель: Как вы думаете, по какой дорожке шарику-колобку больше понравилось кататься?

Дети ответили, что колобку понравилось кататься по горке. На вопрос «Почему?», они ответили, «потому, что по ней быстро и весело». В ходе данного эксперимента мы совместно с детьми сделали вывод, что с горки шарик катиться быстро, а по прямой дорожке он не катиться.

Второй эксперимент : «Эксперимент с водой» (слайд 4)

Так же провела несколько экспериментов с водой. Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Для экспериментов с водой требуется специальное оборудование: большие емкости, наполненные водой, бутылочки, стаканы, миски, ложки и другие предметы. Во время каждого эксперимента обязательно комментирую действия: обращаю внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстием или без.

Выполнив эксперимент «Свойства воды» дети с удивлением обнаружили, что если посмотреть на картинку через стеклянную банку с водой, то ее будет очень хорошо видно. Сделали вывод, что вода прозрачная. А одна девочка заметила, что картинка стала больше. Я объяснила детям, что вода увеличивает изображение.

Во время эксперимента «Вода имеет вес» дети с легкостью определили, какая бутылка тяжелая. Я попросила дать мне тяжелую бутылку. Девочка сразу же подала мне ту, в которой была вода. Я спросила «почему ты думаешь, что она тяжелая» и получила ответ «там вода». Так мы пришли к выводу, что вода имеет вес.

Интеграция с областями «Социализация» включает в себя игру «Ручеек».

Третий эксперимент : «Воздух» (слайд 5)

Проводила несколько экспериментов с воздухом. Сначала рассказала о том, что все люди вдыхают воздух, что его нельзя увидеть, но можно почувствовать. Для этого предложила подышать на ручки.

После этого дала детям «вертушки» и предложила на них подуть. Дети с огромным удовольствием дули на «вертушки». Рассказала, что ветер – это тоже воздух, который передвигается.

Очень часто один эксперимент помогает сделать несколько выводов. Например, эксперимент с «вертушкой». Сначала я показала, как правильно надо дуть, чтобы крутились цветочки. После этого позвала для показа девочку, она подула. И тут один мальчик сказал, что у меня цветочки крутятся быстрее, чем у девочки. Я спросила, почему так происходит, и получила такой ответ «потому что вы большая и дуете сильно, а Марианна маленькая и у нее сильно не получается». После этого спросила, как мы можем узнать, что на улице дует ветер? «Потому, что качаются деревья». И мы пришли к выводу, что если ветер сильный, то и деревья качаются сильно.

Проводя данный эксперимент, я не ставила перед собой решение этой задачи, но очень часто дети сами начинают менять ход эксперимента. И меня это очень радует, потому что они начинают думать, заинтересовываться, делать выводы и самое главное они запоминают это. После этого опыта каждый раз на прогулке этот мальчик смотрит на деревья и определяет силу ветра.

Еще один эксперимент с воздухом мы провели с помощью зеркала. Я предложила детям подышать на зеркало. Сначала получалось далеко не у всех, т. к. дети еще не совсем понимают разницу между «подышать» и «подуть». Но постепенно у многих стало получаться. Дети заметили, что на зеркале появляется пятнышко. И я объяснила, что это тоже воздух, который мы выдыхаем.

Четвертый эксперимент : «Снег» (слайд 6)

Интеграция областей «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

В ходе экспериментов со снегом поиграли в подвижные игры: «Снеговик», «Льдинки, снежинки, сосульки». Упражнение на развитие речи: «Один много», «скажи ласково», «Нет чего».

Заучивали стихотворение И. Сурикова «Белый снег пушистый», слушали музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Рисовали узоры белой краской на темном фоне. По образцу дети выполняли белой краской узор на листах бумаги, тонировали их черным, фиолетовым цветом.

Выполняли упражнения с движениями: «Падают снежинки», «Солнце»

Пятый эксперимент : «Бумага» (слайд 7)

Интеграция областей «Социализация», «Коммуникация».

Мы делили апельсин

(ладошки вместе одна на другой – «апельсин»)

Много нас, а он один

(Показывают указательный пальчик)

Эта долька — для КОТА,

(указательный пальцы полусогнуты -уши кота, средний и безымянный пальцы прижаты большим к ладошке - мордочка кота.)

Эта долька - для ежа,

(Ладошки вместе, прямые пальцы рассоединить, большие вместе - головка ежа.)

Эта долька - для улитки,

(Указательный и средний пальцы правой руки подняты, безымянный и мизинец согнуты к большому, левую руку

положить сверху.)

Эта долька - для чижа,

(Руки повернуть ладошками к себе, скрестить, соединив большие пальцы. остальные прямые пальцы вместе.)

А для волка - кожура.

(Разводят ладошки в стороны.)

В о с п и т а т е л ь. У нас тоже есть апельсины. Посмотрите внимательно, из чего они сделаны? (Из альбомной и салфеточной бумаги.)

Ребята, помогите, пожалуйста, поделить эти апельсины. (дети делят апельсины — отрывают по кусочку и кладут их в тарелочки.)

- Какой апельсин легче делить? Почему? (Ответы детей.)

Появляется волк (игрушка).

Волк. Ох, как я зол, не дали мне попробовать апельсин. Ну, ничего, я сейчас пойду в гости к козе, у нее козлята одни дома остались. Вот и подкреплюсь.

Воспитатель. Волк, не сердись, пожалуйста. Мы тебе полную вазу апельсинов подарим, только не ешь козлят.

Ребята, давайте сделаем волку апельсины. (Дети комкают альбомный лист и салфетку и складывают в вазу.)

- Скажите, из чего легче делать апельсины? Почему? (Ответы детей.)

Волк берет и пробует апельсины, ворчит.

В о л к. Всем хоть по дольке, но настоящего апельсина дали а мне бумажных. Ну, спасибо, я вас тоже угощу. Вот вам апельсиновый сок. (Дает коробку апельсинового сока.)

Воспитатель. А как мы пить будем, у нас стаканов нет.

В о л к. я и стаканы подарю. Специально для вас сделал. Вы мне - бумажные апельсины, а я вам - бумажные стаканы. Пейте на здоровье! ’

Воспитатель раздает стаканы, обращает внимание на то, что они сделаны из салфеточной бумаги. Наливает в них сок.

- Ребята, попробовали сок? Почему? (Ответы детей.)

- Вот какой волк, обхитрил нас. Подарил стаканы, из которых невозможно напиться. Как же нам быть? Сока попробовать очень хочется.

Появляется белочка (игрушка).

Белочка. Здравствуйте, ребята. Почему вы печальные? Что случилось? Не печальтесь, я вам дам другие стаканы. (дает стаканы, сделанные из альбомной бумаги.)

Воспитатель. Но ведь эти стаканы тоже бумажные мы из них напьемся?

Белочка. А вы попробуйте!

Воспитатель (наливает детям сок в стаканы. Дети пьют сок). Из чего сделаны эти стаканы? (Из альбомной бумаги.)

- А как вы думаете, почему мы смогли напиться из этих стаканов?

- Альбомный лист прочный, плотный, он намокает, но медленно, и поэтому из стаканов, сделанных из альбомной бумаги, можно напиться.

- Ребята, для чего можно использовать альбомную бумагу? (Из нее можно сложить лодочки и пустить в плаванье по ручейку, в походе можно сделать стаканы, на альбомном листе можно рисовать не только карандашами, но и красками.)

- А на салфеточной бумаге можно рисовать красками? Почему?

_ Ребята, для чего мы можем использовать салфеточную бумагу? (Можно сложить различные цветы, вырезать снежинки.

они получатся тонкими и легкими, салфеткой можно вытереть рот и руки после еды.)

Теперь волк нас не сможет обмануть, мы знаем, для чего можно использовать Салфеточную и альбомную бумагу. Спасибо тебе, белочка, за помощь.

Шестой эксперимент : «Глина, песок» (слайд 8)

Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребенка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Интеграция областей «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

С детьми вспомнили сказку «Колобок», поиграли в дидактические игры: «Прятки», «Спрячь колобка», малоподвижную игру «Катись колобок».

В ходе экспериментов выяснили, что глина как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Её можно формировать руками. Из сырой глины легко лепить, так как она мягкая.

Проводили опыта с красками, которые направлены на развитие интереса к экспериментирования с цветом, мазком, формой, линией («Узнай, как маскируются животные», «Прятки». «Цветные льдинки»).

Седьмой эксперимент : «Растение» (слайд 9)

Интеграция областей «Художественное творчество» (рисование, «Музыка», «Коммуникация», «Социализация».

В ходе экспериментов сравнивали садовых, лесных и луговых цветов. Знакомились со строением цветка, выяснили, что у цветка есть корень, стебель, бутон, листья, лепестки. Поиграли в игру «Один- много», слушали музыкальную композицию «Вальс цветов» музыка К. Делиба. Рисовали цветы и травы на лужайке, знакомились с цветами лета, весны, осени. Познакомились с рассказом С. Вангели «Подснежники». Провели этюд – драматизацию «Подснежники» из цикла «Времена года» П. Чайковского. Дети под музыку исполняли импровизационные движения, изображая пробуждающиеся подснежники.

Начав работу со второй младшей группы, я надеюсь достичь хороших результатов. Анализируя деятельность уже видны маленькие достижения:

во-первых: дети с огромным удовольствием ждут новых «фокусов»;

во-вторых: некоторые дети начали наблюдать и делать микро – выводы;

в-третьих: у детей пополняются знания, речь и они начинают рассуждать.

Ведь как говорил П. П. Блонский «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».

Метод экспериментирования способствует :

- обогащению памяти;

- активизация мыслительных процессов;

- развитие речи;

- накопление умственных умений. (слайд 10)

Естественно, я планирую продолжить свою работу по экспериментальной деятельности, потому, что считаю, что умение наблюдать и экспериментировать очень хорошо помогает в жизни. В связи с этим соглашусь со словами В. Кудрявцева:

«В известном смысле вся человеческая жизнь – большой эксперимент. Эксперимент человека над миром и собой. Хотя, конечно, главный экспериментатор – сама жизнь. Именно она постоянно проверяет каждого из нас на прочность в непредсказуемых обстоятельствах. Руками нам подобных – таких же «испытуемых». Но порой только такая проверка позволяет нам проявиться в собственно человеческих качествах, раскрыться в них, а иногда сформировать их заново. И открыть перед собой мир». (слайд 11)

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельностиРазвитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности подготовил воспитатель первой квалификационной категории Абдулганеева Татьяна Владимировна. Работая с детьми продолжительное время, я.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Дудлинг, как нестандартный подход в организации изобразительной деятельности. Дудлинг, как нестандартный подход в организации изобразительной деятельности. Современному педагогу необходимо использовать в образовании.

Инициативность и творческий подход к организации профессиональной деятельности воспитателя ДОУ .

Мастер-класс «Современные подходы в организации опытно-экспериментальной деятельности детей» Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов-дошкольников Задачи: Познакомить с определением.

Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми «Освоение организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми» Людой ребенок, особенно дошкольник, по природе исследователь.

Отчет на ГПС: «Использование ИОТ в опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» .

Статья «Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников» Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников в дошкольной образовательной организации. Мир вокруг нас.

Уникуб «Воздух-невидимка». Дидактическое пособие для организации самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности детейУникуб «Воздух-невидимка». Дидактическое пособие для организации самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности детей Пособие - результат работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Воздух-невидимка". Цель: активизировать знания детей о свойствах.

Утренний сбор — новый подход к организации совместной деятельности детей и педагога в дошкольном учреждении Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направляет педагогов на индивидуализацию образования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников
Опубликовано: 14 января 2017 в 15:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД