Папки-передвижки

Использование дидактических игр в развитии словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Оксана Матвеенко
Использование дидактических игр в развитии словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в развитии словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация. В статье представлена характеристика детей с общим недоразвитием речи, в особенности в отношении развития словаря. Статья включает актуальность использования дидактических игр в развитии словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Публикация «Использование дидактических игр в развитии словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Ключевые слова : общее недоразвитие речи, дошкольники, развитие словаря, дидактические игры.

Annotation. The article presents the characteristics of children with general speech underdevelopment, especially with regard to the development of vocabulary. The article includes the relevance of the use of didactic games in the development of vocabulary in preschoolers with general speech underdevelopment.

Keywords : general speech underdevelopment, preschoolers, vocabulary development, didactic games.

В наше время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи. Как отмечает Р. Е. Левина, одни недостатки касаются звукопроизношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют такие нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи, что выражается в общем недоразвитии речи (ОНР) [1].

Как показывает практика, на успешность обучения существенно влияет уровень развития словаря и речи в целом. Известно, что дети, имеющие богатый словарный запас, как правило, испытывают меньше трудностей в обучении грамоте. По словам М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, дети с низким уровнем сформированности словаря испытывают трудности в общении, в обучении чтению и письму, поскольку свободная речь (устная и письменная, в первую очередь, основывается на хорошо развитом лексиконе [5].

В литературе имеется немало исследований, посвященных лексической стороне речи у обучающихся с ОНР и ее коррекции (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие). Ими выявлены такие нарушения лексики, как недостаточность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неправильное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, а также трудности актуализации словаря.

Проблема формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР актуальна тем, что от состояния этого компонента структуры языка зависит успешность овладения ребенком программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Тем не менее, не смотря на наличие определенного количества исследований, посвященных методике формирования словарного запаса у дошкольников с ОНР, вопрос об определении эффективных методов коррекционной работы в данном направлении остается до сих пор открытым [4].

Большие возможности для решения данной проблемы предоставляют дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактические игры служат одним из основных средств развития речи детей. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний. Также игры повышают интерес детей к речи, развивают сосредоточенность, обеспечивают лучшее усвоение речевого материала.

М. Р. Львов определяет активный словарный запас как часть словарного запаса ребенка, которая используется в его самостоятельной речи. Пассивный словарь – это набор слов, которые понимаются, но не используются в собственной речевой практике. Пассивный словарь намного больше активного, и в него входят слова, значение которых человек может угадать из контекста, и которые всплывают в сознании только тогда, когда их слышат [2].

Богатство и культура речи во многом определяются активной лексикой. Активный словарный запас ребенка включает в себя общеупотребительную лексику, но в ряде случаев – ряд специфических слов, ежедневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Перевод слов из пассивной лексики в активную представляет собой особую проблему. Введение в речь ребенка слов, которые он сам усваивает с трудом, употребляет в искаженном виде, требует от учителя усилий. Информация из психологии, лингвистики и физиологии может помочь определить диапазон слов, которые затрудняют работу ребенка на разных возрастных этапах [4].

Логопедическая работа с детьми должна осуществляться в два этапа. На первом этапе обогащается пассивный словарь детей дошкольного возраста, на втором – происходит перевод слов из пассивного словаря в активный и осуществляется их активизация: закрепление усвоенных ребенком новых слов с помощью специальных речевых упражнений и дидактических речевых игр, помогающих ребенку использовать новое слово в его собственной речи.

Для детей дошкольного возраста, имеющих диагноз ОНР, игра является ведущим видом деятельности. Однако игровая деятельность у детей с нарушениями речи заметно отличается от игровой деятельности нормально развивающихся детей, что обусловлено действием основного дефекта [3].

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в точном исполнении действий с предметами, не соблюдают очередность игровых действий, пропускают их основные части. Для них свойственно непостоянство внимания, уменьшение вербальной памяти и продуктивности запоминания, запаздывание в развитии абстрактно-логического мышления. Этим детям дошкольного возраста требуется больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для вовлечения в игру. В течение игровой деятельности наблюдаются паузы, отмечается истощаемость действий [4].

Дидактические речевые игры – эффективный и широко распространенный метод словарной работы с детьми дошкольного возраста. Эти игры являются средством познавательно-речевого и интеллектуального развития дошкольников. Каждая дидактическая речевая игра имеет свое программное содержание, представленное определенной группой слов, которые должны выучить дети определенного возраста. В любой такой игре ребенок сталкивается с необходимостью решить определенную психическую проблему, так что одновременно происходит коррекция речевой и познавательной активности ребенка [3].

Принципы использования дидактических игр на логопедических занятиях по активизации словаря у детей дошкольного возраста с ОНР следующие:

дидактическая игра должна опираться на программный материал;

дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более безопасным анализаторов (зрительного и тактического); - назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;

преимущества, используемые логопедами во время игр, должны быть внешне привлекательными;

условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать выводы о том, что роль словаря как важнейшей единицы языка и речи, его значение в развитии ребенка, определяют место в общей системе работы по развитию детской речи. Разнообразные, систематически проводимые с детьми словесные дидактические игры являются эффективным методом обогащения словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, и, в частности, формирования и активизации словарного запаса, а также развития фонематического слуха. Они развивают познавательные интересы детей и их интерес к интеллектуальной деятельности.

Список литературы

1. Левина, Р. Е. Общее недоразвитие речи / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – Москва, 2008. – 120 с.

2. Львов, М. Р. Методика работы над словарем / М. Р. Львов // Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – Москва : Просвещение, 2009. – С. 394- 412.

3. Макарова, А. Б. Дидактические игры и упражнения как средство формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А. Б. Макарова // Инновационная наука. – 2021. – №6. – с. 56-60.

4. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи : учебно-методическое пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова // Воспитание и обучение. – Москва : ГНОМ и Д, 2007. – 128 с.

5. Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / В. И. Яшина. – Москва, 2000. – 120 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в развитии словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 1 октября 2022 в 10:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД