МААМ-картинки

Использование интеллектуальных карт для организации познавательно-речевой деятельности для детей 5–6 лет с ТНР

Ольга Бейко
Использование интеллектуальных карт для организации познавательно-речевой деятельности для детей 5–6 лет с ТНР

Использование интеллектуальных карт для организации познавательно-речевой деятельности для детей 5–6 лет с ТНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Ладушка» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район

«Использование интеллектуальных карт для организации познавательно - речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Публикация «Использование интеллектуальных карт для организации познавательно-речевой деятельности для детей 5–6 лет с ТНР» размещена в разделах

Семинар- практикум для родителей

Подготовила воспитатель : Бейко О. Н.

2022г.

Цель: повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования ; создание оптимальных условий взаимодействия в образовательном процессе родителя и ребенка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями, возможностями и достоинством использования интеллектуальных карт в развитии детей. работы с использованием метода

Добрый день, уважаемые родители!

Хочу вас познакомить с уникальным методом, который мы детьми используем в совместной познавательно-речевой деятельности. А звучит он так: " Использование интеллект -карт в познавательно - речевой деятельности детей с ТНР"

Коротко расскажу историю этого метода.

Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mindmaps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Как это работает? Ученые выяснили, что умение человека находить решения в различных учебных и жизненных ситуациях связано не с количеством знаний в его голове, а с количеством связей между этими знаниями. Данный метод как раз направлен на то, чтобы создать это множество связей у ребёнка.

Достоинства заключаются в том, что освоить интеллект -карту способны дети с разными возможностями и тяжелыми нарушениями речи в том числе. Интеллект – карта универсальна в применении, доступна для детского восприятия. Она помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, доступна, легка в работе, не требует длительной подготовки к применению и большого количества материала.

Составление интеллект - карты предполагает использование графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Можно выделить примерные правила к составлению интеллект – карты :

-Главная идея обводится в центре страницы.

-Лист располагается горизонтально.

-Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

-Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

-Каждая мысль обводится.

-В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

-Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно, а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности.

Предлагаю вашему вниманию интеллект -карты созданные с детьми по некоторым лексическим темам.

По итогам изучения той или иной темы (в нашем случае это такие темы, как: "Грибы", "Домашние животные", "Кубанское подворье", "Дикие животные", "Транспорт", "Живые витамины") мы с детьми приступали к обобщению полученной информации и знаний (в ходе бесед, ситуативных разговоров, дидактических игр, затем собирали иллюстративный материал и только тогда выстраивали логические схемы по принципу интеллектуальных карт.

Этапы создания интеллект -карт :

1. Сбор материала о предмете или объекте.

Рассмотрим пример создания карты по теме "Грибы"

Создавая карту в данном варианте, мы выделяем главное слово - тему: "Грибы", вспоминаем, обсуждаем все, что знаем о грибах.

2. Составляем примерный план или схему будущей карты.

Вместе с детьми составляем интеллектуальную (умную) карту используя имеющиеся и дополненные знания и информацию по теме "Грибы". Получившийся рисунок наглядно демонстрирует нам пробелы в наших знаниях по этой теме. Далее мы начинаем искать недостающую информацию. Каждой новой информацией мы дополняем нашу карту. Этот вариант создания карты стимулирует детей к творческому поиску, а главное, знания, добытые таким образом, становятся достоянием ребенка, лучше усваиваются, чем если бы их преподнесли в готовом виде.

При создании карт можно использовать игровой метод "Помогатор" (Вопросник)

Например: Что мы знаем о грибах?

1. Где растут грибы?

2. Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)

3. Грибы двойники.

4. В каких лесных чащах можно встретить боровик, подосиновик.? и т. д.

Сначала это были нарисованные детьми схемы на которых дети самостоятельно изображали центральную картинку (тему интеллектуальной карты) и выстраивали информационные логические иллюстративные цепочки в данной теме.

А затем мы с детьми создавали уже итоговую коллективную интеллект -карту, используя как нарисованные самостоятельно предметные рисунки, так и готовые картинки собранные в рамках той или иной темы, и у нас получились вот такие интеллектуальные карты :

Готовую карту предлагается «прочесть» коллективно, затем и индивидуально. Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.

По итогу работы над созданием интелект-карт составляется рассказ. Только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке, созданной самим ребёнком. В этом случае, разница, определённо, очевидна.

И так можно сделать вывод, что работа над создание такой карты способствует закреплению и обобщению материала. Создание такой интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Этот вариант создания интеллект -карты развивает у детей умение выделить главную мысль, припомнить изученное. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развивается способность составлять и распространять предложения.

Предлагаю вам воспользоваться нашим с детьми опытом и создать дома интеллектуальную карту по интересующей ребенка и вас теме. при создании интеллектуальных карт вы можете смело проявлять свое творчество и дать свободу мысли и творчества вашему ребенку! Уверенна, такой увлекательные процесс взаимодействия принесет вам много положительных эмоций, а самое главное, в процессе этого увлекательного взаимодействия ваш ребенок получит колоссальный опыт: обобщать имеющиеся знания, добывать недостающие знания, выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий.

И еще повторюсь: что интеллект -карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.

При построении интеллект карт представления становятся более чёткими и глубокими, а процесс совместной деятельности сближает взрослого и ребенка, обеспечивая при том взаимопроникновение общими проблемами!

Спасибо за внимание!

И Удачи в творческом процессе!

Публикации по теме:

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование нестандартного оборудования в организации продуктивной деятельностиИспользование нестандартного оборудования в организации продуктивной деятельности Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» это высказывание.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности во второй младшей группе «23 февраля — День защитника Отечества!» Программное содержание. Познакомить с государственным праздником – Днем защитника Отечества. Развивать познавательный интерес к профессии.

Конспект НОД по познавательно-речевой деятельности во второй младшей группе «Весна. Жизнь птиц и диких животных» Конспект НОД по познавательно-речевой деятельности во второй младшей группе Тема: «Весна. Жизнь птиц и диких животных». Цель: становление.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование интеллектуальных карт для организации познавательно-речевой деятельности для детей 5–6 лет с ТНР
Опубликовано: 9 марта 2022 в 15:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД