МААМ-картинки

Использование мнемотехники в развитии связной речи и памяти дошкольников

Светлана Березина
Использование мнемотехники в развитии связной речи и памяти дошкольников

Мастер – класс на тему:

«Использование мнемотехники в развитии связной речи и памяти дошкольников».

Воспитатель, учитель-логопед: Березина С. В.

Цель: ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей развитие речи и памяти дошкольников.

Задачи:

Публикация «Использование мнемотехники в развитии связной речи и памяти дошкольников» размещена в разделах

- раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с задачами и этапами работы;

- предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников;

- на практике научить педагогов самостоятельно составлять мнемотаблицы для разучивания стихотворений.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;

листы бумаги, цветные карандаши.

Добрый день, уважаемые коллеги! Современные дети окружены массой информации, в её бесконечном потоке они, как правило, не успевают усваивать, запоминать, а соответственно и грамотно воспроизводить её.

Педагоги всё чаще сталкиваться в работе с детьми дошкольного возраста с такой проблемой как задержка речевого развития. У детей наблюдаются: сниженный объём словарного запаса, аграмматизмы при построении предложений, недостаточный уровень развития связной речи, отставание в формировании психических процессов памяти и мышления.

Родители же всё чаще жалуются: «Ребенок не может запомнить стихотворение из 4 строчек на праздник, зато тренды TikTok знает наизусть». Действительно, многим детям даётся легче запоминание сюжетов видео-роликов, фраз их мультфильмов, чем правил и стихотворений. Красочные, яркие, необычные картинки, мелькающие перед глазами детей с экранов телефонов и планшетов, привлекают их внимание и подкрепляются яркими зрительными образами.

В педагогической практике есть похожий «крючок», способный удержать внимание ребенка, зацепить знания и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым – это мнемотехника.

Мнемотехника – это система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

При использовании данной техники на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематически. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией и с задержкой психического развития. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко и просто, ребенок всегда может посмотреть на картинку-подсказку и она поможет ему. Такая методика придает уверенности и застенчивым детям, они учатся выступать на публике, становятся менее стеснительными и замкнутыми. Многие явления легче разбирать с детьми по мнемотаблицам, видя наглядный образ того, о чем идет речь, информация для них становится более понятной.

Мнемотехнику на этапе дошкольного возраста используют для решения следующих задач:

- обогащение словарного запаса;

- разучивание стихов, чистоговорок, пословиц;

- развитие связной речи

- развитие памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления.

Работу по внедрению мнемотехники в образовательный процесс лучше начинать с детьми возраста 4-5 лет, как правило, к этому времени у них уже сформирован минимальный словарный запас.

Работа должна строится от простого к сложному:

1. Сначала мы используем в работе мнемоквадрат.

Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения, т. к. формируются сенсорные эталоны и у детей остаются в памяти отдельные образы (солнце – жёлтое, елка - зеленая, ягода – красная).

Позже картинки заменяются графическим изображением: солнце - жёлтый круг, ёлка – зеленые треугольники, лиса – оранжевые круг и квадрат) и т. п.

2. После того, как у ребенка расширился словарный запас, мы переходим к мнемодорожкам.

Мнемодорожка – это ряд картинок - мнемоквадратов (3-4 элементов, по которым можно составить предложение или небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Опираясь на зрительный образ ребенок проще запоминает последовательность слов в предложении ему легче воспроизвести его.

3. Когда ребенок их усвоил принцип работы по мнемодорожкам и легко ориентируется в них, мы переходим к более сложной форме - мнемотаблицам.

Мнемотаблицы – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Это графическое изображение содержимого текста, путём выделения главных смысловых звеньев. Их необходимо изображать так, чтобы нарисованное было доступно и понятно детям.

Количество мнемоквадратов, из которых состоит мнемотаблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.)

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

1. Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д

2. При отгадывании и загадывании загадок;

Попробуйте, глядя на мнемотаблицу отгадать, что за загадка зашифрована.

Круглое, но не мячик.

Желтое, но не солнце

С хвостиком, но не мышь (репка)

3. При проговаривании чистоговорок;

4. При заучивании стихов, потешек;

Послушайте детское стихотворение:

В руки фрукты мы берем

И в корзинку их кладем:

Слива, персик, апельсин,

Груша, киви, мандарин.

Уважаемые коллеги, попробуйте воспроизвести данное стихотворение. Молодцы, кто справился, не расстраивайтесь, кто не смог запомнить с первого раза! Попробуйте ещё раз, опираясь на мнемотаблицу. Уверена, теперь стихотворение смогли рассказать все!

У детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания стихотворения, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить его текст.

Работа по разучиванию стихотворений по мнемотаблице строится следующим образом:

• Педагог выразительно читает стихотворение.

• Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

• Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

• Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

• Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

• Ребенок самостоятельно рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

5. Мнемотаблицы используют при пересказе.

С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят все действующие лица, последовательность событий и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений.

Алгоритм работы будет схож с алгоритмом разучивания стихотворений:

• Чтение педагогом текста;

• Рассматривание мнемотаблицы;

• Ответы на вопросы по содержанию:

• Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

• Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

6. Мнемотаблицы эффективно используют при составлении описательных рассказов.

В этом случае работа будет строится следующим образом:

1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы или самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

3 этап. После перекодирования осуществляется, рассказ по заданной теме, т. е. происходит отработка метода запоминания.

У меня в руках мячик и игрушечная машинка. Я предлагаю вам попрактиковаться в составлении описательного рассказа опираясь на мнемосхемы. Нам нужны два добровольца. Как вас зовут? Ира будет девочкой 4 лет и она опишет свою игрушку по верхней схеме. Как вас зовут? Девочке Ане будет 6 лет, она опишет свою игрушку по нижней схеме. Не забывайте о том, что с вами была проведена предварительная работа.

Молодцы! Какие замечательные рассказы у вас получились!

Систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц несомненно дает свои результаты:

• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам разделиться на команды и попробовать составить мнемотаблицы к любому стихотворению по вашему желанию. Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Ваши стихотворения «нарисованы» ,мнемотаблицы готовы, я предлагаю продемонстрировать их противоположным командам. Попробуйте отгадать, что это за стихотворения зашифрованы. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворения без опоры на текст. Таким образом можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

В заключении подведём итоги, использование мнемотехники действительно:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

В конце нашего мастер-класса я попрошу вас схематично на листе бумаги изобразить ваше впечатление, полезность или настроение, с которым вы уходите с него.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в развитии связной речи и памяти дошкольников
Опубликовано: 28 марта 2022 в 01:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД