Получи документы

К проблеме педагогического руководства дидактическими играми в ДОУ

Виктория Табанакова
К проблеме педагогического руководства дидактическими играми в ДОУ

К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ В ДОУ

В последнее время в педагогической науке появилось целое направление - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В. Н. Аванесовой, Ф. Н. Блехер, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, А. П. Усовой, Б. И. Хачапуридзе и др. Во всех их исследованиях подтверждается взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. [4, с. 223]

Публикация «К проблеме педагогического руководства дидактическими играми в ДОУ» размещена в разделах

О развивающем значении игры говорится в исследованиях Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др. [5, с. 189]

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». [4, с. 178]

Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовали бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». [2, с. 178]

В. Н. Кругликова дидактическую игру рассматривает как вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Поэтому дидактическая игра — это вид учебных занятий, специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей.

Особенность дидактической игры заключается в том, что:

- ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

- дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. (Н. П. Аникеевой) [3, с. 89]

Рассмотрим особенности педагогического руководства дидактическими играми в старшей группе ДОУ по следующим критериям:

Особенности планирования дидактической игры в педагогическом процессе ДОУ.

Требования к организации дидактических игр.

Для выяснения вопросов о характере дидактических игр как средстве образовательной работы, их место в педагогическом процессе детского сада, и в системе организованного обучения, мы подняли вопрос о применении дидактических игр в практике.

В дополнение нами был изучен календарный план, проводились эпизодические наблюдения за дидактическими играми в режимных моментах см. табл. 2).

Таблица 2.

Количество дидактических игр в календарном плане

Количество проведенных игр в месяц Количество проведенных игр в месяц

Апрель Май

В непосредственно образовательной области В самостоятельной игровой области В непосредственно образовательной области В самостоятельной игровой области

А) игры-путешествия А) игры-путешествия

0 0 0 0

Б) Игры-поручения Б) Игры-поручения

0 1 0 0

В) Игры-предположения В) Игры-предположения

1 3 0 0

Г) игры-загадки Г) игры-загадки

1 0 0 0

Д) игры-беседы Д) игры-беседы

1 8 4 5

Е) настольно-печатные игры Е) настольно-печатные игры

0 14 1 12

В ходе проведения констатирующего этапа нам удалось проанализировать календарное планирование в течение двух месяцев, вследствие чего было выявлено всего 51 дидактическая игра.

В непосредственно образовательной деятельности:

А) игры-путешествия: 0 Г) игры-загадки: 1

Б) игры-поручения: 1 Д) игры-беседы: 5

В) Игры предположения: 1 Е) настольно-печатные игры:1

В самостоятельной игровой деятельности:

А) игры-путешествия: 0 Г) игры-загадки: 0

Б) игры-поручения: 1 Д) игры-беседы: 13

В) Игры предположения: 3 Е) настольно-печатные игры: 26

Исходя из качественного анализа, можно сделать выводы о том, что в календарном плане не прослеживается определенная система планирования дидактических игр в течение недели, месяца. Общее количество игр в месяц колеблется от 22 до 29, в каждом месяце они различны. Из таблицы видно, что ни в непосредственно образовательной деятельности, ни в самостоятельной игровой деятельности дидактические игры применяются хаотично, отсутствует реализация принципов усложнения игровых правил, содержания игровых задач.

В календарном плане схематично указывается планирование дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности. В основном указывается наименование и цель игры, а материал для проведения игр не указан. Так, например, дидактическая игра «Прогноз погоды» Цель: учить детей передавать информацию с помощью эмоций, мимики и пантомимики.

Представленные материалы и результаты наблюдения за педагогическим процессом в группах для детей старшего дошкольного возраста показывают, что дидактические игры планируются и проводятся по аналогии с занятиями.

Не прослеживается конкретные связи между реализацией непосредственно образовательной области и дидактическими играми, невозможно проследить в какой момент процесса обучения включаются игры, по планам воспитателей.

Содержание дидактических игр часто не раскрывают темы недели, не связано с содержанием предшествующих непосредственно образовательной деятельности и не закрепляются в последующих. Например, в рамках тематической недели «Космос» воспитатель планирует следующие дидактические игры : «Что такое электричество», «Чья одежда», «Бытовые приборы», «Электричество». Но в конце недели воспитателем была проведена игра-беседа «Завершение пасхальной недели».

Однако программное содержание намеченных планов игр формируются в самом общем виде («развивать любознательность», «развивать мышление», «создать доброе настроение» и др.).

В преобладающем большинстве случаев дидактические игры преследуют цель: закрепление знаний, умений и навыков, так например, дидактическая игра «Чей дом?». Цель: назвать дом и кто в нем живет. Это не согласуется с современными требованиями ФГОС ДО к системе дошкольного образования.

Иногда педагоги планируют игры как занятие, приспосабливают их к характерной форме для реализации образовательных областей. Это приводит к изменениям учебно-игровой структуры дидактических игр. Воспитатели указывают в плане лишь дидактическую, учебную сущность дидактических игр, намечают программное содержание, но игровые компоненты - игровые задачи и действия, игровые правила- не выделяются, не продумываются заранее, не намечаются в плане. Вместо них указываются методические приемы, близкие по характеру к прямым приемам обучения.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что дидактические игры занимают в образовательном процессе детского сада не значимую роль. В календарном плане содержание дидактической игры не соответствует тематической недели, указывают дидактическую, учебную сущность дидактических игр, намечают программное содержание, но игровые компоненты - игровые задачи и действия, игровые правила - не выделяются. Игры направлены не на умственное развитие детей, а на закрепление пройденного материала.

Таким образом, проведенный теоретический и эмпирический анализ использования ресурсов игровой педагогике в практике образовательной работы с детьми дошкольного возраста позволил выявить противоречие, между тем, что современные исследователи актуализируют внимание практиков на значимости игровых методов и форм организации обучения дошкольников, наряду с тем, что в педагогической практике использование дидактической игры имеет архаический, несистемный характер.

Список литературы:

1. Елистратова, И. Давай с тобой поиграем [Текст]/ И. Елистратова //Мой ребенок. - 2006.- №11.- С. 17-23.

2. Запорожец, А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст]/ А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. –М. : Сфера, 1998.- 235с.

3. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. - М. : Сфера, 1998.- 189 с.

4. Усова, А. П. Игра [Текст]/ А. П. Усова. – М. : Сфера, 1998.- 256 с.

5. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/ Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1998.- 358 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Знакомство с Олимпийскими играми» КОНСПЕКТ НОД (открытое занятие). Образовательная область: «ПОЗНАНИЕ», Формирование целостной картины мира с элементами физкультуры Тема.

Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию в подготовительной к школе группе Вид деятельности: чтение произведения.

Неделя по проблеме энергосбереженияНеделя по проблеме энергосбережения Неделя по проблеме энергосбережения. В нашем детском саду прошла неделя по проблеме энергосбережения. Мы постарались привлечь к этой проблеме.

Патриотическое воспитание казачьими играми Слайд № 2. Действенным средством воспитания патриотизма, на мой взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям.

Проект по проблеме «Пространство группы» Проект по проблеме "Пространство группы" Возникновение проблемы: - Списочный состав (группы не резиновые). - Наполняемость группы (многообразие.

Рецензия к исследовательской работе по проблеме интеграции Исследовательская работа «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Статья «Инновационная деятельность в ДОО по проблеме поликультурного воспитания» Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. Особенно остро.

Теоретический анализ исследований по проблеме развития зрительной памяти Теоретический анализ исследований по проблеме развития зрительной памяти Понятие и виды памяти. Сущность зрительной памяти Память – один.

Занятие с дидактическими играми по мотивам русской народной сказки «Снегурочка и лисичка» Цель: создать радостную атмосферу Задачи: учить детей различать звуки по высоте, Учить детей различать форму, характер, средства выразительности.

Знакомство с олимпийскими играми В нашей группе прошла тематическая неделя "Олимпийская неделя". Дети узнали что такое олимпийские игры, символика. Была показана презентация.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
К проблеме педагогического руководства дидактическими играми в ДОУ
Опубликовано: 26 января 2017 в 15:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД