Получи документы

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей 3–4 лет. Часть 1

Татьяна Ярушина
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей 3–4 лет. Часть 1

Карточка №1. Знакомство с палочками Кюизенера

Цели: познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям

сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни

развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.

Материал: набор палочек Кюизенера, кукла.

Описание

Воспитатель обращает внимание детей на куклу Катю, которая пришла в гости. Катя

Публикация «Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей 3–4 лет, Часть 1» размещена в разделах

пришла с подарком, который находится в красивой коробке (набор палочек). Воспитатель

предлагает детям рассмотреть подарок.

Воспитателю необходимо дать детям возможность рассмотреть цветные палочки,

предоставить свободу, необходимую для того, чтобы сориентироваться в материале.

Наблюдение за тем, как дети играют с палочками, что именно они делают (конструируют,

выкладывают узоры).

Совместно с детьми воспитатель рассматривает палочки, и беседует с ними:

—Какие палочки? (короткие, длинные, большие, маленькие, цветные).

—Сколько палочек? (много).

—Одинакового цвета или разного?

—Какие цвета вы знаете? (дети перечисляют те цвета, которые им знакомы).

Воспитатель предлагает детям собрать палочки в коробку (когда поймет, что дети

наигрались) и поместить ее на полке с играми. Сообщает, что дети в свободное время

могут взять палочки и поиграть с ними. Дети с воспитателем благодарят куклу Катю за

подарок.

Карточка №.2 «Разноцветные палочки»

Цели: познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов,

развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету.

Развивать речь детей. Развивать внимание, память, мышление.

Материал: наборы палочек (полосок) Кюизенера, кукла, коробки разных цветов.

Описание

Воспитатель привлекает внимание детей, сообщает, что кукла Катя хочет с ними поиграть

с палочками. Дети вместе с воспитателем располагаются за столом. Воспитатель

обращает внимание детей на цвет палочек :

- Какие палочки по цвету?

- Покажите красную палочку (синюю, зеленую, желтую).

- Возьмите в каждую руку по одной палочке любого цвета, какой нравится, и назовите

цвет палочек.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает название цветов.

Затем кукла Катя приносит разноцветные коробочки, предлагает детям разложить

палочки в коробочки соответствующего цвета (красную палочку в коробочку красного

цвета, синюю в синюю коробку и т. д.). Дети вместе с куклой и воспитателем смотрят

правильность выполнения задания, совместно исправляют ошибки.

Карточка №. 3 «Строим дорожки»

Цели: закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать,

классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи

слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.). Развивать внимание, память,

мышление.

Материал: наборы цветных палочек или полосок, домики разного цвета (можно вырезать

из картона, силуэты гномиков разного цвета.

Описание

Воспитатель на столе или на ковре располагает разноцветные домики (белый, красный,

розовый, голубой и т. д.). Рассказывает детям, что получила письмо от жильцов этих

домиков — Гномов. В дождливую погоду им трудно пройти к своему жилью. Гномы

просят детей помочь, построить дорожки к домам, но так, чтобы они были одинакового

цвета с домиками.

Каждый ребенок выбирает домик и самостоятельно строит дорожку. Дети (при

необходимости с помощью взрослого) выясняют и уточняют, дорожка какого цвета

получилась, что можно I казать о цвете дорожек и домиков, какая дорожка самая длинная,

самая короткая.

Карточка №. 4 «Поезд»

Цель: Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности,

приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание,

память, воображение.

Материал: картина с изображением поезда, набор Палочек Кюизенера или полосок,

Описание

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с изображением поезда. Беседа по

картине. Что изображено на картине, • пой поезд, из чего он состоит (колеса, вагоны).

Воспитатель уточняет и дополняет знания детей. Затем предлагает детям построить поезд

из цветных палочек или полосок. Воспитатель выстраивает поезд на ковролине из

цветных полосок (белой, розовой, голубой, синей и т. д.) и объясняет свои действия.

Можно использовать любые комбинации палочек. Дети на столе самостоятельно

выстраивают свои поезда. Затем рассматривают что у кого получилось. Воспитатель

играет с детьми в поезд. Дети выстраиваются друг за другом — они вагончики,

воспитатель во главе - паровоз, и ездят по группе.

Паровоз кричит: «Ду-ду, я иду, иду, иду».

А колеса стучат, а колеса говорят:

«Так-так-так!»

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

Карточка №. 5 «Чудесный мешочек»

Цель: Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в

различении цветов. Развивать память, внимание.

Материал: набор палочек, непрозрачный мешочек.

Описание

Воспитатель предлагает детям поиграть, показывает «чудесный мешочек» и сообщает,

что там находятся волшебные палочки.

1. Детям нужно с закрытыми глазами достать из мешочка любую палочку, посмотреть на

нее и сказать какого она цвета.

2. С закрытыми глазами нужно найти две палочки одинаковой (разной) длины. Достать

из мешочка и сравнить: одинаковые по длине палочки какого цвета. Какого цвета разные

по длине палочки. Воспитатель делает вывод и подводит к тому, что одинаковые по длине

палочки — одного цвета, разные по длине палочки — разного цвета.

«Найди и покажи»

Цели: упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.

Материал: набор палочек, Буратино (игрушка или картинка).

Описание

Пришел в гости Буратино, он плохо знает названия цветов. Воспитатель предлагает

помочь ему. На столе или на ковре наборы палочек или полосок. Буратино говорит, какие

палочки ему нужны, а дети находят их в наборе.

- Найдите, пожалуйста, не красную палочку (значит, подходят все палочки, кроме

красной). - Не желтую. - Не синюю, и т. д.

Карточка №. 6 «Спрячь игрушку»

Цели: развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий»,

«низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать

палочки по высоте и длине.

Материал: наборы палочек Кюизенера (цветных полосок, мелкие игрушки или силуэты

животных разной высоты (лев, лиса, морж, журавль, слон, носорог, кенгуру, медведь, кро-

кодил, стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?».

Описание

Воспитатель читает детям стихотворение «Где обедал воробей?», беседуют по

содержанию. Воспитатель показывает животных, которые живут в зоопарке.

Рассматривают животных, сравнивают их по высоте. Воспитатель предлагает детям

построить для игрушечных животных свой зоопарк. Для этого каждый ребенок получает

игрушку зверя и строит забор такой высоты, который спрячет его (так, чтобы не было

видно).

Нужно обсудить с детьми, где, за забором какого цвета живет самый высокий зверь,

какой. За каким забором живет самый низкий зверь, кто это и т. д.

Рассматривают заборы-вольеры, какие выше, ниже. Обратить внимание детей на то, что

все «дощечки» в одном «заборе» одного цвета и одинаковой высоты.

Карточка №. 7 «Построим заборчик»

Цели: развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и

сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять

в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи. Развивающая среда:

наборы палочек Кюизенера, мелкие игрушки.

Описание. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки на столе, и рассказывает историю:

«Жила-была бабушка. Ее дом находился недалеко от леса. И были у бабушки друзья.

Лошадка возила бабушку за покупками. Коровка, которая кормила ее, давала молоко.

Собачка охраняла дом бабушки. Кошечка ловила мышей. Жили они дружно и весело, но

боялись волка, который жил в лесу. Вокруг дома не было забора, и животные были не

защищены. Они прислали нам письмо и попросили помочь построить забор».

Воспитатель предлагает детям взять наборы палочек. Дети выбирают животных

(игрушки). Воспитатель строит забор для бабушкиного дома из разноцветных палочек, а

дети для животных — из одинаковых по цвету. —Какие красивые заборчики!

—Из каких палочек вы строили заборчик? Какие палочки использовали? (каждый

ребенок рассказывает о своей работе). — Какой забор у лошадки? А у кошки? Высокий или

низкий?—Сможет ли спрятаться от волка корова, собака и т. д. ?

—Почему у вас получились такие ровные заборчики? Какого они цвета, размера?

—Посмотрите, какой заборчик у меня. Похож он на ваши? Почему не похож? Чем

отличается? Воспитатель подводит детей к тому, что палочки одинакового цвета имеют

одинаковую высоту, а палочки разного цвета - разные по высоте. — Бабушка со своими

друзьями будут рады и теперь им не страшен волк.

Карточка №. 8 «Построим мостик»

Цели: закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый» (равный) по длине, «шире»,

«уже». Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать воображение,

логическое мышление, речь. Организовать коллективную сюжетно-ролевую игру. Развивать умение

согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.

Материал: наборы разноцветных палочек, на ковре или на столе изображение

длинной извилистой реки, ширина которой изменяется или превращается в ручейки, игрушки

Описание. Воспитатель располагает игрушки по разные стороны «реки». Предлагает детям

рассмотреть реку и что есть вокруг нее. Обыгрывает ситуацию.

Машины, люди, животные находятся по разные стороны реки и не могут встретиться.

Как им помочь? Нужно построить мосты. Какая река? Во всех ли местах она одинаковая по

ширине? Какие мосты нужны (в разных отрезках реки? Каждый ребенок (при

необходимости с помощью взрослого) намечает, в каком месте реки он будет строить мост.

1. Дети подбирают для моста палочки (полоски) соответствующей длины (важно, чтобы их длина

перекрывала ширину реки). Методом проб и ошибок дети находят нужный стройматериал. После

строительства мостов обсуждается, какого цвета каждый из них, какой длины, какой - короче, длиннее.

Почему для ручейка взяли голубую палочку, а для речки — оранжевую (сравнить по длине).

2. Можно разнообразить игру и предложить детям другой вариант, сложнее. Строят мосты по ширине

палочек (для этого палочки одинакового цвета и длины прикладывают друг к другу, пока не соединят берега).

Какие получились мосты? (широкие, узкие). Широкие мосты какого цвета? Какого цвета узкие мосты?

Дети с помощью игрушек проверяют, достаточной ли ширины тот или иной мост, сможет

ли проехать машина, автобус, пройти кукла, заяц. По синему мосту (широкому) едет

автобус, по голубому (узкому) через ручей перебегает заяц.

Затем целесообразно для закрепления понятий перейти к самостоятельной игровой

деятельности детей.

Карточка №. 9 «Лесенки»

Цели: упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать

внимание, память.

Материал: наборы палочек Кюизенера.

Описание:

Воспитатель предлагает детям построить разные лесенки (разные комбинации цвета).

Например, сделать лесенку из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочка

внизу, вверху, посередине?

Можно предложить выложить лесенку из палочек через одну. Например, розовая палочка,

красная, фиолетовая. Задание: найди место для белой, голубой, желтой палочек.

«Найди ошибку»

Цели: упражнять в счете от 1 до 5. Закреплять название цвета. Развивать умение

сопоставлять предметы по цвету и размеру.

Материал: наборы палочек Кюизенера.

Описание. На столе выкладываются лесенкой палочки от 1 до 5. Затем воспитатель

предлагает ребенку закрыть глаза и перепутывает палочки. Ребенок открывает глаза и смотрит,

что изменилось, исправляет ошибку. В зависимости от знаний и умений детей воспитатель

может сделать больше или меньше ошибок. В этой игре возможно, чтобы воспитатель

поменялся ролями с детьми. Ребенок перепутывает палочки, а взрослый ищет ошибку

и восстанавливает лесенку. Игру можно повторять 5-6 раз.

Карточка №. 10 «Лесенка для котёнка»

Цель: Упражнять детей в прямом и обратном счете. Упражнять в счете от 1 до 5.

Познакомить детей с числовым значением палочек : 1 - белая палочка, 2 - розовая, 3 —

голубая, 4 — красная, 5 — желтая.

Материал: наборы палочек Кюизенера, игрушка котенок.

Описание

Воспитатель предлагает детям построить лесенку для котенка. Для этого нужно взять

самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «1».

Справа от белого кубика поставим розовую палочку — это число «2» и т. д. до пяти.

Дети вместе с воспитателем и котенком считают ступеньки, при этом называют цвет

ступенек.

Составим все палочки четко по росту

От низкой — к высокой, это очень просто.

Можно построить двустороннюю лесенку и, поднимаясь и спускаясь по ступенькам,

считать (прямой и обратный счет).

А рядом составим в обратном порядке — От длинной — к короткой,

как на зарядке. Мы по лесенке шагаем И ступеньки все считаем. Все

ступеньки до одной Знаем в лесенке цветной!

Публикации по теме:

Игры с цветными палочками Кюизенера, которые способствуют речевому развитию Речь ребенка можно развивать с помощью любых предметов и материалов. Ведь главное – это иметь фантазию для продумывания упражнений и заданий,.

Консультация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера дома» Родители всегда хотят, чтобы их ребенок был самым успешны и умел думать. Но можно ли сделать ребенка всесторонне развитым? Можно! Если весело.

Игры и упражнения с палочками КюизенераИгры и упражнения с палочками Кюизенера Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим.

Картотека дидактических игр по русским народным сказкам. Часть 1 Дидактические игры по русским народным сказкам Цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса.

Картотека дидактических игр по русским народным сказкам. Часть 2 «Шляпа фокусника». Цель игры: закрепление знания сказок; развитие речи; развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, внимания.

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера во второй младшей группе «Знакомство с палочками Кюизенера» «Знакомство с палочками Кюизенера» Цель: познакомить детей с палочками Кюизенера, как с игровым материалом Задачи: помочь детям сориентироваться.

Консультация «Игры с палочками Кюизенера»Консультация «Игры с палочками Кюизенера» Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как.

Конспект занятия по конструированию с разноцветными палочками Кюизенера. Средняя группа Занятия по конструированию с разноцветными палочками Кюизенера. Средняя группа. Аннотация. Методическая разработка направлена на интегрирование.

Проект «Волшебные блоки и палочки. Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша» Проект на тему: «ВОЛШЕБНЫЕ БЛОКИ И ПАЛОЧКИ» (Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша) Воспитатели: Синица Ольга Николаевна,.

Знакомство с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша в игровой форме Цель: знакомство детей с нестандартным дидактическим материалом. Задачи: • Развивать у детей представления о цвете, о длине; • Учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей 3–4 лет. Часть 1
Опубликовано: 12 августа 2019 в 07:53
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД