МААМ-картинки

Картотека игр и упражнений для развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Остапенко
Картотека игр и упражнений для развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Портрет дошкольника - будущего первоклассника, состоит из таких характеристик как: конструктивно и критически мыслящий, быстро реагирующий на вызовы, принимающий рациональные решения, легко адаптирующийся к внешним факторам

Развивать критическое мышление нужно с дошкольного возраста и, конечно, в игровой форме. Специальные игры помогут развитию творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, формированию предпосылок универсальной учебной деятельности.

Публикация «Картотека игр и упражнений для развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Они учат классифицировать, сравнивать, вычленять общее, оценивать, критически анализировать информацию, уметь делать выводы, принимать продуманные решения, не бояться высказать своё мнение, уважать и принимать во внимание мнения других, находить причинно-следственные связи, научиться здоровой дискуссии.

«Картинки-загадки»

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Воспитатель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к воспитателю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

«Противоположность»

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка".

Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая, "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы, "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

«Придумай загадку»

Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

«Кто кем (чем) будет?»

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

- цыпленок - петухом;

- мальчик - мужчиной;

- теленок - коровой или быком

- бумага – книгой

- снег –водой

- вода – льдом

- семечко – цветком

- мука – блинчиками и т. д.

Игра-наоборот: «Кто кем был?»

- лошадь - жеребенком

- цветок - семенем

Игра «Жили-были»

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или группой детей, задавая вопросы по очереди.

Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со «степенью трудности» определитесь сами.

Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» - "Он стал петушком».

«Жила-была тучка, что с ней потом стало?» - «Из нее дождик пролился»

«Жил-был ручеек, что с ним стало?»«Зимой замерз», «Засох в жару».

«Жило-было семечко, что с ним потом стало?» - «Из него цветок вырос».

«Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» - «Из него сделали кирпич (вазу)».

Игра «Третий лишний»

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Детям 3-5 лет условия более простые, например:

Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников :

• молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.

• машина, лошадь, трамвай;

• шапка, платок, сапоги;

• роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:

• дождь, снег, река;

• врач, турист, шофер;

• тень, солнце, планета;

• мороз, вьюга, январь;

• камень, глина, стекло;

• дверь, ковер, окно;

• море, река, бассейн.

Игра «Какое что бывает?»

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Например:

• Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.

• Что бывает длинным? (коротким)

• Что бывает широким (узким?

• Что бывает круглым (квадратным?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.

Упражнение "Кто без чего не обойдётся"

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад … какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему? Без садовника … собаки … забора … земли? Почему?

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

• Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

• Река (берег, рыба, рыболов, водоросли, вода)

• Город (автомобиль, дома, люди, улица, велосипед)

• Чтение (глаза, книга, картинка, слово)

• Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

• Детский сад (воспитатель, дети, игрушки, стулья, кровати, книги, пластилин)

Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?

Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

Игра «Я луна, а ты звезда»

Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции.

Вариант для игры вдвоё м: Один говорит, например: «Я - гроза!». Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: «А я –дождь». Первый продолжает тему: «Я - большая туча!». Ему можно быстро ответить: «Я – осень». И так далее.

Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек.

Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например: «Я - пожарная команда!». Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: «Я – шланг». Другой спешит на второй стул и говорит: «А я – пожарник». Ребёнок – «пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: «Я беру шланг». Он обнимает «шланг» и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: «Я - швейная машина!» и игра продолжается.

Игра «Почемучка»

Учит ребенка рассуждать. Не давайте готовые ответы на вопрос «почему?».

Начните беседу на улице, давая пример ходу рассуждений: «Почему не нужно сейчас прыгать в лужу?». Если ребенок не знает, что ответить задайте ему наводящий вопрос: «Что случится, если ты прыгнешь в лужу? Правильно, ты испачкаешься и промокнешь! Тогда нам, скорее всего, придется уйти домой с прогулки». Главное, чтобы ребенок как можно больше гипотез, делал обобщения, искал причины, мыслил и активизировал запас своих знаний, фантазировал.

«Додумки»

Помогает развивать и критическое и творческое мышление. Прочитайте с ребенком рассказ или сказку. На самом важном поворотном событии предложите ему додумать свой вариант сюжета. Дочитайте рассказ или сказку до конца и сравните свой и авторский варианты концовки. Порассуждайте, почему такой конец придуман ребенком и автором.

Упражнение «Очевидное-невероятное»

Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт. Например: что общего между молоком и ежиком?

- ботинком и карандашом?

«Полезно-Вредно»

Выбираем ситуацию и поочередно перечисляем, что в ней полезного и что вредного. Развивает, умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребенок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.

Например:

- Дождь полезный, потому что растут растения.

- Дождь вредный, потому что может что-то затопить.

- Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.

- Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть… и т. д.

Игра «Данетка»

Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры.

Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

Достоинства "данеток"

У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.

Например: ДОМ

- Это живое?

- Нет.

- Это сделано человеком?

- Да.

- Несет пользу человеку?

- Да. и т. д.

Эта игра учит:

• Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!

• Классифицировать. Такая игра – своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация сужается, тем сложнее ее делить, но тем интереснее и загадочнее.

• Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадочно, что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.

Игра «Что внутри?»

Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. Количество игроков: любое

Например:

дом - стол,

шкаф - свитер,

холодильник - кефир,

тумбочка - книжка,

пузырек - лекарство,

кастрюля - суп,

дупло - белка,

улей - пчелы,

нора - лиса,

автобус - пассажиры,

корабль - матросы,

больница - врачи,

магазин - покупатели.

Игра «Сказки-перевертыши»

Правила игры – название сказки «перевернуть наоборот» и загадать противнику. Кто больше отгадает сказок – тот и выиграл. Как вариант – можно «переворачивать» не только названия сказок, но и имена главных героев. Такая игра отлично тренирует логику и мышление детей.

Несколько примеров сказок-перевертышей:

«Дворец» - «Теремок»,

«Оловянное животное» - «Золотая рыбка»

«Квадратик» - «Колобок»

«Петушок - Рябушок» - «Курочка - Ряба»

«Курочка – серебряная лапка» - «Петушок – Золотой Гребешок»

«Бумажная коровка» - «Соломенный бычок»

«Больной – Ойздоров» - «Доктор Айболит»

«Носочек» - «Варежка»

«Пес без шляпы» - «Кот в сапогах»

Так можно продолжать до бесконечности, благо сказок – огромное количество. Главное – дать волю фантазии, а дети будут радостны и довольны!

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр и упражнений для развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 18:07
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД