Наталья Мамаева
Классификация речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р. Е.).
Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному.
Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной и письменной речи.
1. Нарушения устной речи определяются двумя формами, в которых выделяется 9 видов речевых нарушений :
Публикация «Классификация речевых нарушений» размещена в разделах
Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата
брадилалия (или брадифразия) – патологически замедленный темп речи
тахилалия (или тахифразия) - патологически ускоренный темп речи
заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
дислалия (косноязычие) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата
ринолалия (гнусавость, палатолалия) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарат
дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
2) Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:
алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет)
афазия
дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма
дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения.
Об аграфии и алексии говорят в случае несформированности (в ходе обучения) процессов письма и чтения. Аграфия и алексия выявляются так же в случаях распада сформированных навыков вследствие поражений коры головного мозга. Причём координация движений и сила руки остаются сохранными. Может быть сохранным списывание.
,.
Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас, функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной).
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).
ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). При компенсации фонетико-фонематической стороны речи и проявлениях недоразвития лексико-грамматического строя речи – ОНР и СНР переходит в ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи).