МААМ-картинки

Конспект деловой игры для педагогов «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста»

Екатерина Ваганова
Конспект деловой игры для педагогов «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста»

1 слайд

Сегодняшний педсовет направлен на решение одной из задач годового плана: совершенствование познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Совершенствование работы педагогического коллектива, направленной на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, с целью развития их интеллектуальных способностей, познавательного интереса и творческой активности.

2 слайд

Публикация «Конспект деловой игры для педагогов „Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

В ФГОС ДО выделена область познавательное развитие, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи познавательного развития:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности;

Приобщение к социокультурным ценностям.

Формирование элементарных математических представлений.

Ознакомление с миром природы.

Одним из средств познавательно-исследовательской деятельности является метод экспериментирования, который способствует формированию у детей познавательной активности, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

3 слайд

Познавательная активность дошкольников - это и стремление к получению знаний. А чтобы ребенок стремился к знаниям, нужно знакомить его с окружающим миром (формировать представления об окружающем мире); развивать целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность; развивать интерес к деятельности.

4 слайд

На слайде представлены методы развития познавательной активности, о которых нам подробнее расскажут выступающие. Мы уже говорили, что экспериментирование является одним из методов развития познавательной активности. Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе заключается во включении детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия познавательного характера. Юлия Вячеславовна расскажет о формировании познавательных действий у детей первой младшей группы через экспериментирование с материалами и веществами.

5 слайд

Для организации экспериментальной деятельности должны соблюдаться следующие условия:

Педагог должен знать структуру экспериментирования.

1. Мотивация детей - У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна-красна - у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

2. Постановка познавательной задачи - формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда. Почему избушка растаяла?

3. Выдвижение детьми предположений – дети из своего опыта (наблюдений, бесед) предлагают варианты.

4. Проверка гипотез. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

5. Фиксация результатов. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

6. Рефлексия

6 слайд

Развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать экспериментальной деятельности. Об условиях для детского экспериментирования расскажет Елена Александровна.

7 слайд

Все опыты и эксперименты должны делиться соответственно темам. Примеры увидите на слайде.

8 слайд

Для развития интереса к деятельности мы используем различные средства и способы организации детей. Об этом нам расскажет Елена Викторовна.

9 слайд

Интегрированный метод обучения, предполагающий полную интеграцию (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием, частичную интеграцию (интеграция художественной литературы и изодеятельности, Интеграцию на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Далее хотелось бы представит занятие по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе.

Соответствует ли занятие возрастным особенностям

Какие средства и способы использовались

Какие виды деятельности были использованы

Какие образовательные технологии увидели?

Поиграем

Содержание заданий для педагогов

«Объяснялки» от детей (звукозапись)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).

«Внимание, вопрос!»

1. По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?

(Слайд 3-6) Правильный ответ: Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

а. По характеру объектов, используемых в эксперименте :

Опыты с растениями

Опыты с животными

Опыты с объектами неживой природы

Опыты, объектом которых является человек

б. По месту проведения опытов:

В групповой комнате

На участке

В лесу, в поле

в. По количеству детей:

Индивидуальные (1 – 4 ребенка)

Групповые (5 – 10 детей)

Коллективные (вся группа)

г. По причине их проведения:

Случайные

Запланированные

Поставленные в ответ на вопрос ребенка

д. По характеру включения в педагогический процесс :

Эпизодические (проводимые от случая к случаю)

Систематические

е. По продолжительности:

Кратковременные (от 5 до 15 минут)

Длительные (свыше 15 минут)

ж. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

Однократные

Многократные, или циклические

З. По месту в цикле:

Первичные

Повторные

Заключительные и итоговые

и. По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)

Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

2. Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

3. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

(Слайд 7) Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

(Слайд 8) Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

5. Постройте верную структуру занятия-экспериментирования.

(Слайд 9) Ответ: 1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3. Уточнение плана исследования.

4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

«Музыкальное задание» -8 мелодий песен об объектах экспериментирования.

«Чёрный ящик»

1 опыт.

«Раскрасим салфетку без рук»

Оборудование: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры.

Ход действий: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получился узкий, длинный прямоугольник. От него отрезается кусочек примерно 5 см ширеной. Развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Отступая от нижнего края примерно 5-6 см, начинаем ставить большие точки каждым цветом фломастера. Образуется линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Наблюдаем.

Выводы: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками. Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх. А проходя сквозь краску фломастера, она растворяет её.

2 опыт.

«Танцующие хлопья»

Оборудование: Бумажное полотенце, 1 чайная ложка рисовых хрустящих хлопьев, воздушный шарик, шерстяная ткань.

Ход действий: расстелите на столе бумажное полотенце, высыпьте на него хлопья. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шарик о шерстяную ткань. Поднесите шарик к хлопьям и наблюдайте.

Выводы: Хлопья сталь «танцевать». Это происходит по причине разделения статических электрических разрядов между двумя различными предметами. Если подождать, хлопья опять упадут на полотенце.

Публикации по теме:

Конспект игры-занятия с элементами экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста «Петушок в гостях у детей» Цель: • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. • Используя игровую ситуацию и игрушку - образ, способствовать.

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования «ФГОС — Знатоки образования» Цель: Обеспечить понимание педагогами ДОО содержания и особенностей ФГОС ДО. Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов.

Конспект деловой игры с воспитателями «Повышение профессиональной компетентности педагогов» Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов. Задачи: • Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов,.

Конспект Игры — экспериментирования для детей среднего дошкольного возраста. «Воздух повсюду» Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость. Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР с элементами экспериментирования «Мыльные секреты» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми зпр старшего возраста с элементами экспериментирования на тему.

Конспект занятия-экспериментирования по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух» Конспект занятия-экспериментирования по окружающему миру для детей средней группы «Воздух» Цель: систематизировать знания детей о свойствах.

Мастер-класс для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» Ход мастера - класса:.

Организация и реализация экспериментирования старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет познавательно-исследовательскую деятельность воспитанников.

Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул,.

Организация экспериментирования для детей дошкольного возраста в домашних условиях Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект деловой игры для педагогов «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 мая 2019 в 10:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД