Ангелина Лунёва
Конспект логопедического развлечения для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Голос и его свойства. Гигиена голоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса»
Цели:
Обучающая:
Формировать знания детей о свойствах голоса.
Развивающая :
Развивать активное слуховое внимание, фонематическое восприятие, речевую память, словесно-логическое мышление.
Коррекционная:
Дифференцировать звуки [л] и [р] на слух в предложениях и текстах.
Воспитательная:
Прививать детям навыки гигиены голоса.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект логопедического развлечения для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР „Голос и его свойства, Гигиена голоса“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, гигиена. Сценарии развлечений
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
«Развитие речи», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка».
Демонстрационный материал: схема органов артикуляции, платок.
Ход развлечения:
I. Слушание песни.
Дети слушают аудиозапись детской песни В. Шаинского «От улыбки…».
II. Беседа о голосе и его свойствах
Учитель-логопед :
- Вы прослушали отрывок из детской песни. Как вы думаете, что дает возможность нам петь, говорить? (Ответы детей).
- В том, что мы говорим нормальным голосом, поём и иногда даже кричим, заслуга вовсе не языка, губ и зубов, а маленьких складок слизистой оболочки, которые находятся глубоко в дыхательном горле, - голосовых связок. Посмотрите на схеме, где находятся голосовые связки.
(Педагог показывает детям на схеме органов артикуляции расположение голосовых связок).
- У детей короткие связки, поэтому они говорят «тоненьким» голосом. По мере того как человек растет, удлиняются и его голосовые связки. У некоторых они становятся настолько длинными, что человек начинает говорить и даже петь басом.
Когда мы молчим или шепчем, связки расслаблены, они расходятся в стороны и свободно пропускают воздух. Но если мы вдруг решим запеть или что-то громко сказать, связки сомкнутся. Воздух будет стремиться протиснуться между ними, и связки начнут колебаться подобно струнам музыкального инструмента. Положите ладонь на горлышко и порычите:
р-р-р-р. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Правильно, вибрацию или дрожание. Это работает «голосовой моторчик».
Больше всего голосовые связки боятся простуд и крика. При простудах они воспаляются, а при крике слишком сильно напрягаются. Повредив связки, можно на время потерять голос.
У голоса есть свойства. Сейчас мы узнаем, какие.
Поиграем вместе.
III. Игра «Улитка» («Узнай по голосу»).
Дети встают в круг, выбирают «улитку» и завязывают «ей» глаза платком, ставят в середину круга. Идут по кругу со словами:
Улитка, улитка, высунь-ка рога.
Дам тебе я сахару, кусочек пирога.
Угадай, кто я, улиточка моя!
Выбранный ребенок называет имя «улитки». «Улитка» угадывает голоса детей, пока не ошибется. Ребенок, которого не узнали по голосу, становится «улиткой».
Учитель-логопед :
- Мы узнаем человека по голосу, даже если его не видим. Почему? (Ответы детей).
• У каждого человека своя, особая окраска голоса (тембр).
Это первое свойство голоса.
IV. Игра «Тихо – громко».
- Тихий и громкий голос мы используем в разных случаях повседневной жизни. Например, укладывая малыша спать, мама разговаривает с ним тихо. Перед сном поет тихонько колыбельную песню или рассказывает ребенку сказку. Обычно мы разговариваем умеренно громко или нормально. В большом зале на конкурсе чтецов ребенок читает стихотворение громко.
• Можно говорить тихо, громко и нормально.
Сила голоса – это его второе свойство.
V. Игра «Высоко – низко»
Учитель-логопед :
- Вот издалека летит самолет – произнесите высоким голосом : «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У…». (Дети подражают образцу, данному взрослым).
- Давайте изобразим голосом маленького щенка. (Дети высоким голосом подражают лаю и рычанию щенка: аф-аф, р-р-р-р).
- Изобразите большую собаку. (Дети подражают лаю и рычанию большой собаки низким голосом).
• Человек может говорить голосом разной высоты.
Высота голоса – это его третье свойство.
VI. Игра «Карусели»
Дети встают в круг, берутся за руки и идут по кругу, говоря:
- Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
(идут и говорят в медленном темпе).
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом
(двигаются и говорят в быстром темпе!
Тише, тише, не спешите
(темп постепенно замедляется) —
Карусель остановите
(идут и говорят в медленном темпе, останавливаются!
Раз, два, раз, два
(хлопают в ладоши и говорят медленно).
Вот и кончилась игра!
! Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меня в игре темп речи и движений.
Учитель-логопед :
• Темп речи бывает медленный, нормальный и быстрый.
- Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги (особенно часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно постепенно вырабатывать умеренный темп речи. То есть говорить нужно не очень быстро и не очень медленно, а в нормальном темпе.
VII. Игра «Кто быстрее?»
(автоматизация звуков [л] и [р] в предложениях).
Учитель-логопед :
- Посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку.
Желающие участвовать в соревновании дети произносят выученные на логопедических занятиях скороговорки, определяют победителя.
Скороговорки:
1. У Кондрата куртка коротковата.
2. Сидели на лавочке две Клавочки, делили булавочки.
3. Белый снег. Белый мел.
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
4. Ехал грека через реку,
Видит грека: в речке – рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку – цап!
5. Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
6. По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.
VIII. Викторина
Задание 1. «Окраска (тембр) голоса» Вопросы:
- Можете ли вы узнать, кто говорит в другой комнате: мама или папа, или бабушка, или младший братишка, если вы их не видите? Как вы их узнаете?
(Ответы детей).
Задание 2. «Тихо и громко»
Вопросы:
- Скажите: когда следует говорить тише или громче обычного?
1. Дома кто-то болен, отдыхает, работает, а к тебе пришли в гости друзья, и ты им рассказываешь о своих рыбках в аквариуме.
2. Ребята заблудились в лесу и зовут на помощь.
3. Ты на утреннике рассказываешь стихотворение.
4. Тебе нужно попросить на занятии у товарища карандаш.
5. Ты рассказываешь сказку младшей сестренке дома перед сном.
(Учитель-логопед уточняет ответы детей).
Задание 3. «Медленно и быстро»
Вопросы:
- Всегда ли люди говорят в одном и том же темпе? (Нет.)
- В каком темпе нужно разговаривать, чтобы тебя понимали?
(Нужно разговаривать в нормальном темпе.)
- Когда уместно говорить очень быстро?
(Когда рассказываешь скороговорку).
IX. Подведение итогов занятия.
Учитель-логопед :
- О чем вы сегодня узнали? (О свойствах голоса).
- Какими же свойствами обладает наш голос? (Ответы детей. Уточнение ответов учителем-логопедом).
- Как мы можем сберечь голос? (Ответы детей).
Учитель-логопед обобщает ответы детей, уточняет их и называет
правила гигиены голоса :
1. Укреплять здоровье, чтобы не болеть.
2. Не кричать без крайней необходимости.
3. Чтобы голос стал более красивым и сильным, нужно учиться петь.