Любовь Смирнова
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ш], буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Звук [ш], буква Ш.
Цель: Закрепить знания о звуке «Ш» и букве «Ш»
Коррекционно-образовательные:
Закреплять артикуляцию и характеристику звука (Ш); продолжать обучать детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком; закреплять умение определять местоположение звука (ш) в словах; упражнять в чтении слогов и слов со звуком (ш);
Коррекционно- развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [ш], буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Развивать фонематическое восприятие, внимание и память; развивать способности манипулировать звуковым и слоговым составом слов.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать нравственные качества: доброту, чувство коллективизма (умение дружить); воспитывать умение выслушивать ответы товарища.
Оборудование: фрагмент из песни «Чебурашка», рисунки с изображением Чебурашки, Шапокляк, шарика, шапки, шарфа, мишки, карандаша, лягушки, машины, три схемы положения звука в слове, счетные палочки, слоги для чтения с буквой Ш, синий звуковой замок, схема для характеристики звуков, кассы, пеналы, веера с цифрами.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Ребята, у нас сегодня гостья. При встрече принято здороваться. Поприветствуйте гостью, улыбнитесь друг другу.
Игра «Повтори чистоговорку».
- Сядет тот, кто правильно произнесет чистоговорку:
Ша – ша- ша – шапка, шахматы, лапша.
Ши-ши-ши – шило, шина, камыши.
Шу-шу-шу – Маша кушает лапшу.
Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши.
Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.
Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.
- Дети, какой звук повторялся в чистоговорках (Звук Ш)
2. Сообщение темы занятия.
- Сейчас мы будем говорить о нашем звуке. И поможет нам в этом песенка из известного и любимого вами мультфильма.
Дети слушают музыку.
- Чья это песенка? (Песенка Чебурашки из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»
- Кто вспомнил автора сказки, по которой написана эта замечательная песня? (По сказке Эдуарда Успенского).
- Ребята, назовите героев сказки «Крокодил Гена и его друзья». (Это – Чебурашка, девочка Галя, старуха Шапокляк, крыска Лариска и др).
Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости.
Логопед показывает иллюстрацию с изображением Чебурашки.
- Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям. Вы догадались, кто это? (Шапокляк).
На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк.
- Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. Поможем её в этом?
- Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).
В имени какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).
- В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).
3. Основная часть
1). Артикуляция звука «Ш» (язык чашечкой, губы округлены) и его характеристика (согласный, твердый, глухой).
- У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. (Дети находят звукового человечка в звуковом замке и выставляют на доску).
2). Автоматизация звука [ш] в слогах.
- Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Чебурашка насторожился).
Шта-што-шту-шты! (испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) «Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?
3). Фонемный анализ слов.
- Посмотрите, кто встретился Чебурашке по дороге (мишка, кошка).
Фонемный анализ слов мишка, кошка.
4). Автоматизация звука [ш] в словах.
- Чебурашка вышел из леса и пришел к нам и предлагает поиграть в игру
«Разложи картинки». Определение места звука в слове.
- Чебурашка шёл по дороге и увидел 3 домика.
На доске — три домика-схемы. У детей на столе лежат картинки. Дети должны разложить свои картинки в домики в зависимости от места звука в слове.
5). Физминутка.
- Слушайте стихотворение и выполняйте действия.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «Раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «Два».
6).Определение количества слогов в словах.
Давайте поможем Чебурашке посчитать. Сколько слогов в наших словах. (Дети используют цифровые вееры).
7). Автоматизация звука [ш] в предложениях.
- Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).
С другом мы играли в чашки … (в шашки).
Пили чай из белой шашки … (чашки).
Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка … (шишка).
Под кустом сидели шишки … (мышки).
На сосне висели мышки … (шишки).
В воздухе летала кошка … (мошка).
Молоко лакала мошка … (кошка).
На столе стояла кошка … (плошка).
На полу сидела плошка … (кошка).
7). Чтение слогов. Составление слов из букв.
- Ой, а в конверте кажется ещё что-то есть.
Чтение слогов. Составление слов. (каша, Маша)
4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу.
Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Назовите слова со звуком [ш].
Занятие окончено.