Башаримова Татьяна Витальевна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Богатый урожай»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: уточнить и обобщить знания детей об овощах
образовательные задачи:
- уточнять, обобщать и систематизировать представления детей об овощах, их отличительных особенностях.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе „Богатый урожай“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Урожай
- Темочки
- уточнять и активизировать словарный запас детей по лексической теме «Овощи»; развивать речевую активность детей
- совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навык образовывать относительные прилагательные; согласовывать прилагательные с существительными в роде
- совершенствовать связную речь: составление предложений различных конструкций
развивающие задачи :
- развивать психические процессы: логическое мышление, память, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание
- развивать общую и мелкую моторику, координация слова и движения, ориентировку в пространстве.
- развитие собственного познавательного опыта
воспитательные задачи:
- воспитывать коммуникативные навыки, умение выслушивать своего товарища, умение согласовывать свои действия
- воспитывать умение действовать вместе с другими детьми, умение доводить начатое до конца.
Оборудование:
овощи, опорная таблица для составления описательного рассказа, фотографии с изображением поделок из овощей, бросовый материал, коробочка для сюрпризного момента
Виды детской деятельности, приемы работы:
Игровая: дидактическая игра «Назови словечко», дидактическая игра «Вершки-корешки», дидактическая игра «Поварята», дидактическая игра (эмпатия) «Оживи овощ», пальчиковая гимнастика «Овощи для щей», физкультминутка.
Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, рассказ, вопросы, поощрение, элементы ТРИЗ.
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментальная деятельность.
Предварительная работа:
- беседы о овощах
- целевые прогулки с детьми на огород
- рассматривание картинок с изображением овощей
- разучивание пальчиковой гимнастики «Овощи для щей», физкультминутки
- артикуляционная гимнастика
- логоритмические упражнения
- настольно-печатные игры, лото, разрезные картинки
1. Организационный момент
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться : «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- А как еще можно приветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, помахать рукой, снять шляпу, поклон головы и др)
2. Ход занятия:
-В. : Ребята, я на своем огороде собрала большой урожай и хочу с вами поделиться! (вос-ль ставит корзину с урожаем на стол). Хотите посмотреть что лежит в моей корзине?
Дети выкладывают урожай из корзины на стол : картофель, морковь, свекла, горох, капуста, лук, огурец, помидор, чеснок.
- В. : - Что общего между этими продуктами? (это овощи) Возьмите овощи, рассмотрите их и скажите, отличаются ли они друг от друга? (цвет, форма, размер, вкус)
- В. : - Ребята. Я хочу вас угостить овощами со своего огорода!
Дидактическая игра «Угадай на вкус»
Вос-ль предлагает детям подойти к столу, на котором стоят тарелки с нарезанными свежими овощами: (свекла, морковь, огурец). Дети по кусочку пробуют каждый овощ.
- В. : - Отличаются ли овощи на вкус? Как отличаются? (свекла твердая, сладкая; морковь хрустящая, сочная)
В. предлагает детям другую тарелочки с нарезанными вареными овощами: свекла и морковь.
- В. : - Какие овощи лежат на этих тарелочках? Попробуйте их. Чем они отличаются от предыдущих овощей? Почему?
В: - Ребята. Посмотрите на наши овощи. Все ли у наших овощей пригодно для пищи?
Д / игра «Вершки-корешки»
В. : Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть овощ, а вы, если съедобный корешок, то будете приседать, а если съедобный вершок, то поднимать руки вверх.
(в процессе игры вос-ль просит детей объяснить свои действия)
Вос-ль обращает внимание детей на овощи около корзины.
Вос-ль : Ребята, внимательно посмотрите на овощи.
В. : д / игра «Назови словечко» (- Аня, возьми овощ, о котором можно сказать круглая, вкусный, зеленый и т. д. - Я взяла круглую репу)
В: - Ребята, ля чего нам нужны овощи овощи? (В овощах много витаминов, они очень полезные). Что можно приготовить из овощей?
- Предлагаю вам немного побыть поварятами и приготовить вкусные блюда.
Д / и «Поварята»
- Вы пока подумайте, а я вам расскажу о своем блюде:
- Из моркови я приготовила морковный сок.
- Что приготовила Наташа? (Из картофеля приготовила картофельный суп) и т. д.
В: - У меня есть волшебная коробочка, но в таком беспорядке я не могу ее найти. Что нам нужно сделать? (собрать овощи в корзину) .Но в корзину попасть только овощи, которые о себе смогут рассказать!
д / игра (эмпатия) «Оживи овощ» .
Рассказы детей:
- Я морковка. Я красивая и сладкая. На мне оранжевый сарафан. Из меня получается вкусный сок.
-Я огурец. Я зеленый и колючий. Я полезный. Мне используют для приготовления салатов.
- Потрудились мы на славу! Давайте поиграем с пальчиками, разомнем их)
Пальчиковая гимнастика «Овощи для щей».
Чищу овощи для щей. Хлопки в ладоши.
Сколько нужно овощей? Развести руки в стороны.
Три картошки, Показать три пальца на левой руке.
Три морковки.
Лука тоже три головки. Показать три пальца на правой руке.
Да петрушки корешок, Показать указательный палец на левой руке.
Да капусты кочешок. Показать указательный палец на правой руке.
Потеснись – ка ты, капуста, Движения локтями.
От тебя в кастрюле густо. Руки разводят в стороны.
Один, два, три! Выставить большой палец, указательный, средний.
Зажги огонь! Сжимание – разжимание ладоней.
Кочерыжка, выйди вон! Большим пальцем правой руки показать назад.
В- Вот и волшебная коробочка!
Дети берут ее в руки и рассматривают.
В- Как вы думаете, что там может быть? Подскажу вам: здесь лежит овощ. Задавайте мне вопросы, а на них я буду отвечать только «да» или «нет»
Дети задают вопросы.
Правильный ответ- редька.
(если дети не могут отгадать, то вос-ль загадывает загадку)
То белым-бела она,
То, наоборот, черна.
И зелёною бывает,
И «дайконом» называют,
Горьковата и сочна,
Со сметаною вкусна.
Кто ж она? Дружок, ответь-ка!
Скажем вместе, дружно – РЕДЬКА
В- Давай те посмотрим на нее. Какая она? (круглая, твердая, черная).
Редька — это растение, которое служит нам и пищей и лекарством. Редька полезна при заболевании простудой и гриппом.
- У редьки есть свой секрет: какая редька по цвету? (черная) Как вы думаете, внутри какого она цвета? (ответы детей) Давай те посмотрим. (Вос-ль разрезает ножом редьку) Какая редька внутри? (белая) Хотите попробовать ее на вкус? (дети пробуют кусочки редьки) Какой вкус у редьки? (горький)
- В, : - предлагаю вам попробовать редьку с другой тарелки.
- Какая эта редька на вкус? Какого цвета внутри? Что же это за редька?
- Чем она отличается от предыдущей редьки? Давайте посмотрим на нее.
Вос-ль показывает детям другую редьку- дайкон.
- Есть много видов редьки, которая отличается друг от друга цветом и формой. Эту редьку еще называют дайкон.
- Так какая же редька? (ответы детей)
Физкультминутка.
Мы картошку накопали,
Огурцы с грядки сорвали, (приседания)
Выдергали всю морковку, (наклоны)
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли вам подарок принесли.
В. - К нам на электронную почту детского сада пришло письмо. Нам предлагают принять участие в выставке поделок из овощей? Еще в письме были вот такие фотографии. (изображение поделок из овощей)
Дети рассматривают фотография: из чего сделаны поделки.
В. - Мы даем свое согласие на участие в конкурсе? (да) Тогда нужно приниматься за изготовление поделок. Что нам эля этого понадобиться?
Дети подбирают материал, организуют свое рабочее место и начинают мастерить поделки.