Получи документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Фантазия и ложь»

Наталья Александровна Степанец
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Фантазия и ложь»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

по развитию речи

«Фантазия и ложь».

-2-

Цели:

-Воспитание правдивости.

-Гармоничное развитие личности ребенка;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе „Фантазия и ложь“» размещена в разделах

-Формирование морально - нравственных идеалов и духовно- нравственных ценностей ребенка в соответствии с духовно- нравственными ценностями русского народа.

Задачи:

-Воспитание нравственных чувств ребенка,- неприятия лжи и потребности быть правдивым.

-Воспитание дружбы среди детей, способности к коммуникации;

-Развитие представлений ребенка о добре и зле (хорошо и плохо);

-Развитие представлений о правилах доброй жизни;

-Развитие воображения ребенка, поощрение творческой активности;

-Развитие речи;

-Формирование познавательной активности;

-Развитие представлений о честности и обмане, взаимоотношениях и взаимодействии людей и способности соотносить эти понятия с понятиями о добре и зле;

-Обеспечение потребности ребенка в двигательной активности.

-3-

Последовательные этапы:

1. Мотивация познавательной деятельности.

Воспитатель:

-Дети, я сегодня в магазине книжку новую купила. Интересную и веселую. Хотите я вам из неё почитаю? …Тогда садитесь вокруг меня и слушайте …

Мама с работы пришла,

Мама сыночка нашла.

Видит- сыночек не весел,

Мальчик головку повесил.

(далее стихи Г. Ладонщикова)

Что ты мальчик загрустил?

Что ты глазки опустил?

Что с тобой случилось?

-Ра-ра-разбилось!

Что разбилось? Покажи!

Где разбилось- то, скажи!

-Со сметаной миска.

-Ты разбил?

-Нет, киска!

Очень ей хотелось есть.

-Кошка в шкаф не может влезть.

- Значит влезла мышка.

Ну, не плачь… (врунишка!

-4-

2. Познавательная беседа.

Правильно,- «врунишка»!Дети, вы большие молодцы, что отгадали последнее слово стихотворения.

Скажите, вам стихотворение понравилось? … А почему? …Да над таким врунишкой стоит посмеяться! Я когда первый раз прочитала, то, как и вы, очень смеялась. А потом подумала, подумала и загрустила. Подумайте, почему? … Да, мне стало грустно, что мальчик сказал маме неправду, он свою маму обманул. Все любят детей, которые знают что такое хорошо и что такое плохо. А обманывать, как вы думаете, это хорошо или плохо? …

Конечно, плохо! Как вы думаете, почему мама догадалась, что мальчик обманывает? … Потому, что она умная и много знает. Она сразу догадалась, что кошка в шкаф не заберётся. А как вы думаете, мама этого мальчика огорчилась от его обмана? … Да, вы правы, огорчилась. А как вы думаете, простила она его? … А почему мама простила мальчика? …Правильно, потому, что она его любит и не хочет, чтобы он испугался и заплакал. Простить- значит сделать доброе дело.

-Я очень рада за вас, что вы понимаете, что нужно уметь прощать и понимаете, что обманывать нехорошо! Нужно всегда говорить правду!

Правда - это когда ты говоришь то, сто есть на самом деле, а не то, что хотят услышать от тебя другие.

Правду иногда сказать трудно, зачастую надо быть смелым, чтобы сознаться в чем- либо. Но скрывать правду еще хуже.

Все тайное становиться явным. Ложь не приводит к добру людей. Рано или поздно все узнают о том, что произошло на самом деле, и тогда становится стыдно. - Скажите, дети, хороший человек станет делать другому человеку что- то плохое? … Конечно, нет! Вы молодцы, знаете, что плохое никому делать нельзя, что люди должны любить и уважать друг друга, помогать тем, кому нужна помощь, совершать хорошие поступки и делать только добрые дела.

-А как вы думаете, обман мальчика это какой поступок- плохой или хороший? … Да, вы правы, обманывать - это очень плохо! … Давайте вместе с вами разберемся, почему обманывать - это совершать зло?

-5-

Дело, дети, в том, что когда человек обманывает, он делает кому- нибудь зло! Иногда это зло сразу заметно, а иногда не сразу, но кому- то от обмана обязательно будет плохо! Вот мальчик разбил миску и сказал, что киска разбила, потом, когда понял, что мама ему не поверила,- что мышка разбила миску. Мы все посмеялись над врунишкой, а теперь подумаем, кому от его

обмана могло быть плохо, кому мальчик своим обманом сделал зло?. Да, кошке. Если бы мама поверила, что кошка сметану съела, она бы её не стала кормить и кошка бы осталась голодной. А ещё мама могла бы кошку наказать, а та ни в чём не виновата. Кошке было бы плохо? … Теперь вы понимаете, что обман - это злой? … В этом случае мама догадалась, что мальчик обманывает и с кошкой ничего плохого не случится, а ведь бывает и иначе.

3. Познавательный рассказ:

Я вам расскажу одну грустную историю. Эта история случилась, по вине глупого и злого мальчика, которому нравилось обманывать. Этот мальчик несколько раз ни с того, ни с сего кричать: «Пожар! Пожар!» Люди пугались, искали - где пожар нужно тушить, а злой мальчик над ними смеялся. А однажды у этого мальчика в самом деле дом загорелся, но сколько он ни кричал : «Пожар, Пожар, никто на его крик не прибежал, пожар тушить не стал и его дом сгорел. Остались без дома не только злой мальчик, но и его родители, и маленькая сестренка. Скажите, а у человека дом должен быть? Конечно, каждый человек имеет право иметь дом, и у семьи этот дом был, а теперь не стало. Вот сколько зла случилась от обмана!

4. Познавательная беседа.

Как вы думаете, почему люди не прибежали тушить дом, где жил этот мальчик? … Верно,- он столько раз их обманывал, что в этот раз ему никто не поверил! Мальчика этого люди стали называть за его обманы очень неприятным словом. Как вы думаете, каким? … Верно, людей, которые обманывают называют обманщиками, лжецами, врунишками. Это очень

-6-

обидные слова и они ни к кому из нас не подходят! Среди нас таких нет! Это очень хорошо. Топ кто говорит правду - честный, и к такому человеку все хорошо относятся. А лгунов никто не любит. Вам лгунишки нравятся?. Они никому не нравятся. Запомните, дети, обман – это некрасивый и злой поступок, он может принести вред и окружающим, и самому обманщику.

Послушайте, еще одну историю, которая приключилась однажды с тремя друзьями.

5. Познавательный рассказ (Интерпретация рассказа В. Осеевой Елены Жук с нашей заменой непонятного для детей слова «грех» на понятное детям слово - синоним «зло»)

В летний солнечный день Вася, Гриша и Олег пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. В лесу мальчикам очень понравилось. Они даже не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся: попадет дома.

И вот вдалеке показались огоньки деревни. Остановились мальчики на дороге и думают, что лучше солгать или правду сказать?

-Я скажу,- говорит Олег,- что на меня волк в лесу напал. Испугается папа, и не будет ругать.

-Я скажу,- говорит Вася,- что дедушку встретил. Обрадуется мама и не будет меня ругать.

-А я правду скажу,- говорит Гриша. … «Всякая неправда - это зло».

Но друзья с ним не согласились.

Вот пришли они домой. Олег начал рассказывать папе про волка. А тут лесной сторож идет.

-Нет,- говорит лесник,- в этих местах волков. Рассердился отец на сына за то, что он неправду сказал.

Вася про дедушку рассказал, а дедушка в гости идет. Узнала мама правду и очень рассердилась на Васю.

А Гриша пришел домой и сразу во всем признался. Родители его и простили.

-7-

6. Познавательная беседа по вопросам:

1. Кто из ребят и почему вам понравился больше других?

2. Почему Гриша решил рассказать правду?

3. Как люди относятся к тем, которые говорят неправду?

4. Чему учит этот рассказ?

1. Кто из мальчиков вам больше понравился? Почему?

2. Как можно охарактеризовать мальчика, который сказал маме правду? Какой он?

3. Почему надо быть правдивым?

4. Почему нельзя обманывать людей?

5. Как люди относятся к тем, которые всегда говорят правду?

Воспитатель: Вы ребята молодцы, - все правильно поняли,- значит. вы внимательно меня слушали. А сейчас пришло время для вашей любимой физкультминутки про гнома.

7. Физкультминутка (С. Черный)

-Кто живет над головой? (Руки в стороны)

-Гном. (Руки- колпачок над головой)

-У него есть борода? (Руки в стороны)

-Да. (Кисти рук у подбородка)

И манишка, и жилет? (Руки в стороны)

-Нет. (Руки в стороны)

-Как встает он по утрам? (Руки в стороны)

Сам. (Руки «в боки»)

Кто с ним утром кофе пьет? (Руки в стороны)

-Кот. (Пальчики- «усики»)

-8-

-И давно он там живет? (Руки в стороны)

-Год. (указательный палец правой руки- вверх)

Кто с ним бегает вдоль крыш? (Руки в стороны)

-Мышь. (Ладошки – ушки)

Ну а как его зовут? (Руки в стороны)

Скрут. (Переплести пальцы обеих рук)

***

Гном бежал, бежал, бежал, (Бег на месте)

Очень Гномик наш устал. (Ходьба на месте)

Он присел, чтоб отдохнуть. (Приседание)

Вновь отправился он в путь. (Подъем, Ходьба на месте)

Вот идет он тише, тише. (Темп шага замедляется)

Где моя родная крыша? (Рука к голове козырьком)

Но не ходят гномы в дверь, (Движение руки имитирует открывание двери)

Гном пробрался через щель. (Движение рук как при плавании кролем)

Шаг налево, шаг направо, (Приставные шаги в стороны)

Потоптался, - руки в бок, (Шаги с высоко поднятыми коленями)

А потом на крышу- скок! (Прыжок вверх на двух ногах)

Он допрыгнул! Ах! И Ох! (Руки попеременно прикладывать к голове)

Нужен выдох, нужен вдох! … (Вдох, выдох)

На диванчик гном присел, (Приседание)

Телевизор посмотрел. (Статическая поза сидя на корточках)

Дети, как его зовут? (Подъем)

Скрут. (Переплести пальцы обеих рук)

-9-

8. Познавательная беседа.

Скажите, дети, гномы действительно живут на крыше? … А где они живут? … Гномы есть на самом деле или они живут только в сказках?. А веселая история из нашей физкультминутки- это правда? … Обман? …

Ребята, это конечно вымысел. В нем нет ничего плохого. Подумайте, может быть кому- то плохо от такого вымысла? Конечно, нет. Наоборот нам весело и смешно. Такая неправда, такой вымысел называется фантазией.

Обман нужно уметь отличать от фантазии. Фантазия- это тоже неправда и выдумка, но она никому не приносит вреда! Часто фантазии бывают веселыми и смешными, они нас забавляют. Вы уже встречались с такими фантазиями - это небылицы. Я вам сейчас расскажу новые небылицы, слушайте!

Возле каменной реки, водяного моста

Шёл высокий гражданин маленького роста.

Сам кудрявый, без волос

И худой, как бочка.

И детей нет у него,

Только сын да дочка.

Развеселила я вас? …Могло быть такое?. Значит это неправда? … Вред кому - нибудь от такой неправды может быть? … Это- фантазия!

Людей, которые фантазируют, называют фантазерами. Это слово совсем не обидное, даже наоборот – приятное. Ведь фантазером может быть не каждый.

Придумать такое, чего не было на самом деле не так уж и легко! Попробуйте придумать сами небылицу, а я вам помогу. Попробуем стать фантазёрами! Смелее! …

- 10-

5. Детское творчество:

Педагог и дети сочиняют небылицы и веселятся.

9. Продуктивная деятельность :

Воспитатель:

-Вам понравились фантазии? Будете в другой раз фантазировать? Тогда давайте с вами вместе придумаем правила фантазёров, чтобы не перепутать фантазию с обманом и не совершить злого поступка. Эти правила дополнят «Правила доброй жизни» по которым мы с вами живем.

1 .«Правила фантазеров» :

- никогда не выдумывать о других такого, что им может быть обидно;

- пояснять свои выдумки: «Это я придумал, чтобы было интересно или смешно».

2. «Правила для слушателей фантазеров» :

- можно смеяться, если смешно;

-фантазера нельзя называть лгуном или обманщиком.

3. Конкурс фантазеров «Кто больше сочинит небылиц?»

Воспитатель предлагает нафантазировать такого, чего не может быть.

Дети фантазируют, начиная со слов «Однажды…», соблюдая «Правила». (Необходимо выяснить, что действительно вымысел, а что - правда).

10. Ситуации неопределенности (Применение усвоенных понятий и представлений в новой ситуации) :

Ситуация 1. Воспитатель детям предлагают прослушать диалог и ответить на вопрос: можно ли этого мальчика назвать фантазером?

-Ты конфету съел?

- Нет, не я.

- А вкусные были?

-Очень.

Ситуация 2. Детям предлагается продолжить рассказ.

Рассказ 1. Сережа оставил в группе красивую машинку. Саша на следующий день пришел в детский сад первый и нашел машинку. Он долго рассматривал ее и положил себе в шкафчик. На следующий день Сережа заметил, что у Саши такая же машинка, какая была у него…

Вопросы для рассуждения:

- Что могло произойти потом?

- Как вы оцениваете поступок Саши?

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

Рассказ 2. Мальчик Дима случайно сломал переключатель у телевизора. Испугавшись наказания, вину переложил вину на младшего брата Сашу. Брата наказали…

Вопросы для рассуждения:

-Правильно ли поступил Дима?

-Как бы вы поступили?

11. Подведение итогов НОД:

Воспитатель задает детям вопросы:

-Что нового узнали на занятии?

-Чем отличаются ложь и фантазия друг от друга?

-Есть ли в нашей группе фантазеры?

-А обманщики?

Воспитатель: -Конечно, у нас все дети правдивые потому, что живут по «Правилам доброй жизни»

* Использованная литература:

1. С. Э. Наперстникова «Основы православной культуры и этики. 1 год обучения». Смоленск. 2004.

2. В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольника» Москва. «ВАКО» 2011.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Путешествие в страну сказок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе Воспитатель: Швидко Галина Юрьевна Интеграция.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «История одного подснежника» (сочиняем сказку по картинкам).Цель занятия: формировать умение составлять небольшие тексты с опорой на наглядный.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию в старшей группе «Удивительный мир движения» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Жемчужинка» г. Волгодонска Конспект непосредственно-образовательной.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Домашние птицы» во второй младшей группе Добрый день. Сегодня я бы хотела поделиться с вами разработкой своего конспекта, надеюсь он вам пригодится на занятиях по развитию речи.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Домашние животные» Цели: - Обогащать и систематизировать словарный запас. -Развитие внимания, мышления, памяти. Задачи:- Продолжать учить детей различать животных;.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Зимняя прогулка в лес» Цель: активизировать в речи названия животных, таких как заяц, медведь, лиса, белка; формировать умение выделять их характерные особенности,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку» Программное содержание: • Образовательные: учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знаковые.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Верхнемамонский.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Овощи и фрукты»Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Овощи и фрукты» Цель: • Учить различать овощи и фрукты, с помощью воспитателя составлять описательный рассказ о них. • Развивать мышление, речь, пополнять.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Песня колокольчика» Цель: Познакомить детей с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. Задачи: -Закреплять знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Фантазия и ложь»
Опубликовано: 29 апреля 2017 в 22:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД