Любовь Аунинг
Конспект НОД для подготовительной группы в рамках проекта «Ветер-ветерок»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила ГБДОУ д/с № 47
Колпинского района г. Санкт Петербурга
Аунинг Любовь Юрьевна
Конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы. По теме: ПРОЕКТ «Ветер – ветерок»
Вид проекта : краткосрочный, опытно-экспериментальный.
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы в рамках проекта „Ветер-ветерок“» размещена в разделах
Актуальность выбранной темы: В настоящее время большое место в работе с дошкольниками отводится экспериментальной деятельности, а также их познавательному развитию. Данный проект имеет опытно – экспериментальную основу, что говорит о его актуальности.
Проблема: Не смотря на то, что по плану проводятся мероприятия по окружающему миру в котором затронута тема «Ветер – ветерок» и отсутствие систематизированного материала и специально созданных условий, необходимо широко осветить данный вопрос с дошкольниками, используя деятельный подход опираясь на их познавательный процесс.
Срок реализации: одна неделя
Участники проекта : педагоги ДОУ, дети 5-6 лет.
Цель проекта : Создать условия для развития детей, опираясь на их познавательный интерес, систематизируя работу по данной теме.
Задачи:
1. Создать условия для формирования представлений о свойствах воздуха.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание экспериментировать
3. Пополнить предметно — пространственно развивающую среду по данной теме
Методы организации опытно – экспериментальной деятельности
1. Словесные — беседа, чтение стихов.
2. Наглядные — рассматривание иллюстраций, наблюдения.
3. Практические – игры – опыты.
Ожидаемый результат:
Систематизированный материал в виде методического пособия для воспитателей, рекомендации о организации предметно-пространственно развивающей среды в виде буклета (памятки).
Этапы проектной деятельности :
1 ЭТАП – подготовительный :
Определение целей, задач, изучение литературы, подбор оптимальных методов и приёмов, составление плана деятельности.
2 ЭТАП – реализация проекта :
• Совместная беседа детей, педагога «Что такое воздух».
• Провести опытно-экспериментальную деятельность: Игра – опыт: «Игры с веерами и султанчиками», «Плывёт, плывёт кораблик», «Поиграем с ветерком», «Ветер по морю гуляет», «Игры с соломинкой».
• Провести наблюдение: «Что такое воздух».
• Художественное слово «Загадки о воздухе».
• Чтение стихотворений
• Заучивание отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
• Прослушивание: «Шум ветра».
• Рисование на тему: «Разноцветные мыльные пузыри».
• Подвижные игры: «Ветер», «Пузырь», «Воздушный шар».
Работа с родителями.
1. Нарисовать вместе с ребенком рисунок в котором отображены - сильный ветер, слабый ветер, безветренно.
2. Рекомендовать родителям понаблюдать за деревьями в ветреную погоду.
3. Поиграть дома с ребенком в игру – опыт «Плывет, плывет кораблик».
4. Консультация родителям по данной теме.
НОД: Конспект познавательного занятия «Ветер, ветер, ты могуч…»
Задачи:
1. Уточнить знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
2. Расширить представление детей о таких природных явлениях как ураган, буря, смерч, с некоторыми правилами безопасности.
3. Упражнять в подборе глаголов, прилагательных к существительному «ветер».
4. Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление.
5. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Материал: картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, флажки, султанчики, вертушки, веер, свеча, бубен.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
— Ребята, сейчас я загадаю вам загадки об одном невидимке, а вы постарайтесь их отгадать.
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает,
Сосны с корнем вырывает –
Так порою он сердит!
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде.
2. Беседа о ветре.
• Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)
• Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т. д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.
• А как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т. д.)
• Может ли ветер навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).
• Как мы назовем это явление? (Ураган, буря, смерч)
• Ураган, буря очень опасны для человека. Бывает даже так, что люди при неосторожности гибнут во время сильного ветра, грозы.
Поэтому нужно знать некоторые правила безопасности:
1. Нельзя стоять на открытом месте, прятаться под одиноко стоящими высокими деревьями.
2. Лучше укрыться в зарослях кустов. Как известно, молния ударяет в самые высокие точки местности.
3. Нельзя находиться рядом с металлическими предметами, на воде.
4. Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут развалиться и упасть на человека.
— Что вы представляете, когда слышите слово «буря»? Какой бывает буря?
3. Чтение фрагмента стихотворения А. С. Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
4. Игра «Деревья и ветер»
Дошкольники изображают деревья. Педагог рассказывает о том, какая погода на улице, а они при этом выполняют соответствующие движения.
— На улице тихо-тихо, ветра нет. Деревья стоят ровно, веточки и листики у них не колышутся. (Дети стоят спокойно, подняв руки-ветки)
— И вдруг как налетит ветер, как зашумит, деревья закачались, листочки зашелестели, зашумели – «шу-шу-шу…» (Дети качают руками, шумят, изображая качающиеся от ветра деревья)
5. Продолжение беседы.
— Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым волшебником и злым колдуном.
— Игра «Ветер, ветер, ты какой?» (Подбор прилагательных)
— А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, неприятный, быстрый, незаметный, жаркий, легкий, порывистый, ураганный, холодный, северный, южный, восточный, западный, встречный, попутный, осенний, летний, весенний, зимний.)
— В чем разница между словами «ветер», «ветрище» и «ветерок»?
Послушайте стихотворение о ветре М. Исаковского.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.
6. Работа с картинками. (Три команды)
Дети рассматривают картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, обсуждают. - Определите, на каком из рисунков есть ветер. По каким признакам вы это сделали?
7. Игра «Кораблики и ветер»
Дети подражают парусным корабликам, «плавают», выгнув спинки и разведя руки в стороны. Педагог изображает ветер : сильный ветер, слабый ветер. При сильном ветре кораблики бегут быстро-быстро – ветер надул их паруса. Ветер ослабевает, кораблики плывут медленнее. Затем ветер совсем исчезает, перестает надувать паруса, подгонять кораблики и они останавливаются. Игра повторяется несколько раз.
Все молодцы, пойдемте на улицу, попытаемся определить силу ветра.
Наблюдение за ветром. Работа на метеоплощадке.
• Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.
• Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление.
• Как можно обнаружить ветер? Посмотрите вокруг – есть ли сегодня ветер? По каким признакам вы догадались?
• Какой сегодня ветер? Почему?
1. Наблюдение за ветряным рукавом, флюгером.
2. Опыт с флажками, султанчиками.
3. Опыт со свечой.
4. Опыт с вертушками.
— Мы с вами сами станем ветрами. Давайте подуем на вертушку. Что с ней происходит? Почему она вертится?
5. Опыт с веером.
— Помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер – движение воздуха (дети делают самостоятельные выводы). Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором.)
Чтение фрагмента «Сказки о спящей царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого…
3. ЭТАП –
Ход проведения:
Педагог с ребятами запускают в таз кораблики поочерёдно, предлагает подуть, помахать веером, чтоб они плыли к противоположному краю. Воспитатель обращает внимание, что если сильно веером махать или дуть, кораблик быстрее приплывёт к противоположному краю.
«Кораблики»
«Ты плыви кораблик мой,
А потом вернись домой».
Игра – опыт «Поиграем с ветерком»
Цель: дать первоначальное представления о движении воздуха.
Дыхательное упражнение «Ветерок» (дуют на ладошку, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами).
«Мы подуем высоко: — с – с – с (подняться на носочки).
Мы подуем низко: — с – с – с (присесть).
Мы подуем низко: — с – с – с (руки ко рту).
«Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер – полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил».
«Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше».
Игра – опыт «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его;
воздух можно почувствовать и увидеть.
Оборудование: соломинка, стаканчики на каждого ребёнка.
Ход проведения:
Педагог предлагает детям подуть в трубочку, подставить ладошку под струю воздуха, а затем спросите, что он почувствовал. Затем опустив в стакан с водой соломинку и дуть в неё. На поверхности воды появляются пузырьки, которые потом исчезают. Когда мы перестаём дуть в соломинку, пузырьки тоже исчезают.
4 – этап - Итоговый
Ребята, давайте представим, что мы деревья. Наше туловище это ствол, руки – ветви. Давайте покажем дерево в безветренную погоду.
(дети становятся прямо, поднимают руки вверх)
А теперь подул легкий ветерок. Что происходит с деревом?
Правильно ветви слегка наклоняются в одну сторону.
(дети показывают)
- Теперь ветер подул сильнее, покажите, что происходит с нашим деревом?
- Дерево наклонило в сторону и ствол и ветви.
(дети наклоняют в одну сторону туловище и руки)
- Подул сильный ветер. Что происходит с деревом?
-Да, ствол и ветви наклонились очень сильно в одну сторону.
Предлагаю побыть художниками и нарисовать дерево, склоненное от ветра, выбрав по желанию фон листа и материал.
Дорисовываем по желанию.
- Молодцы! Вы настоящие художники.