Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [О] и буква «О»

Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [О] и буква «О»

Задачи:

- познакомить со звуком и буквой «О» и их отличительными признаками;

- учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, чётко произносить слова на заданный звук, составлять и печатать букву;

- развивать моторику рук, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание;

- воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение при выполнении заданий.

Оборудование: презентация, зеркала, рабочие тетради, ручки (по количеству детей).

Ход НОД

(слайд 1-пустой)

1. Организационный момент.

Логопед. Ребята, давайте разотрём ладошки до появления теплоты, а тёплыми ладошками ушки, чтобы лучше слышали, затем приложим их к губам – погреем губки, к щекам – погреем щёчки. (Дети выполняют.)

2. Основная часть.

Повторение пройденного материала

- Вспомним, покажем и произнесём гласные звуки: «а» … (Дети вытягивают руки вперёд, соединив ладони. Произнося гласный «а-а-а-а…», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх., «у» … (И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и вниз., «и» … (И. п. : руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и …», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.).

- А теперь попробуем показать и произнести гласные звуки «а-у-и» вместе на одном дыхании, не останавливаясь. Вот так. (Логопед показывает образец, а потом вместе с детьми.)

Знакомство с новым материалом

(пробел)

- Присаживайтесь на свои места. Посмотрите на экран. Как одним словом назовём все эти предметы, которые вы видите на экране? (Овощи.)

- Какой первый звук вы слышите в слове «овощи»? (В слове «овощи» первый звук «о».)

- Сегодня мы познакомимся со звуком «о» и с буквой, обозначающей этот звук.

Артикуляция звука и его характеристика

(слайд 2-пустой)

- Давайте посмотрим в зеркало и понаблюдаем, что происходит с органами артикуляции, когда мы произносим звук «о». (Дети произносят звук «о» длительно.)

- Когда мы произносим звук «о», в каком положении находятся губы? (Губы округляются и слегка выдвигаются вперёд.) Зубы? (Зубы закрываются зубами.) Язык? (Язык спокойно лежит в полости рта.) Есть ли преграда для воздушной струи? (Воздушная струя не встречает преграды на своём пути.)

(Дети отвечают. Логопед при необходимости помогает.)

- В образовании звука «о» участвует только голос. (Рука ребенка для контроля лежит на горлышке.)

- Вы догадались, какой звук «о»? (Звук «о» – гласный). Правильно. Звук «о» легко произносится, тянется, его можно спеть; воздух при образовании звука не встречает преграды на своём пути.

- Кружочком какого цвета обозначим звук «о»? (Звук «о» обозначим кружочком красного цвета.)

Упражнение «Покажи и скажи»

- Выполним упражнение «Покажи и скажи». Встанем, сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе. Покажем и произнесём звук «о». (Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.)

- Намотаем «ниточку» на клубок. Вот так. (Логопед показывает образец.) Помните о том, что вдох делаем глубокий и только один раз. (Дети, стоя в кругу, поют звук «о», выполняя движения, имитирующие наматывание ниточки на клубок.)

Упражнение «Птенчики» (на регуляцию мышечного тонуса)

- Выполним упражнение «Птенчики». Сначала покажу я, а потом все вместе. Руки поставить «крылышками», отвести назад, шею вытянуть вперёд, губы округлить, как при произнесении звука «о». На слова «напряглись – расслабились» дети напрягаются и расслабляются, причём фаза расслабления в 2-3 раза длиннее фазы напряжения.

(Упражнение выполнять 4-6 раз.)

Игра с обручем (выделение звука «о» на слух)

- Встаёте в обруч, если услышите звук «о», а если звук будет другой – выходите из обруча. Приготовились: о, а, о, у, и, о

Игра «Остановка»

- А теперь поиграем в игру «Остановка». Помаршируем в разных направлениях. Если услышите звук «о» среди других звуков, остановитесь и покажите символ звука «о».

(Упражнение выполняется под тихий звук бубна, задающего ритм марша. Звучание бубна не прерывается в течение всего времени выполнения задания. В дальнейшем ведущим в игре «Остановка» становится ребёнок.)

Игра «Отгадай слово»

(Логопед предлагает детям занять свои места.)

- Я буду произносить слово без первого звука «о», а вы должны назвать всё слово полностью, картинки вам в этом помогут. Внимание на экран. (пробел) Приготовились: …кно, …слик, …сы, …кунь, …блако, …бруч.

Знакомство с буквой «О»

- Можно ли увидеть звук «о»? (Звук «о» увидеть нельзя.) Почему? (Потому что звук мы произносим и слышим.) Тогда что мы можем увидеть? (Мы можем увидеть букву.)

- Гласный звук «о» обозначается буквой «О», на которую можно посмотреть и прочитать её. Внимание на экран. Вот как она выглядит. (слайд 3)

- Послушайте стихотворение о маленькой букве «О»:

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

(пробел)

- Послушайте стихотворение о большой букве «О»:

О на огурец похожа,

Он овальный, буква тоже.

- На что ещё похожа буква «О». Внимание на экран.

(слайд 4)

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву О.

(пробел)

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

(слайд 5-пустой)

- Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры. (Дети предлагают свои варианты.)

Конструирование буквы «О» из пальчиков

- Попробуйте самостоятельно сконструировать букву «О» из пальцев правой руки, левой руки, обеих рук.

Показ написания буквы «О»

(Логопед показывает правильное написание буквы «И» на доске или в интерактивной презентации: определяет точку начала движения, характер линий, обращает внимание на направление движения.) (пробел)

- Внимание на экран. Посмотрите, как пишется буква «О».

Обучение написанию буквы

- Попробуйте написать букву «О» в воздухе.

(Дети пишут букву «воздушными» ручками (щепоть пальцев, собранных, как при письме) двумя способами (по 3-4 раза каждым из них). Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.)

- Напишите букву «О» обратной стороной ручки на ладошке.

Работа в тетради

(Рука опирается на кисть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.)

- Ребята, а сейчас попробуйте букву «О»: обвести по контуру, соединить по точкам и напечатать самостоятельно.

3. Заключительная часть.

Логопед. Ну что, на этом наше путешествие закончилось. На следующем занятии мы отправимся за новыми знаниями. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком «о».) Как произносится этот звук? (Звук «о» тянется, поётся. Губы округляются и слегка выдвигаются вперёд.) Какой буквой он обозначается? (Звук «о» обозначается буквой «О».) Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим.)

Прикреплённые файлы:

zvuk-o_2eihj.ppt | 1007 Кб | Скачан: 4
 
Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [И] и буква И» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «И»; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [у] и буква У» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «У»; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Задачи: - закрепить навыки различения и правильного произнесения звуков «а» и «у»; - обучать звукобуквенному анализу сочетаний «ау», «уа»;.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста обучение грамоте «Звук [М], [М’] и буква «М» «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Познакомить с буквой М. Задачи: - определятьпозицию.

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения Пояснительная записка: Данное занятие является этапом формирования предпосылок к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста группы.

Конспект занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Звук и буква [И]» Цель занятия: познакомить детей со звуком [И] и его аккустико – артикуляционной характеристикой. Задачи: Закрепить навыки различения и четкого.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [О] и буква «О»
Опубликовано: 31 марта 2019 в 16:45
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Мастер-класс по созданию объемной картины «Фиалки» для детей дошкольного возраста 4–7...
Мастер-класс по созданию объемной картины «Фиалки» для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Педагог изо МБДОУ №54 детский сад «Радуга» г. Мытищи...
Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь...
У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение...
Фотоотчет об образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе...
Цель занятия: Развитие у детей художественного творчества и активизация творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. Задачи : -...