Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [О] и буква «О»

Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [О] и буква «О»

Задачи:

- познакомить со звуком и буквой «О» и их отличительными признаками;

- учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, чётко произносить слова на заданный звук, составлять и печатать букву;

- развивать моторику рук, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание;

- воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение при выполнении заданий.

Оборудование: презентация, зеркала, рабочие тетради, ручки (по количеству детей).

Ход НОД

(слайд 1-пустой)

1. Организационный момент.

Логопед. Ребята, давайте разотрём ладошки до появления теплоты, а тёплыми ладошками ушки, чтобы лучше слышали, затем приложим их к губам – погреем губки, к щекам – погреем щёчки. (Дети выполняют.)

2. Основная часть.

Повторение пройденного материала

- Вспомним, покажем и произнесём гласные звуки: «а» … (Дети вытягивают руки вперёд, соединив ладони. Произнося гласный «а-а-а-а…», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх., «у» … (И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и вниз., «и» … (И. п. : руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и …», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.).

- А теперь попробуем показать и произнести гласные звуки «а-у-и» вместе на одном дыхании, не останавливаясь. Вот так. (Логопед показывает образец, а потом вместе с детьми.)

Знакомство с новым материалом

(пробел)

- Присаживайтесь на свои места. Посмотрите на экран. Как одним словом назовём все эти предметы, которые вы видите на экране? (Овощи.)

- Какой первый звук вы слышите в слове «овощи»? (В слове «овощи» первый звук «о».)

- Сегодня мы познакомимся со звуком «о» и с буквой, обозначающей этот звук.

Артикуляция звука и его характеристика

(слайд 2-пустой)

- Давайте посмотрим в зеркало и понаблюдаем, что происходит с органами артикуляции, когда мы произносим звук «о». (Дети произносят звук «о» длительно.)

- Когда мы произносим звук «о», в каком положении находятся губы? (Губы округляются и слегка выдвигаются вперёд.) Зубы? (Зубы закрываются зубами.) Язык? (Язык спокойно лежит в полости рта.) Есть ли преграда для воздушной струи? (Воздушная струя не встречает преграды на своём пути.)

(Дети отвечают. Логопед при необходимости помогает.)

- В образовании звука «о» участвует только голос. (Рука ребенка для контроля лежит на горлышке.)

- Вы догадались, какой звук «о»? (Звук «о» – гласный). Правильно. Звук «о» легко произносится, тянется, его можно спеть; воздух при образовании звука не встречает преграды на своём пути.

- Кружочком какого цвета обозначим звук «о»? (Звук «о» обозначим кружочком красного цвета.)

Упражнение «Покажи и скажи»

- Выполним упражнение «Покажи и скажи». Встанем, сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе. Покажем и произнесём звук «о». (Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.)

- Намотаем «ниточку» на клубок. Вот так. (Логопед показывает образец.) Помните о том, что вдох делаем глубокий и только один раз. (Дети, стоя в кругу, поют звук «о», выполняя движения, имитирующие наматывание ниточки на клубок.)

Упражнение «Птенчики» (на регуляцию мышечного тонуса)

- Выполним упражнение «Птенчики». Сначала покажу я, а потом все вместе. Руки поставить «крылышками», отвести назад, шею вытянуть вперёд, губы округлить, как при произнесении звука «о». На слова «напряглись – расслабились» дети напрягаются и расслабляются, причём фаза расслабления в 2-3 раза длиннее фазы напряжения.

(Упражнение выполнять 4-6 раз.)

Игра с обручем (выделение звука «о» на слух)

- Встаёте в обруч, если услышите звук «о», а если звук будет другой – выходите из обруча. Приготовились: о, а, о, у, и, о

Игра «Остановка»

- А теперь поиграем в игру «Остановка». Помаршируем в разных направлениях. Если услышите звук «о» среди других звуков, остановитесь и покажите символ звука «о».

(Упражнение выполняется под тихий звук бубна, задающего ритм марша. Звучание бубна не прерывается в течение всего времени выполнения задания. В дальнейшем ведущим в игре «Остановка» становится ребёнок.)

Игра «Отгадай слово»

(Логопед предлагает детям занять свои места.)

- Я буду произносить слово без первого звука «о», а вы должны назвать всё слово полностью, картинки вам в этом помогут. Внимание на экран. (пробел) Приготовились: …кно, …слик, …сы, …кунь, …блако, …бруч.

Знакомство с буквой «О»

- Можно ли увидеть звук «о»? (Звук «о» увидеть нельзя.) Почему? (Потому что звук мы произносим и слышим.) Тогда что мы можем увидеть? (Мы можем увидеть букву.)

- Гласный звук «о» обозначается буквой «О», на которую можно посмотреть и прочитать её. Внимание на экран. Вот как она выглядит. (слайд 3)

- Послушайте стихотворение о маленькой букве «О»:

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

(пробел)

- Послушайте стихотворение о большой букве «О»:

О на огурец похожа,

Он овальный, буква тоже.

- На что ещё похожа буква «О». Внимание на экран.

(слайд 4)

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву О.

(пробел)

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

(слайд 5-пустой)

- Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры. (Дети предлагают свои варианты.)

Конструирование буквы «О» из пальчиков

- Попробуйте самостоятельно сконструировать букву «О» из пальцев правой руки, левой руки, обеих рук.

Показ написания буквы «О»

(Логопед показывает правильное написание буквы «И» на доске или в интерактивной презентации: определяет точку начала движения, характер линий, обращает внимание на направление движения.) (пробел)

- Внимание на экран. Посмотрите, как пишется буква «О».

Обучение написанию буквы

- Попробуйте написать букву «О» в воздухе.

(Дети пишут букву «воздушными» ручками (щепоть пальцев, собранных, как при письме) двумя способами (по 3-4 раза каждым из них). Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.)

- Напишите букву «О» обратной стороной ручки на ладошке.

Работа в тетради

(Рука опирается на кисть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.)

- Ребята, а сейчас попробуйте букву «О»: обвести по контуру, соединить по точкам и напечатать самостоятельно.

3. Заключительная часть.

Логопед. Ну что, на этом наше путешествие закончилось. На следующем занятии мы отправимся за новыми знаниями. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком «о».) Как произносится этот звук? (Звук «о» тянется, поётся. Губы округляются и слегка выдвигаются вперёд.) Какой буквой он обозначается? (Звук «о» обозначается буквой «О».) Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим.)

Прикреплённые файлы:

zvuk-o_2eihj.ppt | 1007 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [И] и буква И» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «И»; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [у] и буква У» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «У»; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Задачи: - закрепить навыки различения и правильного произнесения звуков «а» и «у»; - обучать звукобуквенному анализу сочетаний «ау», «уа»;.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста обучение грамоте «Звук [М], [М’] и буква «М» «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Познакомить с буквой М. Задачи: - определятьпозицию.

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения Пояснительная записка: Данное занятие является этапом формирования предпосылок к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста группы.

Конспект занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Звук и буква [И]» Цель занятия: познакомить детей со звуком [И] и его аккустико – артикуляционной характеристикой. Задачи: Закрепить навыки различения и четкого.

Лэпбук «Звук и буква» для работы с детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Звук и буква» для работы с детьми старшего дошкольного возраста Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога, коллеги и друзья, родители и просто творческие люди, а так же случайные посетители.

Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [а] и буква «А» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «А» и их отличительными признаками; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [О] и буква «О»
Опубликовано: 31 марта 2019 в 16:45
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

22 октября. День белых журавлей

Всем нам хорошо знакома песня «Журавли», созданная в 1969 году Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова. Песня стала последней работой легендарного певца Марка Бернеса и была высоко оценена ветеранами....

Тематический конспект совместного детско-родительского мероприятия с детьми 2–3 лет...
«Любим с мамочкой играть» Основные задачи: • Снизить психоэмоциональное напряжение у детей и родителей в игровом взаимодействии; • Стимулировать...
Фотоотчёт «Конкурсы стенгазет в ДОУ»
Фотоотчёт «Конкурсы стенгазет в ДОУ» На сегодняшний день к дошкольному образованию предъявляются новые требования. В том числе к характеру и качеству...
Проект в средней группе по теме «Осень — щедрая пора»
Цель проекта: - организация познавательно-исследовательской деятельности по изучению природы в осенний период времени. Задачи проекта: - закрепить...