Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [у] и буква У»

Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [у] и буква У»

Задачи:

- познакомить со звуком и буквой «У»;

- учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;

- развивать моторику рук, фонематические представления, слуховое и зрительное восприятие, диафрагмальное и речевое дыхание;

- воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.

Оборудование: презентация, мяч; зеркала, счётные палочки, рабочие тетради, ручки, карандаши (по количеству детей).

Ход НОД

1. Организационный момент.

(слайд 1-пустой)

Дыхательное упражнение

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох; движения живота контролируются руками. Упражнение выполняется на счет (1, 2, 3 – вдох; 1,2,3 - выдох).

2. Основная часть.

«Подскажи словечко»

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его. (арбуз)

(пробел)

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит… (автомобиль)

(пробел)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит.

Это доктор… (Айболит)

(пробел)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все… (алфавит).

(пробел)

- Какой первый звук слышится в словах-подсказках? (В словах-подсказках слышится первый звук «а».) Какой звук «а»? (Звук «а» гласный.) Почему? (Звук «а» поётся, нет никакой преграды для его произнесения.) Каким цветом обозначаем звук «а»? (Звук «а» обозначаем красным цветом.)

Знакомство с новым звуком

- Ребята, продолжим путешествовать по Городу красивой речи? Тогда внимание на экран.

(Включается видеоролик со звуком ветра.)

- Скажите, какой звук вы услышали. (Ответы детей.) Хорошо. А теперь?

(Включается видеоролик с воем волка.)

- Услышали какой-нибудь звук? (Ответы детей.) Кто-нибудь догадался, о каком звуке мы будем говорить? (Ответы детей.)

Характеристика звука «у»

- Сегодня мы будем говорить о звуке «у» и познакомимся с буквой «У». Внимание на экран.

(слайд 2)

- Посмотрите на губы этого мальчика. Они вытянуты в трубочку. По губам можно догадаться, какой звук произносит этот мальчик. Возьмите зеркала и произнесите звук «у».

(Дети произносят звук «у».)

- Обращаем внимание на то, что губы вытянуты в трубочку, язык спокойно лежит в полости рта, звук поётся, преграды нет, значит звук «у» гласный и обозначать мы его будем красным цветом.

«Подскажи словечко»

- Звук «у» приготовил много интересных игр. И вот первая из них называется «Подскажи словечко». Я начну предложение, а вы мне поможете его закончить словом, которое начинается со звука «у». Картинки вам в этом помогут.

(слайд 3)

- На подставке стоит электрический … (утюг). Мама гладит платье … (утюгом). В пруду плавает … (утка). У Маши заболело … (ухо).

- С какого звука начинаются слова-подсказки? (Слова-подсказки начинаются со звука «у».)

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

(слайд 4-пустой)

- А сейчас я буду произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладоши, если слово будет сказано правильно, и топните, если слово будет сказано неправильно. Приготовились. Слушаем слова: улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка; утюг, витюг, мутюг, утюг.

- Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился» или потерялся, слово уже становится непонятным. «Лилитка» - правильное слово или нет? (Нет.)

- Есть длинные слова и короткие. Слова, в которых много звуков, - длинные слова. Давайте произнесём слово у-м-ы-в-а-ль-н-и-к медленно, с выделением каждого звука. (Дети произносят.) Какое это слово? (Слово «умывальник» - длинное слово.) Почему вы так считаете? (В слове «умывальник» много звуков.). Слова, в которых мало звуков, - короткие слова. Произнесём слово у-т-к-а медленно, с выделением каждого звука. Какое это слово? (Слово «утка» - короткое слово.) Почему вы так считаете? (В слове «утка» мало звуков.)

- По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово – длинное или короткое. Давайте отхлопаем слова: у-мы-валь-ник (4 хлопка, у-ли-ца (3 хлопка, у-жин (2 хлопка, уж (1 хлопок).

Игра с мячом «Отгадай слово»

- Внимание на экран. Я буду произносить слова с пропавшим звуком, а вы произнесёте слово полностью: (у)литка, (у)дочка, (у)тюг, (у)хо, (у)тка.

- Какой звук я всё время пропускала? (Вы пропускали звук «у».) Какую позицию в словах занимает звук «у»: начало, середину или конец? (Звук «у» в словах занимает позицию начала.)

Знакомство с буквой «У»

(пробел)

- Гласный звук у обозначается буквой У, на которую можно посмотреть и прочитать её.

Буква «У» кричит «Ура!»

Руку тянет вверх она.

Составление буквы «У»

(слайд 5-пустой)

- Посмотрите, как можно составить букву «у» из пальчиков: указательный палец правой руки направлен вверх, средний направлен влево под острым углом; большой палец прижимает безымянный и мизинец к ладони.

(или)

Распрямлённую ладошку

Наклони теперь немножко,

Палочку потом возьми,

Между пальцами зажми.

Станет ясно самому –

Это будет буква «У».

(Дети распрямляют кисть правой руки, наклоняют её вправо, зажимают между пальцами палочку так, чтобы она была направлена влево и вверх.)

- Посмотрите, как можно сложить букву «У» из палочек.

(Дети выполняют вместе с логопедом.)

Показ написания буквы «У»

(Логопед показывает правильное написание буквы «У» на доске или

в интерактивной презентации: определяет точку начала движения, характер линий, обращает внимание на направление движения.)

- Посмотрите, как пишется буква «У». Букву «У» начинают писать с верхнего правого угла, опускаются вниз к левому нижнему углу, а затем с левого верхнего угла опускаются к середине наклонной палочки.

Обучение написанию буквы

Затем дети пишут букву в воздухе карандашом двумя способами (по 3-4 раза каждым из них). Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.

Работа в тетради

(Рука опирается на кисть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.)

- Ребята, а сейчас попробуйте букву «А»: обвести по контуру, соединить по точкам и напечатать самостоятельно.

3. Заключительная часть.

Логопед. Ну что, на этом наше путешествие по Городу красивой речи закончилось. На следующем занятии отправимся за новыми знаниями. О каком звуке мы сегодня говорили? (Мы говорили о звуке «у».) Как произносится этот звук? (Звук «у» тянется, поётся. Губы вытянуты в трубочку.) Какой буквой он обозначается? (Звук «у» обозначается буквой «У».) Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим.)

Прикреплённые файлы:

prezentacija_qito5.ppt | 448,5 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Угадай, кого я выбрал»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Угадай, кого я выбрал» Цель игры: Упражнять в дифференциации звуков Ч – Ш- С – Щ – Сь в словосочетаниях и предложениях. Автоматизировать звук Р. Развивать коммуникативные.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста обучение грамоте «Звук [М], [М’] и буква «М» «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Познакомить с буквой М. Задачи: - определятьпозицию.

Конспект занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Звук и буква [И]» Цель занятия: познакомить детей со звуком [И] и его аккустико – артикуляционной характеристикой. Задачи: Закрепить навыки различения и четкого.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в зимний лес» Цель: Закрепить знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе. Задачи: Коррекционно- образовательные:.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Сквозь звезды к новым планетам» Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, математических неравенствах, прямом и обратном счете в пределах 10. Задачи: Коррекционно.

Конспект занятия «В гости к гному. Звук [Г]» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия: «В гости к гному». Звук [Г]. (для детей старшего дошкольного возраста) Цели:1. Развитие фонематического слуха. 2. Знакомство.

Лэпбук «Звук и буква» для работы с детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Звук и буква» для работы с детьми старшего дошкольного возраста Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога, коллеги и друзья, родители и просто творческие люди, а так же случайные посетители.

Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [а] и буква «А» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «А» и их отличительными признаками; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [у] и буква У»
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 23:17
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
26 января. День ментальных карт на МААМ

В конце 60-х годов прошлого века была придумана особая методика для запоминания, творчества и организации мышления. Она получила название «ментальные карты», «диаграмма связей» или «интеллект-карта». Для...

25 января. День лыж и коньков на МААМ

25 января 1924 года лыжный и конькобежный спорт впервые вошли в программу Олимпиад. Во французском городке Шамони, в Альпах, началась Неделя зимних видов спорта, приуроченная к грядущей Олимпиаде-24 в...

Моя награда на МAAM. Лучший педагог года — 2019
Уважаемые коллеги! Огромное спасибо всем за внимание и поддержку моих публикаций! Я и не думала, что стану одним из победителей в конкурсе "Лучший...
Пальчиковый театр «Сказка про козлёнка, который умел считать до десяти»
Прощальный реверанс году театра или «Сказка про козлёнка, который умел считать до десяти». Пальчиковый театр Предлагаю Вашему вниманию...
Конспект занятия по аппликации «Зима в городе» (подготовительная группа)
Программные задачи: Учить детей складывать бумагу способом "гармошка", совершенствовать работу с ножницами при вырезывании необходимых фигур для...