Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [у] и буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- познакомить со звуком и буквой «У»;
- учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;
- развивать моторику рук, фонематические представления, слуховое и зрительное восприятие, диафрагмальное и речевое дыхание;
- воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование: презентация, мяч; зеркала, счётные палочки, рабочие тетради, ручки, карандаши (по количеству детей).
Ход НОД
1. Организационный момент.
(слайд 1-пустой)
Дыхательное упражнение
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Звук [у] и буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох; движения живота контролируются руками. Упражнение выполняется на счет (1, 2, 3 – вдох; 1,2,3 - выдох).
2. Основная часть.
«Подскажи словечко»
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его. (арбуз)
(пробел)
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль)
(пробел)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор… (Айболит)
(пробел)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все… (алфавит).
(пробел)
- Какой первый звук слышится в словах-подсказках? (В словах-подсказках слышится первый звук «а».) Какой звук «а»? (Звук «а» гласный.) Почему? (Звук «а» поётся, нет никакой преграды для его произнесения.) Каким цветом обозначаем звук «а»? (Звук «а» обозначаем красным цветом.)
Знакомство с новым звуком
- Ребята, продолжим путешествовать по Городу красивой речи? Тогда внимание на экран.
(Включается видеоролик со звуком ветра.)
- Скажите, какой звук вы услышали. (Ответы детей.) Хорошо. А теперь?
(Включается видеоролик с воем волка.)
- Услышали какой-нибудь звук? (Ответы детей.) Кто-нибудь догадался, о каком звуке мы будем говорить? (Ответы детей.)
Характеристика звука «у»
- Сегодня мы будем говорить о звуке «у» и познакомимся с буквой «У». Внимание на экран.
(слайд 2)
- Посмотрите на губы этого мальчика. Они вытянуты в трубочку. По губам можно догадаться, какой звук произносит этот мальчик. Возьмите зеркала и произнесите звук «у».
(Дети произносят звук «у».)
- Обращаем внимание на то, что губы вытянуты в трубочку, язык спокойно лежит в полости рта, звук поётся, преграды нет, значит звук «у» гласный и обозначать мы его будем красным цветом.
«Подскажи словечко»
- Звук «у» приготовил много интересных игр. И вот первая из них называется «Подскажи словечко». Я начну предложение, а вы мне поможете его закончить словом, которое начинается со звука «у». Картинки вам в этом помогут.
(слайд 3)
- На подставке стоит электрический … (утюг). Мама гладит платье … (утюгом). В пруду плавает … (утка). У Маши заболело … (ухо).
- С какого звука начинаются слова-подсказки? (Слова-подсказки начинаются со звука «у».)
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия
(слайд 4-пустой)
- А сейчас я буду произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладоши, если слово будет сказано правильно, и топните, если слово будет сказано неправильно. Приготовились. Слушаем слова: улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка; утюг, витюг, мутюг, утюг.
- Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился» или потерялся, слово уже становится непонятным. «Лилитка» - правильное слово или нет? (Нет.)
- Есть длинные слова и короткие. Слова, в которых много звуков, - длинные слова. Давайте произнесём слово у-м-ы-в-а-ль-н-и-к медленно, с выделением каждого звука. (Дети произносят.) Какое это слово? (Слово «умывальник» - длинное слово.) Почему вы так считаете? (В слове «умывальник» много звуков.). Слова, в которых мало звуков, - короткие слова. Произнесём слово у-т-к-а медленно, с выделением каждого звука. Какое это слово? (Слово «утка» - короткое слово.) Почему вы так считаете? (В слове «утка» мало звуков.)
- По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово – длинное или короткое. Давайте отхлопаем слова: у-мы-валь-ник (4 хлопка, у-ли-ца (3 хлопка, у-жин (2 хлопка, уж (1 хлопок).
Игра с мячом «Отгадай слово»
- Внимание на экран. Я буду произносить слова с пропавшим звуком, а вы произнесёте слово полностью: (у)литка, (у)дочка, (у)тюг, (у)хо, (у)тка.
- Какой звук я всё время пропускала? (Вы пропускали звук «у».) Какую позицию в словах занимает звук «у»: начало, середину или конец? (Звук «у» в словах занимает позицию начала.)
Знакомство с буквой «У»
(пробел)
- Гласный звук у обозначается буквой У, на которую можно посмотреть и прочитать её.
Буква «У» кричит «Ура!»
Руку тянет вверх она.
Составление буквы «У»
(слайд 5-пустой)
- Посмотрите, как можно составить букву «у» из пальчиков: указательный палец правой руки направлен вверх, средний направлен влево под острым углом; большой палец прижимает безымянный и мизинец к ладони.
(или)
Распрямлённую ладошку
Наклони теперь немножко,
Палочку потом возьми,
Между пальцами зажми.
Станет ясно самому –
Это будет буква «У».
(Дети распрямляют кисть правой руки, наклоняют её вправо, зажимают между пальцами палочку так, чтобы она была направлена влево и вверх.)
- Посмотрите, как можно сложить букву «У» из палочек.
(Дети выполняют вместе с логопедом.)
Показ написания буквы «У»
(Логопед показывает правильное написание буквы «У» на доске или
в интерактивной презентации: определяет точку начала движения, характер линий, обращает внимание на направление движения.)
- Посмотрите, как пишется буква «У». Букву «У» начинают писать с верхнего правого угла, опускаются вниз к левому нижнему углу, а затем с левого верхнего угла опускаются к середине наклонной палочки.
Обучение написанию буквы
Затем дети пишут букву в воздухе карандашом двумя способами (по 3-4 раза каждым из них). Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.
Работа в тетради
(Рука опирается на кисть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.)
- Ребята, а сейчас попробуйте букву «А»: обвести по контуру, соединить по точкам и напечатать самостоятельно.
3. Заключительная часть.
Логопед. Ну что, на этом наше путешествие по Городу красивой речи закончилось. На следующем занятии отправимся за новыми знаниями. О каком звуке мы сегодня говорили? (Мы говорили о звуке «у».) Как произносится этот звук? (Звук «у» тянется, поётся. Губы вытянуты в трубочку.) Какой буквой он обозначается? (Звук «у» обозначается буквой «У».) Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим.)