Лариса Белюнова
«Будь всегда достоин имени своего». Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей об этимологии имени фамилий, их значении; показать, как отражаются имена людей в фольклоре; способствовать развитию чувства собственного достоинства, любознательности, пытливости ума, языкового чутья, воспитывать культуру межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Предварительная работа: заучивание стихов, скороговорок, пословиц,
дразнилок, чтение сказок Н. Носова «Незнайка», проведение бесед на тему:
«Что означают наши имена».
Ход занятия.
Публикация «„Будь всегда достоин имени своего“, Конспект НОД по ОО „Социально-коммуникативное развитие“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Воспит: Дети, отгадайте загадку:
Нас не было - оно было,
Нас не будет - оно будет,
Никто ни у кого его не увидел,
А у каждого оно есть. (Имя)
Стук в дверь. Заходит Антошка.
Антошка: Привет ребята. Давайте знакомиться. Меня зовут Антошка. А вас?
Дети хором называют каждый свое имя.
Воспит: Ничего не понятно, какая-то каша. Зато громкая каша получилась.
Давайте попробуем по другому познакомиться. Каждый ребенок соберет свое имя на столе из букв. И Антошка сразу увидит, как кого зовут.
Антошка: Вот теперь мы познакомились.
Воспит: Так ты к нам пришел знакомиться. Ты ищешь новых друзей. Тогда оставайся с нами и внимательно слушай.
Антошка садится с детьми.
Воспит: У каждого человека есть имя. Для чего человеку дают имя? (Чтобы одного человека отличить от другого, чтобы легче было обратиться к человеку).
В мире все совершенствуется, меняются и имена. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена. Первого ребенка могли назвать Первушей, крикливого младенца - Бессоном или Неупокоем. Добрыня - означает «делающий добро». Любомир - «любящий мир».
Эта традиция сохранилась до сих пор в некоторых именах : если девочка светловолосая, её называют Светлана, если хотят подчеркнуть, что ребёнка очень любят, дают имя Любаша. Позже стали появляться иноземные имена. И каждое имя что-то означает.
А знаете ли вы, дети, что означают ваши имена?
Ответы детей.
Оля: Очень даже может быть,
Что имя помогает жить,
Что помогает выбирать,
Какой тропой ступать.
К примеру, мне, Оленьке дано
Прекраснейшее имя –
Когда-то так давным давно
Звалась одна княгиня
Но даже раньше, до княгини
Придумано такое имя –
В нём чистота, покой и радость,
То, что зовется словом «святость».
Карина: Откуда я пришла, Карина,
Чудесная такая?
Из дальних призрачных морей,
Со словом «дорогая».
Иван: Коль нарекли тебя Иваном,
Что означает «Божья милость»,
Удача будет бить фонтаном,
Какая даже и не снилась.
Николай: Николай - «покоритель народов»
Молва меня так наречет.
Еще не рождала природа
Великих таких воевод
Илья: Если ты Ильей зовешься,
В жизни ты не ошибешься.
Будешь сильным и здоровым,
Всегда милым и веселым.
Воспит. : А что означают имена Айдар, Гульнара, и др. детей? (ответы детей).
Сколько много в нашей группе разных имен. Целая коллекция. Антошка, ты не хочешь собирать коллекцию имен.
Антошка: Хочу! Вот здорово! Мои друзья собирают марки, календарики,
машинки, а я буду собирать имена.
Воспит. : Мы поиграем в игру «Комплименты». И поможем тебе это сделать.
Дети встают в круг и говорят комплименты стоящему справа.
Воспитатель складывает в конверт карточки, на которых написаны имена и их значение. В кот{е игры у Антошки оказывается конверт. Дети садятся на свои места.
Воспит. : Ребята, что означает пословица «Как корабль назовешь, так он и поплывет». (Ответы детей). А в каком произведении имена героев отражают их характер или вид деятельности? (Незнайка Н. Носова). Родители, выбирая имя ребенку, никогда не назовут его Плохишь, или Плакса, потому что хотят, чтобы вы выросли хорошими, умными, добрыми, ласковыми.
В коллекцию имен можно включить и старинные имена. А они сохранились в сказках, пословицах, скороговорках.
Дети вспоминают пословицы, скороговорки, сказки. Воспитатель складывает карточки в коллекцию.
Воспит. : Но только имени недостаточно, чтобы отличить одного человека от другого, ведь может быть несколько людей с одинаковыми именами. И тогда люди придумали фамилии, которые переходили от деда к отцу, от отца к сыну. Иногда фамилию давали по имени отца; так появились фамилии: Иванов, Сидоров. У нас есть такие фамилии? (Анисимов, Андреев). Так же исполняемая человеком работа позволяла отличать его от других. И появились фамилии: Плотников, Пекарев. А у нас есть такие фамилии? (Кузнецов, Скорняков).
Еще один способ различать людей стало упоминание местности, где они проживают. Так появились фамилии: Озеров, Рощин. Ну, что Антошка узнал ты сегодня много интересного. А сейчас мы поиграем в игру «Кто позвал тебя, узнай», и проверим, как хорошо ты запомнил имена детей.
Дети играют в игру, где ведущим остается только Антошка.
Воспит. : А мы про Антошку знаем веселое стихотворение. Дети: (все вместе) : Антошка - картошка, сломанная ножка,
Сам с ноготок, голова с локоток. Антошка: (обижается) Зачем вы дразнитесь? Воспит. : Антошка, мы пошутили. Мы и про себя знаем дразнилки.
Дети рассказывают несколько дразнилок.
Воспит. : Вот видишь, Антошка, наши дети умеют смеяться, не только над другими, но и над собой.
А свою коллекцию имен, ты можешь пополнять, сходи в гости в другие группы, познакомься, и коллекция будет большая и друзей много. До свидания. Антошка: До свидания.
Воспит. : Ребята, а вам совет: любите своё имя, дорожите им, не роняйте его никогда. Будьте всегда достойны имени своего, и с честью носите его!