Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф»

Любовь Мариампольская
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф»

Тема: Звуки Ф, Фь и буква Ф.

Цель:

Познакомить детей с глухими согласными звуками ф, ф’, буква Ф, ф.

выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока

слов, из текста;

звуковой анализ слова: филин,

чтение слогов, предложений из 3-х слов, анализ предложений.

Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква Ф большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); карточки с буквами, слогами и предложениями.

Ход нод:

Здравствуйте, ребята! ,

Ребята, скажите, а вы любите сказки? (Да). И, наверняка, много их знаете. А хотите послушать ещё одну сказку, которую вы ещё никогда не слушали и не слышали? (Да). Сядьте сейчас поудобнее, слушайте.

1. Жила - была буква Ф, и у неё было 2 братца звук Ф и звук Ф”

" А звучали они так - воспитатель показывает букву Ф и даёт характеристику этой буквы.

Губы неподвижны, находятся в положении улыбки, щёки не надуваются. Нижняя губа образует щель с верхними зубами. Струя воздуха узкая.

- Братец Ф - у него был сердитый и твёрдый характер (фонарь, форточка, к тому же он никогда не умел петь поэтому был согласным, да к тому же плохо слышал от того и был глухим.

- Давайте повторим характеристики звуков.

- Братец Ф’ – у него был весёлый и мягкий нрав (филин, фишка, и произносится с улыбкой. Но так же как и братец Ф никогда не умел петь поэтому был согласным, и то же плохо слышал от того и был глухим.

- Давайте повторим характеристики звуков.

2. Звукам Ф и Ф' нравится играть со словами. Вы можете поиграть с ними.

Игровая ситуация «Кто больше запомнил слов со звуком Ф».

Федя нёс конфету Ване,

Только фантики в кармане

Где конфеты? Нет, конфет.

Вкусным Федин был обед.

- Кто запомнил слова со звуками Ф и Ф? назови их. Сколько их?

- Назовите слова, где встречаются эти звуки.

3. «Назови слова на Ф».

А ещё звуки ФиФ’ любят прятаться в словах.

В словах эти звуки вы можете встретить,то:

В начале слова: форма, фотография, фантики, футбол, фартук, фонтан, фрукты, филин, флаги, фокус, фикус.

В середине: цифры, кофта, туфли, София,конфеты В конце: шарф, граф, гольф, жираф.

- Вы можете их там поискать? (игровое упражнение «Нашёл звук - хлопни в ладоши»).

4. «Чтение слогов с договариванием до целого слова».

Ребята, скажите, а дружба - это хорошо или плохо? (хорошо). А иметь друга или подругу или много друзей - это важно? (Да).

Так вот, ребята, и наши звуки Ф и Ф’ дружат с гласными звуками:

А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

Фи. лин

Фа. я

Фе. дя

Фо. ма

Физминутка

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин - прыг, филин - скок,

Филинёнку дал флажок.

Филинёнок рад, рад - Два фонарика горят.

-Ребята, ответьте, про кого была физминутка (про филина). Я предлагаю вам составить звуковой анализ слова: филин.

5. «Звуковой анализ слова: филин».

Слово филин состоит из двух слогов.

Звук Ф стоит в начале слова.

Первый звук Ф’ мягкий согласный, перед И - зелёной фишкой. Второй звук И - гласный, поётся, красной фишкой. Третий звук - Л’ - мягкий согласный, перед И., зелёной фишкой. Четвёртый звук - И - гласный, поётся, красной фишкой. Пятый звук - Н - согласный, твёрдый, синей фишкой. Всего в слове - 5 звуков: 2 - гласных, 3 согласных.

Из букв составьте слово «филин».

6. «Составление предложений, схемы предложений.

Преобразование предложений, изменение их смысла».

Так и жили звуки Ф и Ф’в слогах, а из слогов складывались слова, а из слов - предложения.

- Составим предложения со словом - филин, (детские варианты).

Игра «Собери предложение». Играют по 4 человека.

Например, На дереве сидел филин.

Сколько слов в предложении? (Четыре).

Схема предложения:

1 - ое слово - на - короткая линия,

2 - ое слово - дереве - длинная линия,

3 - ье слово - сидел - длинная линия,

4 - ое слово - филин - длинная линия.

Варианты предложений (смысл не меняется):

На дереве сидел филин.

Филин сидел на дереве.

Сидел на дереве филин.

- Ребята, послушайте, а изменится смысл предложения, если изменить интонацию. Например, На дереве сидел филин. На дереве сидел филин? На дереве сидел филин! (смысл предложения изменится).

7. «Элементы буквы Ф. На что похожа?».

И вот однажды букваФ посмотрела на себя в зеркало и что же она увидела: Буква Ф надула щёки,

Или встала руки в боки.

- Ребята, встаньте, поставьте руки на пояс. Посмотрите друг на друга. Мы стали похожи на букву Ф.

(Работа в тетрадях. Штриховка. Графическое написание буквы Фиф, выкладывание из фасоли, из манки, лепка из пластилина – по желанию каждого ребёнка).

8. Итоги нод.

-Тут и сказочки конец, а кто слушал - молодец!

-Понравилась вам сказка? А о чём она? Что нового узнали?

Индивидуальная работа

- Звуковой анализ слов из трёх звуков.

- Звуковой анализ двух слов из пяти звуков.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: • Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. • Создавать.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л» Тема: «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л» Цель: Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах, познакомить с буквой Л. Задачи:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква М. Звуки [М] — [М’]» Тема: «Буква М. Звуки [М] – [М’]» Цель: Знакомство с буквой М; правильное произношение и различение звуков [М] – [М’]. Задачи: - развитие.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Т]-[Т’] Буква Т» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -продолжить учить детей выделять звуки /т-ть/ в словах, определять место звука в слове;.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф» Цель: - познакомит детей со звуками Ф,Ф’, буквой Ф; - находить место звука в слове (в начале, середине или конце слова); - закреплять умения.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф»
Опубликовано: 29 августа 2017 в 17:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День космонавтики

Юбилейной дате в истории космонавтики посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы увлечь детей космической темой и расширить их представления о космосе.

12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

Мастер-класс «Угловая закладка для книги «Ракета»
Каждый человек, когда прерывает свое чтение журнала или книги , на некоторое время, вкладывает какой-нибудь плоский предмет, чтобы потом быстро найти...
Мини-музей «Русская изба» в детском саду
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мини - музей нашего детского сада. Приобщение дошкольников к культуре, формирование...
Выставка совместного творчества родителей и детей «Космические просторы» ко Дню...
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики! Во всех российских регионах проводятся тематические праздничные мероприятия, организуются...