Получи документы

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука» (9 фото)

Юлия Харькова
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»

Разработчик конспекта : Харькова Юлия Сергеевна – воспитатель.

Цель: развитие познавательной активности и интереса к экспериментальной деятельности у детей средствами музыкальной лаборатории «Звук и тон»

Задачи проекта:

1. Развивающая:

Публикация «Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Звук, Свойства звука“» размещена в разделах

- способствовать развитию познавательной активности детей в процессе знакомства со звуком;

- развивать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения, анализ, наблюдение, классификация;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, стремлению к самостоятельному познанию, размышлению.

2. Образовательная:

- знакомить детей с понятием звук и «звуковые волны»;

- Формировать представление детей о звуке и его свойстве – распространение и изменение;

- Знакомство с новыми словами и их понятием «резонатор звука», «камертон», «лаборатория», «звук – его тембр, высота».

3. Воспитательная: воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыты. Проявлять интерес к музыкальным инструментам, их звучанию.

Методы и приемы:

- наглядный: рассматривание видеосюжета, иллюстраций, лаборатории.

- словесный: беседа по теме, инструкции педагога, постановка вопросов в ходе экспериментов.

- практический: выполнение заданий с помощью музыкальной лаборатории, физминутка, дидактическая и подвижная игра.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательная область»

ОО «Физическое развитие»

ОО «Художественно-эстетическое» (музыка)

Результативность:

- оценить интерес детей к такому виду познавательной и опытно-экспериментальной деятельности.

- оценить самостоятельность детей в ходе опытно-эксперементной деятельности и построение выводов.

Оборудование:

Телевизор и видеообращение, лабораторное оборудование «Звук и тон», бумага для фиксирования результата опытов, театральная ширма, шумовые музыкальные инструменты, картинки разными видами инструментов (струнные, ударные, клавишные, духовые) и запись исполнением музыки с разными инструментами.

Конспект НОДа

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я получила видеописьмо от нашей воспитанницы и вашей подруги Анны. Она сообщает нам, что сейчас находится на больничном (у нее перелом руки) и очень скучает. Недавно она посмотрела мультик про Фиксиков «Опыты со звуком». И теперь очень заинтересовалась этой темой. И просит нас ей в этом помочь и ответить на ряд вопросов: «Что такое звук? А как он увеличивается? Можно ли его увидеть? Двигается ли он? Откуда он берется? Что такое шумовые и музыкальные звуки? Чем они отличаются и т. д.» Ну что, поможем Анне?

Дети: - Да, согласны!

Воспитатель: - Тогда закрываем уши и слушаем, что мы сможем услышать.

Дети: - Ничего.

Воспитатель: - Почему? И что помогает человеку слышать звуки?

Дети: - Человеку помогают слышать звуки уши.

Воспитатель: - Правильно, наш слуховой аппарат. А звуки бывают природные (то, что мы слышим вокруг) и искусственные (их извлекают машины, человек, музыкальные инструменты разными способами). Давайте поиграем в игру «Что звучит?» (звучит аудиозапись разных звуков и дети отгадывают их. Если звучат музыкальные инструменты, то их называют. Определяют их вид и объясняют свою точку зрения: струнные, ударные, клавишные и духовые. Затем показывают их на картинке)

Воспитатель: - Подводим итог, что такое звук. Звук – это те колебания, которые принимает наше ухо. И даже не видя предмета, мы можем сказать, что издает тот или иной звук.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. С этим заданием мы справились и ответили на вопросы. Проходите к столам, присаживайтесь и внимательно посмотрите на предметы, которые на них лежат. Есть предположение, что это? (Дети рассаживаются на рабочие места, рассматривают предметы и высказывают свои предположения, что это может быть такое).

Воспитатель: - Ребята, перед Вами лабораторное оборудование «Звук и тон» : резонатор, камертон, музыкальная шарманка, ёмкость с водой, бусина на нитке, железная пластина (воспитатель все показывает).

Опыт 1. «Звук – это волны».

Воспитатель: - Возьмём в руки камертон, ударим его о край стола и поднесём к емкости с водой. Что мы увидим? ( Дети рассказывают о своих наблюдениях: видят волны, фонтанчик или ни чего, если камертон взяли не правильно). Молодцы.

Подводим итог: звук – это волны и зафиксируем это рисунком в таблице волной.

Опыт 2. «Громкость звука можно регулировать».

Воспитатель: - Возьмем в руки камертон, ударим его о край стола и поднесем к уху. Мы слышим еле уловимый для нашего уха звук. А вот если мы поставим в вибрящем состоянии камертон в резонатор, что услышим изменения – звук увеличился в громкости. Проведем такой же эксперимент и с музыкальной шарманкой. Что происходит с музыкой? (Дети рассказывают о своих наблюдениях).

Подводим итог: звук можно контролировать в громкости – увеличивать или уменьшать. Зафиксируем это рисунком в таблице с помощью стрелок.

Опыт 3. «Звук – это колебание волн»

Воспитатель: - Возьмем для опыта металлическую пластину и закрепим ее с обратной стороны резонатора. Оттянем одни конец пластины и отпустим ее. Пластина начнет колебаться и бить по воздуху – возникает некий звук. Если линейку выдвигать и задвигать в резонатор, то колебания становятся разными по высоте (низкие и высокие).

Подводим итог: звук – это те колебания, которые принимает наше ухо (фиксируем в таблице).

Воспитатель задает вопросы: что происходит с линейкой, как меняется звук? Можно рассказать в процессе опыта историю: «Оказывается, что первым человеком, который задумался над этим вопросом, был древнегреческий ученый Пифагор. И он ответил на него так: «Всякий звук - это удар». Струна лиры колеблется и бьет по воздуху. Колебания воздуха разносятся во все стороны, и достигают наших ушей. Если удар будет сильный – звук будет громкий. Если слабый – тихий.»

Опыт 4. «Как увидеть звук

Воспитатель: - Для этого опыта нам понадобятся камертон и бусина на нити.

Возьмём камертон, ударим его о стол и поднесем к бусине. Мы увидим, что бусина будет двигаться. И чем сильной удар в камертон, тем дальше бусина от него улетает. (Дети выполняют задание и рассказывают о своих наблюдениях)

Можно ли сказать, что в этом опыте мы УВИДЕЛИ звук?

Подводим итог: чем громче звук, тем сильнее движение предметов, которые он двигает (фиксируем в таблице).

Воспитатель: - Вы все большие молодцы! А теперь нам необходимо размяться и зарядкой заняться.

Физминутка «Все мы музыканты»

(Движения выполняются по тексту)

Все мы музыканты,

Вот нас сколько!

Мы сыграем польку

Для друзей.

Эй вы, звоночки,

Зазвоните,

Весело звоните,

Дили-день!

Все мы музыканты,

Вот нас сколько!

Мы сыграем польку

Для друзей.

Бум, бум, бум,

В барабаны бей!

Бум, бум, бум,

Ну-ка, кто сильней?

Все мы музыканты,

Вот нас сколько!

Мы сыграем польку

Для друзей.

Ду-ду-ду, - гудки гудят,

Ду-ду-ду, - зовут ребят!

Все мы музыканты,

Вот нас сколько!

Мы сыграем польку

Для друзей.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что звук бывает «естественным» (звуки живой природы) и «искусственным» (звуки, которые производит человек, машины, музыкальные инструменты.

Давайте поиграем в игру «Какой звук (воспитатель включает аудиозапись, а дети отгадывают происхождение звука). Воспитатель: - Молодцы, ребята. Как правильно вы отгадывали музыкальные загадки, особенно, когда звучали музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты бывают разные и звук они извлекают разными способами: ударные – ударом, струнные – струной, духовые – дуновением, клавишные – клавишами. Мне очень интересно, а вы знакомы с музыкальными инструментами?

Дети: - Да, мы знаем музыкальные инструменты.

Воспитатель: - Тогда давайте поиграем в игру «Музыкальные инструменты» - я показываю карточку с музыкальным инструментом, а вы его называете и определяете, каким способом извлекается из него звук.

Воспитатель: - А теперь ребята, подойдем к театральной ширме, вас там ожидает сюрприз: разные музыкальные инструменты. Каждый из вас по очереди поиграет на них, и мы отгадаем, какой из них звучит и каком образом извлекается звук.

Игра «На чем играю»

Воспитатель: - Молодцы ребята, все отгадали. Ну а теперь, прошу подойти к доске, посмотреть на нашу таблицу и вспомнить, что мы узнали о звуке, какие опыты проводили. Давайте вспомним, в какие игры играли, какие музыкальные инструменты слушали, к каким видам они относятся, каким способом извлекается звук. Что было самым интересным? Что сложным, а что легким? И самое главное, помогли мы нашей Анюте разобраться с этой темой?

Дети отвечают на вопросы.

Фото «Звук. Свойства звука»
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе - фото
Конспект НОД по познавательно экспериментальной деятельности в старшей группе Звук Свойства звука Разработчик конспекта Харькова Юлия Сергеевна воспитатель Цель развитие познавательной активности и интереса к экспериментальной деятельности у детей средствами музыкальной лаборатории Звук и тон Задачи проекта Все конспекты Обучение грамоте Звуки буквы слоги Опытно экспериментальная деятельность Опыты и эксперименты
Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ является неотъемлемой частью образовательного процесса. Познавательное развитие предполагает.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Вода и её свойства»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Вода и её свойства» Цель: знакомить детей со свойствами воды. Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды, воспитывать бережное отношение к воде.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды — какая она» в средней группе Программное содержание: Образовательные задачи: - систематизировать представления детей о воде, ее свойствах: жидкость, не имеет цвета,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Воздух — что это?»Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Воздух — что это?» Тема: «Воздух-что это?» Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Снег и его свойства»Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Снег и его свойства» Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей «Снег и его свойства» в старшей группе Тема: Снег и его свойства Образовательные.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Ветер в комнате» по теме «Свойства воздуха» во второй младшей группе Цель: выявить, как образуется ветер Задачи: Образовательные: учить делать вывод Развивающие :развивать интерес к экспериментированию;.

Конспект экспериментальной деятельности «Свойства воздуха»Конспект экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Цель: развить в ребёнке исследовательские умения,формировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности. Задачи: -закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»
Опубликовано: 2 мая 2023 в 09:31
+219Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД