МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию «Лаборатория чудес»

Конева Елена
Конспект НОД по познавательному развитию «Лаборатория чудес»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Радуга Детства»

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

«Лаборатория чудес»

Составила:

Конева Е. Н., воспитатель

Тема: Лаборатория чудес.

Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.

Образовательная область. Познавательное развитие.

Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Лаборатория чудес“» размещена в разделах

Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.

Возраст: Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Форма организации: группа воспитанников

Уровень подготовленности детей:

• Имеют элементарные представления о опытах;

• Обладают навыками целеполагания;

• Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.

Цель. Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, о способе познания мира – эксперименте (опыте).

2. Познакомить с понятием «наука» (познание, «гипотеза» (предположение).

3. Дать представления о назначении детской лаборатории, культуре поведения в детской лаборатории.

4. Уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ, познакомить детей со способами обнаружения воздуха.

5. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Развивающие :

1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.

3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы сверстников.

2. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей, умение выслушивать друг друга.

Ресурсное обеспечение:

Программно-методическое:

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.

• Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;

• Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. :

• Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Демонстрационный материал: картинки с изображением ученых в лаборатории, белый халат для воспитателя, мольберт, макет «Детский сад», макеты деревьев, картинка – правила «Как вести себя в лаборатории», модель органы чувств, резиновая груша.

Раздаточный материал: бейджики для каждого ребенка, тетради, стаканы, пакеты, камешки, трубочки, вода, мелки, зеркала.

Словарная работа.

Обогащение словаря: наука, ученые, лаборант, лаборатория

Активизация словаря: наблюдение, органы чувств

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Предварительная работа:

• Проведение элементарных опытов и экспериментов;

• наблюдения;

• рассматривание энциклопедий, справочников.

Педагогические эффекты:

• дети познакомятся с лабораторией, правилами поведения в ней;

• дети научатся работать в парах, группе;

• закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.

Структура занятия

Вводная часть.

• Беседа о науке, ученых;

• Рассматривание модели органов чувств.

• Знакомство с правилами проведения опытов.

Основная часть.

• Разгадывание загадок

• Опытно-экспериментальная деятельность

• Беседа о значении воздуха

• Физминутка

Заключительная часть

• Рефлексия - в форме игры, работы с макетом сада

• Фиксация проведенных опытов в тетрадях

Ход НОД:

Вводная часть

Знакомство с лабораторией.

Дети стоят полукругом около доски. На доске картинки с изображением ученых в лаборатории.

Воспитатель: Дети, кто изображен на картинках? (Это ученые-исследователи). Как вы думаете, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой). Ученые – это люди, которые изучают наш мир и его устройство. Они задают вопросы себе, а затем пытаются ответить на них. Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? (Ученые наблюдают за происходящим в мире). Наблюдение – это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств? (Дети смотрят на модель и перечисляют органы чувств)

Воспитатель: При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже с вами будем проводить эксперименты и будем записывать в свои научные тетради. Вот посмотрите на ваши тетради. Так что такое эксперименты? (Эксперименты – это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез).

Воспитатель: При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: острыми, стеклянными и другими. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами? (Работать аккуратно, не разливать воду, не толкаться). Посмотрите на картинку и попробуйте еще раз сказать, какие правила мы должны соблюдать. (Дети перечисляют правила глядя на картинку).

Воспитатель: Ученые работают в помещение, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория). В нашей группе тоже есть лаборатория чудес. Сейчас я надену белый халат и проведу вас в нашу лабораторию. Теперь вы становитесь научными сотрудниками. (прикрепить бейджики). Скажите, а какими качествами должны обладать научные сотрудники? (Быть внимательными, аккуратными, спокойными). Я приглашаю вас в лабораторию. Итак, уважаемые сотрудники, я предлагаю вам занять свои места за столами.

Основная часть

Ход деятельности в лаборатории.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Такой большой,

Что занимает мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю. (воздух).

Воспитатель: Правильно, а почему вы так решили? ( Воздух везде: вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе). Мы начинаем работу в лаборатории.

Опыт с камнем.

Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камешек твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (нет нельзя).

Делаем вывод: воздух – не твердое тело.

Опыт с водой.

Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса). Что умеет делать вода? (Вода течет, журчит, струится, бежит). Что же такое вода? (вода – это жидкость). Назовите другие жидкости. (сок, кефир, чай).

Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он не жидкость. Воздух – это газ. Какой он? (невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха). Вот наше открытие.

Опыт с воздухом.

Воспитатель: Продолжим исследования. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить? Возьмем в руки полиэтиленовый пакет и начнем его скручивать с открытого края. Пакет становиться выпуклым. Почему? (ответы).

Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.

Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает

Вправо, влево наклоняет,

Раз - наклон, и два – наклон,

Зашуршал ветвями клен.

Воспитатель: Итак, воздух есть везде. Проверим это? (дети стоят на ковре около стола воспитателя).

Опыт с резиновой грушей.

Воспитатель: Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали? (Свист. Воздух с шумом выходит из груши). Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается. Что этому мешает? (ответы).

Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.

Опыт с мелом.

Воспитатель: Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).

Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ( воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле).

Воздух нужен всем.

Воспитатель: А для чего нам нужен воздух? (для дыхания). Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом. (дети садятся за столы).

Опыт с соломинкой.

Воспитатель: Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха). Да и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

Опыт с зеркалом.

Воспитатель: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (предположения детей). Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (дышать). Сделайте глубокий вдох и выдох. Я знаю, что человек может прожить без еды – 5 недель, без воды – 5 дней, без воздуха – не больше 5 минут. А кому еще нужен воздух? Рыбам, животным, растениям. Правильно, всему живому. А каким воздухом полезно дышать? (Чистым). Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? (проветривать помещение, гулять на улице, ездить загород).

Заключительная часть

Воспитатель: Так давайте посадим деревья в нашем садике на макете. У нас теперь прекрасное настроение и дышится легко. Давайте передадим хорошее настроение друг другу: дотроньтесь до товарища кулачком, локотком, ладошкой.

Воспитатель: А сейчас будем наводить порядок. Вспомните правило: работу завершил, все на место положил? А в тетрадях мы с вами зарисуем, запишем в свободное время то, что больше всего запомнилось при работе в лаборатории.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Со светлой Пасхой»Конспект НОД по познавательному развитию «Со светлой Пасхой» Конспект НОД по познавательному развитию (мир человека) «Со светлой Пасхой» Тема: «Светлая пасха». Духовно-нравственное воспитание в детском.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к осени» Программное содержание. Закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осень. Учить выразительно с помощью пантомимы.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету»Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету» Программное содержание: Познакомить детей с небесными телами – звездами, сформировать представления о том, что некоторые звезды объединены.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.

Конспект ООД по познавательному развитию «Чудо-щетка» Чудо-ЩЁТКА Занятие Старший дошкольный и младший школьный возраст Цель. Знакомить с историей возникно- вения зубной щётки. Расширять круго.

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени»Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени» Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель: обогащение знаний о дарах природы-фруктах посредством дидактических игр и упражнений.

Лаборатория чудес (фоторепортаж)Лаборатория чудес (фоторепортаж) Каждый из нас мечтает хоть ненадолго стать волшебником или попасть в волшебную страну, где происходит много разных чудес. В волшебную.

Лаборатория «Магия Чудес» вновь открывает свои двери. Эксперименты продолжаются…Лаборатория «Магия Чудес» вновь открывает свои двери. Эксперименты продолжаются… У детей третьего года жизни очень развита жажда познания, любознательность и стремление узнать «доселе неведомое», потребность в умственных.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан»Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан» Непосредственно – образовательная деятельность МБДОУ Детский сад №32 «Зоренька» воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Лаборатория чудес»
Опубликовано: 15 июля 2021 в 09:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД