Конева Елена
Конспект НОД по познавательному развитию «Лаборатория чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад «Радуга Детства»
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности
«Лаборатория чудес»
Составила:
Конева Е. Н., воспитатель
Тема: Лаборатория чудес.
Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.
Образовательная область. Познавательное развитие.
Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Лаборатория чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.
Возраст: Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).
Форма организации: группа воспитанников
Уровень подготовленности детей:
• Имеют элементарные представления о опытах;
• Обладают навыками целеполагания;
• Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.
Цель. Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, о способе познания мира – эксперименте (опыте).
2. Познакомить с понятием «наука» (познание, «гипотеза» (предположение).
3. Дать представления о назначении детской лаборатории, культуре поведения в детской лаборатории.
4. Уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ, познакомить детей со способами обнаружения воздуха.
5. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Развивающие :
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы сверстников.
2. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей, умение выслушивать друг друга.
Ресурсное обеспечение:
Программно-методическое:
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.
• Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;
• Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. :
• Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Демонстрационный материал: картинки с изображением ученых в лаборатории, белый халат для воспитателя, мольберт, макет «Детский сад», макеты деревьев, картинка – правила «Как вести себя в лаборатории», модель органы чувств, резиновая груша.
Раздаточный материал: бейджики для каждого ребенка, тетради, стаканы, пакеты, камешки, трубочки, вода, мелки, зеркала.
Словарная работа.
Обогащение словаря: наука, ученые, лаборант, лаборатория
Активизация словаря: наблюдение, органы чувств
Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Предварительная работа:
• Проведение элементарных опытов и экспериментов;
• наблюдения;
• рассматривание энциклопедий, справочников.
Педагогические эффекты:
• дети познакомятся с лабораторией, правилами поведения в ней;
• дети научатся работать в парах, группе;
• закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.
Структура занятия
Вводная часть.
• Беседа о науке, ученых;
• Рассматривание модели органов чувств.
• Знакомство с правилами проведения опытов.
Основная часть.
• Разгадывание загадок
• Опытно-экспериментальная деятельность
• Беседа о значении воздуха
• Физминутка
Заключительная часть
• Рефлексия - в форме игры, работы с макетом сада
• Фиксация проведенных опытов в тетрадях
Ход НОД:
Вводная часть
Знакомство с лабораторией.
Дети стоят полукругом около доски. На доске картинки с изображением ученых в лаборатории.
Воспитатель: Дети, кто изображен на картинках? (Это ученые-исследователи). Как вы думаете, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой). Ученые – это люди, которые изучают наш мир и его устройство. Они задают вопросы себе, а затем пытаются ответить на них. Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? (Ученые наблюдают за происходящим в мире). Наблюдение – это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств? (Дети смотрят на модель и перечисляют органы чувств)
Воспитатель: При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже с вами будем проводить эксперименты и будем записывать в свои научные тетради. Вот посмотрите на ваши тетради. Так что такое эксперименты? (Эксперименты – это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез).
Воспитатель: При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: острыми, стеклянными и другими. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами? (Работать аккуратно, не разливать воду, не толкаться). Посмотрите на картинку и попробуйте еще раз сказать, какие правила мы должны соблюдать. (Дети перечисляют правила глядя на картинку).
Воспитатель: Ученые работают в помещение, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория). В нашей группе тоже есть лаборатория чудес. Сейчас я надену белый халат и проведу вас в нашу лабораторию. Теперь вы становитесь научными сотрудниками. (прикрепить бейджики). Скажите, а какими качествами должны обладать научные сотрудники? (Быть внимательными, аккуратными, спокойными). Я приглашаю вас в лабораторию. Итак, уважаемые сотрудники, я предлагаю вам занять свои места за столами.
Основная часть
Ход деятельности в лаборатории.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Такой большой,
Что занимает мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю. (воздух).
Воспитатель: Правильно, а почему вы так решили? ( Воздух везде: вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе). Мы начинаем работу в лаборатории.
Опыт с камнем.
Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камешек твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (нет нельзя).
Делаем вывод: воздух – не твердое тело.
Опыт с водой.
Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса). Что умеет делать вода? (Вода течет, журчит, струится, бежит). Что же такое вода? (вода – это жидкость). Назовите другие жидкости. (сок, кефир, чай).
Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он не жидкость. Воздух – это газ. Какой он? (невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха). Вот наше открытие.
Опыт с воздухом.
Воспитатель: Продолжим исследования. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить? Возьмем в руки полиэтиленовый пакет и начнем его скручивать с открытого края. Пакет становиться выпуклым. Почему? (ответы).
Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз - наклон, и два – наклон,
Зашуршал ветвями клен.
Воспитатель: Итак, воздух есть везде. Проверим это? (дети стоят на ковре около стола воспитателя).
Опыт с резиновой грушей.
Воспитатель: Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали? (Свист. Воздух с шумом выходит из груши). Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается. Что этому мешает? (ответы).
Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.
Опыт с мелом.
Воспитатель: Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).
Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ( воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле).
Воздух нужен всем.
Воспитатель: А для чего нам нужен воздух? (для дыхания). Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом. (дети садятся за столы).
Опыт с соломинкой.
Воспитатель: Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха). Да и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт с зеркалом.
Воспитатель: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (предположения детей). Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (дышать). Сделайте глубокий вдох и выдох. Я знаю, что человек может прожить без еды – 5 недель, без воды – 5 дней, без воздуха – не больше 5 минут. А кому еще нужен воздух? Рыбам, животным, растениям. Правильно, всему живому. А каким воздухом полезно дышать? (Чистым). Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? (проветривать помещение, гулять на улице, ездить загород).
Заключительная часть
Воспитатель: Так давайте посадим деревья в нашем садике на макете. У нас теперь прекрасное настроение и дышится легко. Давайте передадим хорошее настроение друг другу: дотроньтесь до товарища кулачком, локотком, ладошкой.
Воспитатель: А сейчас будем наводить порядок. Вспомните правило: работу завершил, все на место положил? А в тетрадях мы с вами зарисуем, запишем в свободное время то, что больше всего запомнилось при работе в лаборатории.