Валентина Морщинина
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Волшебный воздух»
«Волшебный воздух»
Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с некоторыми его свойствами;
учить устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов;
развивать способность делать умозаключения, анализировать;
обогащать словарь новыми словами;
воспитывать любознательность, интерес к процессам, происходящем в окружающем мире.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Волшебный воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Материал: письмо Снеговика, полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, пластиковые стаканы, трубочки для коктейля, салфетки, вентилятор, ленточки (по 2 на ребенка, 2 апельсина, прозрачная емкость для воды, камешки, теннисные шары, аудиозапись детских песен.
Ход НОД:
1. Организационный момент «Солнышко»
В. – Ребята, поздоровайтесь с гостями и согрейте их своими улыбками. А что еще нас согревает и улучшает наше настроение? (солнышко)
Представьте, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям.
Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом. Дети:
Солнышко, солнышко!
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
2. Сюрпризный момент.
В. – Ребята, а что это за окном? К нам прилетело письмо. Интересно, от кого же оно. Как вы думаете? (От Снеговика) Наверное, поздравляет нас с Новым годом. Ой, нет, не совсем так, послушайте.
«Дорогие ребята! Скоро самый веселый праздник – Новый год! Дед Мороз захотел, чтобы я украсил его терем к празднику, но не обычными елочными игрушками, а воздушными шарами. Но они такие маленькие, похожи на разноцветные тряпочки. Если украсить ими терем, будет совсем некрасиво и непразднично»
В. – Как мы можем помочь Снеговику? (надуть воздушные шары)
- Чем их надуть? (воздухом)
- Где этот воздух? (вокруг намс)
- А мы его видим? Может быть его и нет? Хотите проверить, есть ли воздух вокруг нас?
Опыт № 1 Обнаружение воздуха с помощью пакета (Муз. Д. Эленгтона «Караван»)
В. - Что у меня в руках? (пакет)
- В нем что-нибудь лежит? (он пустой)
Воспитатель показывает пакет со всех сторон, складывает несколько раз, взмахивает пакетом, ловя воздух, закручивает пакет.
В. – Что теперь скажете? И теперь пакет пустой?
Воспитатель предлагает детям взмахнуть пакетами и закрутить их.
- Что в ваших пакетах? (воздух)
В. – Воздух занял место в пакете, он стал похож на подушку, его можно потрогать, почувствовать. Поднесите руку к пакету. Видите ли вы ее сквозь пакет? (да)
- Значит, воздух какой? (прозрачный, невидимый)
- Какого он цвета? (бесцветный)
- Раскручивайте пакет, выпускайте из него воздух, понюхайте, пахнет ли воздух? (он без запаха)
Вывод:
Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, без запаха, его нужно поймать. И мы его смогли поймать и закрыть в пакете, а потом выпустили.
Опыт №2. Воздух внутри каждого из нас.
В. – Воздух окружает нас повсюду. А как вы думаете, есть ли воздух внутри каждого из нас? Хотите проверим?
В. - Я беру стакан с водой, опускаю в него трубочку. Теперь я вдохну носом, а затем выдохну в трубочку ртом. Что вы увидели? (пузырьки). Да в стаканчиках поднимаются настоящие бури. Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками)
Вывод:
Значит, внутри нас тоже есть воздух.
Опыт №3. Движение воздуха – это ветер.
В. - Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Когда воздух движется, получается ветер. Помашите на себя ладонями. Что почувствовали? (ветерок)
- Поставьте перед собой ладошку и подуйте на нее. Что чувствуете ладошкой (ветер)
Ветер может сильным и слабым. Чтобы его почувствоать, можно помахать ладошками, можно использовать веер, а еще ветер можно почувствовать с помощью специального электрического прибора – вентилятора.
Выходите на ковер, разбирайте ленточки, сейчас на всех подует ветерок и мы немного отдохнем (включ. вентилятор, аудиозапись детской песни)
Физминутка
Ветер дует с высоты
Гнутся травы и цветы.
Влево-вправо, влево-вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг!
Вот и кончилась игра
Заниматься нам пора. (складывают ленточки)
Опыт №4. Воздух без запаха, он переносит запахи.
В. – Ребята, пока мы играли, запахло чем-то вкусным. Чем же это пахнет? (апельсином)
- А как вы думаете, пахнет воздух или апельсин издает такой аромат? (апельсин)
- Запах передвигается по воздуху?
- А воздух имеет запах? (нет)
- Как мы чувствуем запахи?
Вывод:
Воздух не имеет запаха, он ничем не пахнет, а только передает запах.
Опыт №5 «Тонет – не тонет»
В. – Вы любите фокусы? Хотите я вам покажу фокус, а вы скажете, почему это происходит.
В прозрачную емкость с водой опускаю 2 апельсина: один – с кожурой, второй – без кожуры. Без кожуры апельсин утонул, а с кожурой – плавает на поверхности воды. Почему?
В кожуре есть воздух. Он легкий, поэтому апельсин плавает.
Вывод:
Воздух легче воды.
Опыт №6. Воздух есть во всех предметах.
В. – Ребята, как вы думаете, во всех ли предметах есть воздух? Как нам это узнать?
Берем прозрачную емкость с водой и небольшие камни. Опускаем камень в воду, наблюдаем, что увидели (опускается на дно, при этом из него выходят пузырьки, которые поднимаются наверх)
В. – Что это за пузырьки? Откуда они взялись? (пузырьки – это воздух, который был в камне, вышел из него, когда камень попал в воду
Вывод:
Воздух есть во всех предметах.
Итог:
В. – Вот и закончились наши игры с воздухом, как много мы о нем узнали.
- Что вам больше всего понравилось?
Теперь мы сможем помочь Снеговику украсить терем Деда Мороза. Знаете, что нужно сделать с воздушными шарами? Надуем их и отправим Снеговику.