Анастасия Левина
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный звук [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Закрепить умение слышать и четко произносить звук [Ч].
Задачи:
Познавательно-речевые
1. Упражнять детей в произношении звука [Ч] в сочетании с гласными в обратных и прямых слогах; правильно произносить звук [Ч] в словах.
2. Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.
3. Закреплять умение определять местоположение звука [Ч] в слове.
4. Развивать фонематический слух детей.
5. Развивать доказательную речь.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста „Волшебный звук [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
6. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитательные
1. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать, дополнять ответы.
2. Воспитывать чувство взаимопомощи и ответственности при выполнении заданий.
3. Воспитывать умение отвечать на вопросы педагога спокойным голосом, не кричать.
4. Способствовать укреплению психофизического здоровья детей.
Оборудование и материалы:
Кукла Танечка; карточки с заданиями; мяч; карточки с картинками; схемы-домики.
Предварительная работа:
Проведение артикуляционной гимнастики в индивидуальной и подгрупповой работе; проговаривание чистоговорок со звуком [Ч]; уточнение произношений изолированного звука [Ч]; чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня…»; нахождение предметов со звуком Ч в разных позициях в окружающей обстановке.
Примерный ход:
1. Сюрпризный момент
Танечка: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Танечка. В моем имени есть волшебный звук Ч. А вас как зовут?
Предполагаемые ответы детей: Здравствуй, Танечка. Меня зовут (Машулечка, Ванечка)
2. Игра «Повтори за мной»
Танечка: Хотите поиграть с мячиком?
Предполагаемые ответы детей: Хотим.
Тогда я вам буду его кидать и говорить слоги, а вы будете их повторять и кидать мяч мне.
Ач – оч – уч Оч – уч – юч Ыч – еч – ач
Уч – ёч – ич Еч – яч – уч Ич – яч – уч
Ча – чо – чу Чо – чу – ча Чу – чи – че
Чи – чо – чу Ча – чё – чи Чо – чу – чё
Дети ловят мяч, повторяют слоги и бросают мяч Танечке.
Танечка:- Мне очень понравилось, как мы играли с мячиком. А вам?
Предполагаемые ответы детей: Нам тоже очень понравилось с тобой играть.
3. Игра «Где мой дом?»
Танечка: Назовите картинку, определите местоположение звука [Ч] в слове и положите ее к нужному домику.
Грач, семечки, обруч, ручка, ключ, чайник, чебурашка.
Предполагаемые ответы детей: В слове грач звук Ч находится в конце слова.
В слове семечки звук [Ч] находится в середине слова.
В слове обруч звук [Ч] находится в конце слова.
В слове ручка звук [Ч] находится в середине слова.
В слове ключ звук [Ч] находится в конце слова.
В слове чайник звук [Ч] находится в начале слова.
В слове чебурашка звук [Ч] находится в начале слова.
- Вы правильно нашли всем картинкам домики.
4. Загадки
Танечка: Отгадайте загадки и докажите правильность отгадки.
• Что это у галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в реке.
• Черный, проворный,
Кричит: «Крак»,
Червякам враг.
• Стучат, бренчат,
Ходят весь век,
Но не человек.
Предполагаемые ответы детей:
Это удочка. На палочке крепится ниточка с крючком и кидается в воду.
Это грач. Он весь черный, любит червячков и кричит: «Крак».
Это часы. Часы постоянно тикают, короткая стрелка показываем час, длинная – минуты, маятник отбивает каждый час.
- Вы отгадали все загадки, умнички!
5. Физкультминутка «Чистоговорки»
Ач, ач, ач — покупаем мяч.
Ич, ич, ич — испекли кулич.
Уч, уч, уч — потеряли ключ.
Оч, оч, оч — наступила ночь.
Ча, ча, ча – горит свеча.
Чо, чо, чо — болит плечо.
Че, че, че — едем мы на «Москвиче».
Чу, чу, чу — громко хохочу.
6. Игровое упражнение «Поможем Чебурашке»
Танечка: Помогите Чебурашке поймать шарики, картинки которых начинаются на звук [Ч].
Мяч, скотч, чайник, очки, чемодан, сачок, чеснок, бабочка, часы, черепаха.
Предполагаемые ответы детей: В словах чайник, чемодан, чеснок, часы, черепаха звук [Ч] находится в начале слова.
В словах мяч, скотч звук [Ч] находится в конце слова.
В словах сачок, бабочка, очки звук [Ч] находится в середине слова.
- Чебурашка очень рад, что вы помогли ему поймать шарики. Он говорит вам большое спасибо.
7. Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня…»
Танечка: Ребята, а вы знаете про меня какое-нибудь стихотворение?
Предполагаемые ответы детей: Да, мы знаем про тебя стихотворение.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плач,
Не утонет в речке мяч!
Танечка: Прочитайте мне его, пожалуйста, от имени
• Мышки (тоненько)
• Медведя (грубо, басом)
• Кошечки (ласково, нежно)
• Зайчика (трусливо)
Дети читают стихотворение от имени выбранного персонажа.
- Молодцы, вы были настоящими животными и успокоили меня.
8. Игровое упражнение «Что лишнее?»
Танечка: Ребята, назовите предметы, нарисованные на карточках и найдите лишнюю картинку. Докажите, что вы правы.
Врач, черепаха, чайник, чебурашка.
Очки, сачок, чайник, бабочка.
Кирпич, мяч, чемодан, скотч.
Чашка, ключ, часы, чай.
Чеснок, очки, бабочка, ручка.
Обруч, ключ, мяч, бочка.
Предполагаемые ответы детей:
Лишняя картинка – врач, звук [Ч] находится в конце слова. В остальных словах звук [Ч] находится в начале слова.
Лишняя картинка – чайник, звук [Ч] находится в начале слова. В остальных словах звук [Ч] находится в середине слова.
Лишняя картинка - чемодан, звук [Ч] находится в начале слова. В остальных словах звук [Ч] находится в конце слова.
Лишняя картинка – ключ, звук [Ч] находится в конце слова. В остальных словах звук [Ч] находится в начале слова.
Лишняя картинка – чеснок,
звук [Ч] находится в начале слова. В остальных словах звук [Ч] находится в середине слова.
Лишняя картинка – бочка, звук [Ч] находится в середине слова. В остальных словах звук [Ч] находится в конце слова.
9. Итог
Танечка: Вы сегодня справились со всеми моими заданиями. Молодцы! До новых встреч!
Предполагаемые ответы детей: До свидания, Танечка!