Кривенко Елена Евгеньевна
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети стоят в кругу с логопедом.
Логопед. К нам сегодня на занятие пришли гости, посмотреть, что вы знаете и умеете.
Стук в дверь. Входит Профессор Многознайкина.
Логопед. А вы кто?
- Я, Профессор осенних знаний Многознайкина. Давайте поприветствуем друг друга.
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем!
- Ребята, я много знаю о времени года осень. Хочу узнать, а вы помните о времени года Осень?
- Да.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- Тогда я приглашаю вас поиграть в игру с заданиями «Поле осенних чудес», в которой вы сможете показать свои знания и умения о Осени. Готовы? Чтобы у нас было хорошее настроение выполним психогимнастику. (Под музыку)
Утором солнышко проснулось (улыбнулись)
Ручки к солнцу потянулись (поднимаем руки вверх)
Пальчиками заиграли, (шевелим пальчиками)
Лучики засияли.
Но туч тучка набежала, (соединяем руки волной)
Дождь осенний нам послала,
Кап-кап-кап-кап. («капельки)
Ветерок сильней подул (ш-ш-ш-) (руки вверх)
И листочки с деревьев сдул (с-с-с-). (фонарики вниз)
Птицы в стаи собираются, («птички»)
И в тёплые края отправляются.
А мы друзей позовём (шагаем)
И играть пойдём.
- Итак, внимание! Начинаем игру. Всё внимание на экран!
Слайд 1. Крутится «барабан».
Вот вам 1 задание. Отгадайте загадку.
Если на деревьях листья облетели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небе хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.
- А вот и Царица Осень.
Слайд 2 (осень, осенние месяцы)
- Назовите 3 осенних месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как в народе называют сентябрь (летопроводец); октябрь (грязник); ноябрь (ворота зимы)
Слайд 3 (периоды осени)
- В сентябре осень какая? (ранняя, золотая или поздняя) (картинка - ранняя осень)
Что происходит в сентябре в природе? (Погода тёплая, листья и трава ещё зелёная)
В октябре осень какая? (золотая) (картинка – золотая осень)
Кто желает про золотую осень рассказать? (Листья на деревьях золотые, багряные, трава жёлтая, часто идут дожди).
- А в ноябре осень какая? (поздняя) (картинка – поздняя осень)
Что происходит поздней осенью в природе? (Погода холодная, деревья голые, выпадает первый снег).
- Давайте вспомним пословицы про Осень с помощью картинок. Внимание на экран.
Слайд 4 (пословицы)
1. весна, осень, день, погода, 8.
Весна и осень – на день погод восемь.
2. весна, красный, цветы, осень, пироги.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
3. осень, лето, поворот.
От осени к лету поворота нету.
4. осень, воробей, богатство.
Осенью и воробей богат.
5. Лето со снопами, а осень с пирогами.
6. Осень запасиха, зима подбериха.
Молодцы ребята!
- Сейчас сядет тот, кто ласково назовёт осенние слова (солнце, туча, облако, дождь, ветер, гриб, лист, лужа, дерево, лес, птица)
Слайд 5. Крутится «барабан».
- Следующее задание от нашей приглашённой гостьи Любовь Егоровны.
Ребята, а почему листья с деревьев опали? (листья теряют свою силу)
Как наз. явление, когда опадают листья? (листопад)
Какого цветя бывают листья осенью? (золотые, багряные)
Возьмите игровизор и соедините листик с деревом.
Слайд 6 (шишка)
- Но прежде мы сделаем массаж пальцев и рук с Викой.
Шишку в руки я возьму
И в другую положу
Ладонями шишку крепко прижму
Теперь покатаю и обниму
Шишка колется немножко,
Мне массирует ладошки.
- Шишка, это плод какого дерева? (ель, сосна). Ёлка и сосна – это хвойные деревья или лиственные? (хвойные). Почему? (потому что у них вместо листьев хвоинки (иголочки).
- Ну, а теперь, приступаем к выполнению задания. Соедините листик с деревом.
(по ходу спрашиваю, н-р; лист дуба какой? – дубовый и т. д., в конце спрашиваю – клён, осина и т. д. какие деревья – лиственные, почему? Потому что у них на ветках растут листья)
Л. Е. – Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.
Слайд 7 (листопад)
- А сейчас выполним дыхательное упражнение с листиками, встанем и подуем на листья, сильно – тихо. (вдох – выдох) (под музыку)
Слайд 8. Крутится «барабан».
- Следующее задание. Внимание - чёрный ящик (под музыку логопед вносит).
Чтобы узнать, что находится в чёрном ящике, отправимся на полянку. (под музыку).
Раз, два, три, четыре, пять,
Это каждый должен знать. (шагают)
Лето, осень и зима
А потом придёт весна. (хлопают)
Мы теперь друг друга спросим (развести руки в стороны)
- Что настало нынче?
- Осень! (присесть и подпрыгнуть)
- Ребята, в ящике находятся части животных, давайте их соберём. Игра «Чей? Чья? Чьё?» (по ходу игры спрашиваю, н-р; это чей хвост – лисий, а голова – лисья, как называется животное и т. д. ; как называются зайчики, кот. рождаются осенью – листопаднички; как наз. жилище волка – логово; что делает мишка зимой – ложится в спячку и т. д.). (сразу складываю части в чёрный ящик)
Молодцы ребята!
Слайд 9
- Ребята, давайте расскажем чистоговорки. (Дети под музыку изображют повадки животных).
Яц-яц-яц – быстро скачет заяц.
Са-са-са – в лесу бегала лиса.
Олк-олк-олк – в лесу рыщет волк.
Едь-едь-едь – в берлогу спать идёт медведь.
А мы медвежьим шагом пойдём на место сядем.
Слайд 10. Крутится «барабан».
- Следующее задание от Л. В. Внимание на экран.
Что происходит с птицами осенью? (они улетают в тёплые края)
Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний»
Слайд 11
Ласточка, журавль, аист, снегирь (снегирь – зимующая птица).
Слайд 12
Дятел, синица, голубь, аист (аист – перелётная птица).
Слайд 13. Крутится «барабан».
- Следующее задание составление рассказа.
Ребята, сейчас мы с вами нарисуем картину, но не красками, а предложениями, которые вы составите с помощью картинок.
1. Наступила Осень.
2. День становится короче, а ночь длиннее.
3. По небу плывут серые тучи.
4. Часто идут дожди.
5. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.
6. Насекомые от холода спрятались под кору деревьев.
7. Перелётные птицы улетели в тёплые края.
8. Дикие животные делают запасы на зиму.
9. В садах и огородах люди собрали урожай овощей и фруктов.
10. Люди осенью надевают тёплую непромокаемую одежду.
11. Хорошо осенью!
Вызываю 1 ребёнка повторить рассказ.
Слайд 14 (Осень)
- Ребята, мне немножко грустно оттого, что Осень к нам вернётся только через год. Тимур, а тебе осенью было хорошо, почему? Игра ТРИЗ «Что хорошо – плохо». А мне нравится что, осенью можно собрать много красивых листочков и станцевать с ними танец.
Танец с листочками.
- За знания, старания и умения,
Вам от меня угощение! (под музыку).