Получи документы

Конспект НОД в старшей группе «Ах, зимушка-зима, для чего ты нам нужна?»

Светлана Морозова
Конспект НОД в старшей группе «Ах, зимушка-зима, для чего ты нам нужна?»

Виды детской деятельности: познавательная, изобразительная, оздоровительная.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: познакомить детей с особенностями и условиями жизни животных, птиц и деревьев зимой.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Ах, зимушка-зима, для чего ты нам нужна?“» размещена в разделах

образовательные: продолжать знакомить детей с явлениями природы зимой; познакомить с периодом отдыха растений с поздней осени до весны; обобщать и систематизировать знания детей о птицах, животных и деревьев, об особенностях их поведения в зимний период, обогащать и расширять знания об особенностях зимней природы.

развивающие: развивать познавательный интерес, речь детей, умение поддерживать беседу, мелкую моторику пальцев.

воспитательные: воспитывать заботу и доброе отношение к животным, птицам и растениям; чувство сопереживания к ним и стремление помочь им в трудное время, воспитывать чувство прекрасного к природе и ко всему, что нас окружает.

Словарная работа: "медведь - шатун", надземная часть, ледяной дождь, ледяная корка.

Предварительная работа. повесить на участке кормушки, кормление птиц Рассматривание репродукций с птицами, животными и деревьями зимой. Инсценировка сказки на столе «Заюшкина избушка», загадки о животных, деревьях, птицах.

Планируемые результаты: ребенок интересуется новым, может поддерживать беседу о зимнем времени года; ребенок проявляет любознательность; способен рассуждать и давать адекватные объяснения; выражает эмоции (жалость, грусть) при инсценировки стихотворения; владеет в соответствии с возрастом основными движениями; интересуется изобразительной детской деятельностью (раскрашивание животных в зимнем лесу).

Материалы и оборудование: иллюстрации: животные в спячке, деревья в снегу, деревья после ледяного дождя, птички у кормушки, кормушка для животных, рисунки для раскрашивания, снежинки, шапочка птички-синички, пенек, елочка, лист фанеры, зерно.

1. Вступительная беседа.

Слайд №1

Воспитатель:

Здравствуй, в белом сарафане Здравствуй, русская молодка,

Из серебряной парчи! Раскрасавица-душа,

На тебе горят алмазы, Белоснежная лебедка,

Словно яркие лучи. Здравствуй, матушка-зима!

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- А вы рады зиме? Почему? (рады. Можно кататься на санках, лыжах, коньках. Строить снежные крепости, лепить снеговиков).

- Конечно. А еще от летней жары отдохнуть и зимней красотой полюбоваться. Зимой мороз убивает вирусы и микробы, а снег очищает воздух, поэтому в морозный день так легко дышится.

- Ребята, давайте поиграем.

Динамическая пауза: «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах (изображают ходьбу на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет

А потом – на коньках, (дети изображают бег на коньках)

Но упали мы. Ах! (падают)

А потом снежки лепили (стоят, сжимают воображаемый снег)

А потом снежки катили (катят воображаемый комок)

А потом без сил упали (падают)

И домой мы побежали (бегут по кругу).

-Ребята, вы зиме рады. Скажите, а природе зима нужна? (зима нужна, чтобы природа отдыхала).

-Давайте у природы мудрой спросим:

«Зачем, скажи, тебе нужна зима?

Ответ природы краток: «Передышка

Нужна – для жизни силы накопить».

- Зима нужна, чтобы природа отдыхала. Вот только мы больше времени проводим в теплых помещениях. А растения всю зиму на морозе и холоде. Как они себя чувствуют? Как переживают долгую холодную зиму? И нужна ли она им? Я вам сейчас расскажу.

Слайд №2

Зима для растений - время достаточно трудное. Особенно трудно приходится зимой деревьям и кустарникам. Ведь у них почти вся надземная часть не укрыта снегом и ничем не защищена. И не морозы - главная опасность для деревьев и кустарников! Нет, главная опасность - это высыхание. Ведь движения воды по стволу и веточкам в это время года нет. И если растение будет терять воду, оно просто-напросто засохнет!

Слайд №3

Другая серьезная опасность для деревьев зимой - налипание мокрого снега на ветви. Под его тяжестью ветки и даже стволы деревьев и кустарников гнутся и ломаются. Из наших деревьев легче всего переносит снежные зимы ель. Ее ветви - еловые лапы - наклонены к земле. И много снега на них просто не удерживается. Наклоняясь под его тяжестью, еловая ветка просто стряхивает с себя груз!

Слайд №4

Другая опасность для деревьев зимой – ледяные дожди.

Что такое ледяной дождь? Когда в облаках образуются дождевые капли. Если у поверхности земли погода морозная, то они в полете к земле успевают замерзнуть. Но замерзнуть не полностью - в центре такой градинки немного не замерзшей воды. Падая на твердую поверхность, льдинка разбивается, вода из нее вытекает и тут же замерзает. Образуется ледяная корка и под ее тяжестью ломаются ветки, сгибаются молодые деревья и кустарники. И не все деревья выпрямятся весной. Не все даже выживут! Другие растения страдают от зимы меньше. Кустарники - брусника, черника, низкого роста, поэтому они почти всегда укрыты снегом. А вот почкам деревьев, кустарников и трав зимний отдых необходим. Вот, например, семена клена и лиственницы зимой разлетятся по лесу и прорастут весной только через год.

Так что для лесных растений зима не только не страшна. Многим из них она просто необходима!

- Как люди могут помочь деревьям зимой? (Сгребать снег к стволам деревьев, стряхивать снег с веток).

- А сейчас давайте прогуляемся в зимний лес. «Прогулка в зимний лес».

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по группе.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)

Справа – березка в шубке стоит, (Руки отводят в указанную

Слева – елка на нас глядит. сторону и смотрят.)

Снежинки на небе кружатся. (Движения «фонарики» и смотрят вверх.)

На землю красиво ложатся. (Приседают.)

Вот зайка проскакал, (Прыжки.)

От лисы убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет. (Руки на поясе, наклоны в стороны.)

Все мы спрячемся сейчас, (Приседают, прячась.)

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит, (Имитируют сон.)

Так всю зиму и проспит.

В лесу красота и покой, (Разводят руки в стороны.)

А нам пора домой. (Садятся на свои места.)

-А животные рады зиме? (Животным зимой трудно добывать себе еду, прятаться в лесу, искать ночлег)

2. Рассказ воспитателя.

Слайд №5

- Да, ребята, животным тяжело зимой, не хватает еды, холодно. Тяжело им переносить сильные морозы, холодные сырые ветра со снегом и дождем и спасает их пушистая, тёплая шерсть. Одни животные запасают корм, другие животные ложатся в спячку.

А зачем нужна спячка? Зимой многим животным, таким как ежи, суслики, бурундуки и медведи, трудно согреться и найти себе пропитание. Тогда они ищут себе укромное местечко – норку или дупло дерева, где они должны будут провести без еды и воды несколько месяцев.

Но во время спячки мелкие грызуны могут проснуться, попить немного воды, съесть чего-нибудь и опять спят. Медведи же не просыпаются ни разу: им не нужно ни есть, ни пить. Но на самом деле спячка медведей больше напоминает дрему, а не сон. Они всегда настороже: на них могут напасть другие медведи, которые не смогли уснуть и шатаются по лесу в поисках добычи. Поэтому некоторые из них даже спят с открытыми глазами.

Видите, ребята, спячка нужна животным, чтобы пережить зиму. Одни звери переходят на другой корм, а другие - впадают в спячку.

Слайд №6

Поэтому, зимой животным в лесу, когда трудно и голодно, приходят на помощь люди. Они строят большие кормушки, кладут туда сено, насыпают зерно. Как вы думаете, зачем люди это делают? (Чтобы звери не погибли).

-Правильно! Мы должны любить и беречь всех животных!

Рисование «Раскрась картинку».

Посмотрите на картинку с зимним лесом и животными. Раскрасьте картинку.

Дети выполняют задание.

- И все мы радуемся, что зима наступила и все белым-бело. А вот птицам нерадостно. И холодно, и голодно птицам. Кто же может помочь бедняжкам-птицам? (Люди)

-У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Мы вешаем кормушку

Для птичек на сучок.

Слайд №7

-Только мы, люди умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки. Можно сделать кормушку и повесить во дворе или в лесу. Можно устроить кормушку у себя на балконе или за окном. Сначала птицы будут бояться подлетать к ней, но потом привыкнут, и вы можете наблюдать, как они весело клюют зернышки в кормушке, которую вы повесили для них. Что можно насыпать в кормушку кроме хлебных крошек? Просо, овес (можно даже геркулесовую крупу, пшеницу, кукурузу. Очень любят птички тыквенные и подсолнечные семечки. Для синичек подвесьте на веревочке кусочек сала. Если птички заметили вашу кормушку, и им понравилось угощение, то они будут прилетать в эту птичью столовую часто. Не забывайте подсыпать им корм почаще, будет очень обидно, если они прилетят, а еды нет. Сделав хотя бы одну кормушку, вы поможете нескольким птицам продержаться в холодные месяцы. Конечно, они не смогут сказать вам "спасибо", ведь они не умеют говорить. Но они все равно будут очень благодарны.

Инсценирование.

- А сейчас ребята вам покажут игру-инсценировку по стихотворению

Н. Грибачева

Ребенок-автор

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

Синица

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны!»

Ребенок-автор

И сказал Сережа:

Сережа

«Ладно!

Потерпи недолгий срок…»

Ребенок-автор

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

И пшена две горсти –

Сережа

«Собирайтесь, гости!»

Упражнение “Снежинки”.

-Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. Посмотрите, какие они. Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

-Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Воспитатель следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи (3 раза)

Рефлексия

- Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?

-Что вы узнали нового?

- А теперь рассмотрим наши работы и выберем самые выразительные. Какие работы самые аккуратные?

Список литературы

1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Е. Н. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Lesnoy-dar. ru

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия (в старшей группе) Тема: «Зимушка — зима» Программное содержание. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других. Уточнить.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима» Тема. 1. Беседа о зиме. 2. Дидактическая игра «Природа и человек». 3. Аппликация «Зимушка-зима». Цели: • Конкретизировать и углубить представление.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима»Цель:1. Обобщить, уточнить и расширить знаний детей о зиме и её характер-ных.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Зима, Зимушка, Зима» Цель занятия: • Обобщить, систематизировать представления детей о зиме как о времени года. • Продолжать учить поддерживать непринужденную.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема. «Зимушка - зима». Цель: - активизация словаря по теме.

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Зимушка — зима» Тема: «Зимушка – зима» Цели: - формировать у детей способности видеть красоту реальной действительности путем наблюдения в природе; развитие.

Конспект зимней прогулки в старшей группе «Зимушка-зима»Конспект зимней прогулки в старшей группе «Зимушка-зима» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе «Для чего нужна вода?» МАДОУ ЦРР «детский сад общеобразовательного вида №39 «Золотой петушок» Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе.

Занятие в старшей группе «Для чего нужна зима?» Цель: продолжить знакомить детей с явлением природы зимой; учить находить сходство и различия с другими временами года; познакомить с периодом.

Зимушка-зима, до чего же ты хороша…Зимушка-зима, до чего же ты хороша… На календаре уже весна, но до нас она еще не дошла. У нас по – прежнему царствует Зимушка-зима. На нашем участке – для детей раздолье. При.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Ах, зимушка-зима, для чего ты нам нужна?»
Опубликовано: 21 июля 2015 в 11:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД