Виктория Искра
Конспект ООД по обучению грамоте «Буква и звук [Ж]» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для ознакомления детей со звуком [ж] и буквой Жж.
Образовательные задачи:
• создать условия для закрепления умения выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;
• создать условия для формирования навыка чтения слогов и слов с буквой Жж.
Развивающие задачи: создать условия для развития речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.
Воспитательные задачи: создать условия для формирования взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умение слушать собеседника.
Оборудование:
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте „Буква и звук [Ж]“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
предметные картинки по теме занятия, конверт с письмом, пособие для звукового анализа, тетради, книга «МОЙ БУКВАРЬ» карандаши.
Дети встают в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Будем передавать друг другу солнышко и, улыбаясь, называть ласково по имени. Доброе утро, Сонечка.
(дети передают «солнышко» друг другу).
Воспитатель: Садитесь на свои места.
Воспитатель: Произнесем все вместе:
«Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять
И друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить
Не вертеться, не шалить.
I. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.
«Дорогие ребята!
Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…
А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.
Ваша новая буква»
Воспитатель: Вот какое интересное письмо.
-Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?
Дети: Да.
Показываю детям картинку с изображением банана.
Воспитатель: Ребята, что изображено на этой картинке?
Дети: На этой картинке изображен банан.
Воспитатель: Какой первый звук в слове банан?
Дети: В слове банан первый звук б.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
(переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).
Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.
Отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети: Жук.
Воспитатель: С какого звука начинается слово жук?
Дети: Слово жук начинается со звука [ж].
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж.
Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику язычка и самомассаж.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,
Сядем на качели, чтобы покачаться.
В: Давайте дадим характеристику звуку [ж]. Произнесем звук [ж] вместе.
Дети: Ж-ж-ж.
Воспитатель: Когда мы произносим этот звук, язычок стоит «чашечкой»за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены.
-Как вы думаете,звук [Ж] гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Приложите руку к горлышку и определите звук [ж] звонкий или глухой?
Дети: Звук [ж] звонкий.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.
Лиля, дай полную характеристику звука [ж].
Лиля: Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.
2. Воспитатель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж], слог со звуком [ж], слово со звуком [ж].
Ж, З,Ж, Ш, Д, С
ЖА, ДУ, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ, ЖО
ЖУК, ЖАБА, ШАПКА, ЗАМОК, ФЛАЖОК, КОЗА,
ЖИВОТ, ЗОНТ, ЛЫЖИ, ЖЕЛТЫЙ
Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.
3. Воспитатель: Ребята, возьмите книгу «МОЙ БУКВАРЬ»
Откройте его на странице 58.
В: -Рассмотрите картинку в верхней части книги.
Я прочитаю вам стихотворение
Жанна и Женя в роще гуляли
Желтые желуди в травке искали.
В: - Назовите слова в которых есть буква Ж.
Воспитатель: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.
В: - Посмотрите на буквы слева от картинки.
Это большая и маленькая буква Жж. Под буквами вы видите только один синий кружок. Что это значит?
Д: -Буква Ж обозначает только один твердый согласный звук.
В: -Давайте найдем на картинке в нижней части страницы три буквы и узнаем,кто спрятался в чашечке колокольчика.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
4. Встаньте в круг, отдохнем:
В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Жужжа, закружился:
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем вместе:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Чтобы улететь он смог.
5. Воспитатель: Сядет на место тот, кто назовет ласково:
Например, Флаг – флажок
(снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).
Воспитатель: - Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас познакомимся с буквой Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук.
Воспитатель: Ребята, что это: буква или звук?
Дети: Это буква.
Воспитатель: Правильно. А чем буква отличается от звука?
Дети: Буквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.
Воспитатель:
Слушает ЖУК внимательно,
Как вы слоги читаете старательно
Чтение слогов, слов по букварю.
Дети: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ
Воспитатель: Хорошо, молодцы.
Воспитатель: Правильно. Выкладываем схему слова ЖУК.
(дети выполняют задание)
В: Саша, выйди к доске и составь схему слова ЖУК. -
-А вы, ребята, проверяйте.
Ребенок выкладывает схему слова на доске.
Воспитатель:- Саша, почему ты поставил первым синий кружок?
Саша: -Звук [ж] твердый согласный звук, поэтому обозначаем его синим кружком.
Аналогичная работа со звуками : [у], [к].
В: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.
Воспитатель: Скороговорку повторите:
Жутко жуку жить на суку.
Воспитатель: показ написания буквы Ж воспитателем в воздухе.
Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем.
Откройте тетради и напишите букву Ж в тетрадях.
Жук, жаба
В:-Остальные слова, предложения допишем на индивидуальных занятиях.
(дети выполняют задание в тетрадях)
В:-Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж].
-Какой звук [ж]?
Дети: Звук [ж] – согласный, глухой и всегда твердый.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!
Жук не зря у нас гостил,
Букву Ж он изучил.
И за знания в ответ
Нам оставил свой портрет.
За то, что вы сегодня были такие внимательные, так хорошо занимались, жук на память хочет подарить вам наклейки.