Папки-передвижки

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «А. С. Пушкин — великий русский поэт»

Хомякова Нелли Евгеньевна
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «А. С. Пушкин — великий русский поэт»

Конспект

ОД по познавательному развитию в старшей группе

«А. С. Пушкин — великий русский поэт»

ГБОУ «Школа №1002»

Воспитатель Хомякова Нелли Евгеньевна

Цель: познакомить дошкольников с некоторыми страницами биографии великого русского поэта.

Задачи:

• Продолжать прививать интерес к художественной литературе

• Совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений.

Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе „А, С, Пушкин — великий русский поэт“» размещена в разделах

• Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художников.

• Пробудить у детей интерес к творчеству поэта, расширить кругозор детей.

Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства.

• Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес к классическому искусству.

Оборудование:

1. Компьютер и мультимедийный проектор.

2. Выставка книг (детские издания стихов и сказок А. С. Пушкина).

3. Выставка рисунков на тему: «Моя любимая сказка А. С. Пушкина».

4. Иллюстрации художников к сказкам А. С. Пушкина.

5. Костюмы и маски для сценок.

6. Грамзапись песни «Зимний вечер».

Предварительная работа:

Чтение стихотворений и сказок А. С. Пушкина.

Демонстрируется слайд с надписью «А. С. Пушкин — великий русский поэт».

Воспитатель: Дорогие ребята! Мы продолжаем неделю детской книги. Сегодняшнее наше занятие посвящено великому русскому поэту — А. С. Пушкину.

Демонстрируется слайд с портретом А. С. Пушкина.

Сообщения детей.

1. Родился Пушкин в Москве 6 июня 1799 г. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, — внучка «арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала.

Демонстрируется слайд с изображением родителей Пушкина.

2. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил сочинять стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал писать стихи, когда ему было три года.

Демонстрируется слайд, на котором изображены родственники А. С. Пушкина. (Бабушка поэта — Мария Алексеевна, родители, сестра и брат).

3. Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторить их. Бабушка Пушкина родилась в Тамбовской губернии с Покровское, сегодня это с. Коренёвщино Липецкой области.

Демонстрируется слайд с надписью» Сказки Пушкина» и рисунки художника И. Билибина.

4. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин, прежде всего поэт-сказочник, специально для детей он сказок не сочинял, но все его сказки стали любимы русским народом и детьми.

Появляется надпись «Что за прелесть эти сказки.

— Каждая есть поэма….»

5. Воспитатель: Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Пушкин перенё с в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу-белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глупых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

Демонстрируется слайд с иллюстрациями к сказкам А. С. Пушкина художников И. Билибина, Б. Дегтярёва, В. Конашевича, Т. Мавриной и самого А. С. Пушкина.

Демонстрируется слайд «Дуэль Пушкина с Дантесом».

Воспитатель: Погиб А. С. Пушкин очень рано : в 37 лет он был убит на дуэли французом Дантесом.

Демонстрируется слайд с местом захоронения поэта.

А. С. Пушкин был похоронен в Псковской губернии, в ограде Святогорского монастыря, недалеко от Михайловского. Многие люди приезжают сюда поклониться могиле великого русского поэта.

Стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина».

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла.

Кто волновать умел людей сердца.

И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берёг ревниво светоч тот,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё ещё горит нам светоч тот.

Всё гений твой пути нам освещает,

Чтоб духом мы не пали средь невзгод;

О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовёшь нас из могилы,

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовёшь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный.

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной.

Демонстрируется слайд с надписью «Парад сказочных героев».

Дети о сказках.

1. Сказки Пушкина мы знаем :

Любим очень и читаем,

Изучаем наизусть.

В них живёт наш русский дух!

В сказках любим буйство свежих красок

Торжество добра над тёмным злом

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

2. Кто не любит сказок? — спросим у ребят.

Мы таких не знаем - хором закричат.

Как прекрасно слушать целый день.

Пушкинские сказки. Это нам не лень.

3. К нам приходят пушкинские сказки.

Яркие и добрые как сны,

Сыплются слова, слова-алмазы,

На вечерний бархат тишины.

4. Шелестят волшебные страницы,

Всё скорей нам хочется узнать,

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

5. Лукоморье мы найдём

В царстве тридевятом.

Чтоб явилась в каждый дом

Сказка вновь к ребятам.

Пусть дорога тяжела

Знаем без подсказки

Что добро сильнее зла

Наяву и в сказке.

Появляется кот учёный.

Кот учё ный: Мур-р-р! Здравствуйте!

Мальчик: Здравствуйте. А ты кто?

Кот: Я тот самый кот, который живёт под дубом у лукоморья и знает много песен и сказок.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт – направо – песнь заводит;

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там на заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой.

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Появляется старуха : Ой, ничего не помню. Хотя постойте, кое –что начинаю вспоминать! Вроде бы жила я в какой – то книжке со стариком – недотёпой у самого синего моря ровно 30 лет и 3 года. Старик ловил неводом рыбу, а я день деньской пряла свою пряжу.

Только недавно я куда - то полетела и вдруг на полу оказалась, а сверху на меня корыто свалилось. В общем выпала я из толстой книжки и пришла сюда. Кто я такая, не знаю. Может быть вы мне поможете? Как называется моя сказка?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Появляется царица.

Царица: Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее?

Всех румяней и белее?

Ах, ты глупое стекло,

И молчишь ты мне на зло!

Подать мне трон!

Старуха : А ты кто такая?

Царица: Точно знаю, что я царица, а это зеркальце не простое, а волшебное: раньше, до того как мы откуда – то упали, оно говорить умело, а теперь почему – то молчит.

Старуха : Может быть, ты тоже из книжки выпала? Отгадайте ребята, из какой она сказки?

Дети: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Старуха : Эй, а вы куда? Здесь литературные персонажи собрались.

Герои: А мы тоже персонажи!

1. Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка в нём живёт ручная,

Да затейница какая.

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

2. А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Демонстрируется слайд А. С. Пушкин в Болдино с надписью «Стихи А. С. Пушкина».

Воспитатель: Стихи А. С, Пушкина прекрасны. Читать их надо не спеша, представляя, как будто видишь все, что рисует автор. Чаще всего он писал стихи в деревне - Болдино или Михайловском. Многие его стихи посвящены различным временам года. Но самое любимое время года - конечно же, осень! Давайте вспомним замечательные стихотворения.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Читая пушкинские строчки, как будто видишь перед собой замечательные картины зимней природы.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

Воспитатель: Ещё одно стихотворение о зиме - «Зимнее утро». Оно и веселит, и бодрит, и создаёт праздничное настроение.

Отрывок из стихотворения «Зимнее утро».

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленее,

И речка подо льдом блестит

Демонстрируется слайд «Арина Родионовна — няня А. С. Пушкина».

Воспитатель: Няня Пушкина — А. Р. Яковлева рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом поэта на всю жизнь. И когда он жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи.

Стихотворение «Няне».

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Воспитатель: Вспомним ещё одно стихотворение, которое тоже рисует тёплые взаимоотношения Пушкина и Арины Родионовны.

Воспитатель: Ребята, стихотворение «Зимний вечер» и многие другие стихотворения Пушкина были положены на музыку.

Грамзапись песни «Зимний вечер».

Демонстрируется слайд «Викторина по опорным словам».

• море, бочка, лебедь, коршун, белка

• царедворцы, землянка, корыто, невод, рыбка

• шатёр, мудрец, петушок, колесница

• зеркальце, яблоко, богатыри, хрустальный гроб

• полба, верёвка, поп, попёнок, базар

Викторина на лучшего знатока сказок Пушкина.

• Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»

• Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

• Как А. С. Пушкин начинает сказку о царе Салтане?

• Какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

• Что кричал петушок, сидя на спице?

Конкурс «Волшебный сундучок».

Воспитатель показывает детям предметы (лебедь, яблоко, зеркальце, цепь, верёвка, рыбка, а дети называют сказку и владельца вещи.

Демонстрируется слайд «Имя Пушкина бессмертно».

Воспитатель: А. С. Пушкин получил всенародное признание ещё при жизни Не случайно, его называют «солнцем русской поэзии». Его имя носит город Пушкин, бывшее Царское село, площади и улицы в Москве, Санкт – Петербурге. Именем Пушкина названы театры, библиотеки, школы, парки.

Слайд «Музей в Берново».

Слайд «Музей в Торжке».

Воспитатель: Во всех местах, где бывал А. С. Пушкин созданы музеи. В них собран интересный материал о жизни и быте поэта.

Демонстрируется слайд «Памятник А. С. Пушкину.

«Великим быть желаю

Люблю России честь».

Ведущий: В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту, он создан архитектором Опекушиным на средства собранные народом. Пророческими стали строки стихотворения:

…Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа…

Стихи Пушкина переведены на многие языки мира, они легли в основу прекрасных музыкальных произведений.

Стихотворение «Мой Пушкин».

Что Пушкин для меня?

Средь дней однообразных вереницы

Он для меня, как дивная жар – птица,

Как дар волшебный счастья и добра.

Мой Пушкин море красоты,

Волшебных грёз очарованье.

Он факел на моём пути,

Несущий свет, добро и состраданье.

В минуты радости, тоски или печали

Он рядом, он со мной.

Утешит, усладит пленительной строфой

И позовёт в неведомые дали.

Чем дольше жизнь,

Тем Пушкин мне родней,

Милей, дороже, ближе и понятней.

Быть русской, как и он,

Читать его стихи.

Что может быть

И слаще и приятней?

Воспитатель: Мы говорим А. С. Пушкину : «До скорого свидания». Вас ждёт много прекрасных встреч с его творчеством. Я вас благодарю за участие в нашем разговоре об А. С. Пушкине.

Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 12 1994г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 1999г.

3. Материалы Интернета.

Публикации по теме:

Конспект на тему: «А. С. Пушкин — наш любимый поэт».Конспект на тему: «А. С. Пушкин — наш любимый поэт». Конспект на тему: «А. С. Пушкин - наш любимый поэт». Программные задачи: Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Ефремов МКДОУ №21. Алтухова С. Ю. конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект НОД по математическому и сенсорному развитию в старшей группе Воспитатель: Кирилаха Е. А. Тема: «Путешествие на корабле» Цели:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект по познавательному развитию «Письмо само никуда не пойдёт» Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира. Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: Знакомство с профессией – Продавец. Цель: Познакомить дошкольников с профессией продавец. Задачи: 1. Вызывать у детей интерес к окружающему.

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Кубанская хата» «Знакомство с кубанской хатой» Цель: формировать первичные представления о малой Родине и представлений о социокультурных ценностях кубанского.

Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе «А. С. Пушкин — великий русский поэт» .

Конспект занятия по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) Тема : «Великий полководец Суворов». Цель: познакомить детей с полководцем.

Проект «Наш великий Пушкин» Информационная карта проекта Автор проекта: Воспитатель 1 квалификационной категории Дмитриева Ирина Анатольевна Продолжительность проекта:.

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Простоквашино» Од по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в Простоквашино» Цель: Расширять и закреплять знания детей о домашних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «А. С. Пушкин — великий русский поэт»
Опубликовано: 21 января 2018 в 23:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД