Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «А. С. Пушкин — великий русский поэт»

Хомякова Нелли Евгеньевна
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «А. С. Пушкин — великий русский поэт»

Конспект

ОД по познавательному развитию в старшей группе

«А. С. Пушкин — великий русский поэт»

ГБОУ «Школа №1002»

Воспитатель Хомякова Нелли Евгеньевна

Цель: познакомить дошкольников с некоторыми страницами биографии великого русского поэта.

Задачи:

• Продолжать прививать интерес к художественной литературе

• Совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений.

• Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художников.

• Пробудить у детей интерес к творчеству поэта, расширить кругозор детей.

Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства.

• Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес к классическому искусству.

Оборудование:

1. Компьютер и мультимедийный проектор.

2. Выставка книг (детские издания стихов и сказок А. С. Пушкина).

3. Выставка рисунков на тему: «Моя любимая сказка А. С. Пушкина».

4. Иллюстрации художников к сказкам А. С. Пушкина.

5. Костюмы и маски для сценок.

6. Грамзапись песни «Зимний вечер».

Предварительная работа:

Чтение стихотворений и сказок А. С. Пушкина.

Демонстрируется слайд с надписью «А. С. Пушкин — великий русский поэт».

Воспитатель: Дорогие ребята! Мы продолжаем неделю детской книги. Сегодняшнее наше занятие посвящено великому русскому поэту — А. С. Пушкину.

Демонстрируется слайд с портретом А. С. Пушкина.

Сообщения детей.

1. Родился Пушкин в Москве 6 июня 1799 г. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, — внучка «арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала.

Демонстрируется слайд с изображением родителей Пушкина.

2. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил сочинять стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал писать стихи, когда ему было три года.

Демонстрируется слайд, на котором изображены родственники А. С. Пушкина. (Бабушка поэта — Мария Алексеевна, родители, сестра и брат).

3. Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторить их. Бабушка Пушкина родилась в Тамбовской губернии с Покровское, сегодня это с. Коренёвщино Липецкой области.

Демонстрируется слайд с надписью» Сказки Пушкина» и рисунки художника И. Билибина.

4. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин, прежде всего поэт-сказочник, специально для детей он сказок не сочинял, но все его сказки стали любимы русским народом и детьми.

Появляется надпись «Что за прелесть эти сказки.

— Каждая есть поэма….»

5. Воспитатель: Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу-белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глупых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

Демонстрируется слайд с иллюстрациями к сказкам А. С. Пушкина художников И. Билибина, Б. Дегтярёва, В. Конашевича, Т. Мавриной и самого А. С. Пушкина.

Демонстрируется слайд «Дуэль Пушкина с Дантесом».

Воспитатель: Погиб А. С. Пушкин очень рано: в 37 лет он был убит на дуэли французом Дантесом.

Демонстрируется слайд с местом захоронения поэта.

А. С. Пушкин был похоронен в Псковской губернии, в ограде Святогорского монастыря, недалеко от Михайловского. Многие люди приезжают сюда поклониться могиле великого русского поэта.

Стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина».

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла.

Кто волновать умел людей сердца.

И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берёг ревниво светоч тот,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё ещё горит нам светоч тот.

Всё гений твой пути нам освещает,

Чтоб духом мы не пали средь невзгод;

О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовёшь нас из могилы,

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовёшь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный.

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной.

Демонстрируется слайд с надписью «Парад сказочных героев».

Дети о сказках.

1. Сказки Пушкина мы знаем:

Любим очень и читаем,

Изучаем наизусть.

В них живёт наш русский дух!

В сказках любим буйство свежих красок

Торжество добра над тёмным злом

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

2. Кто не любит сказок? — спросим у ребят.

Мы таких не знаем - хором закричат.

Как прекрасно слушать целый день.

Пушкинские сказки. Это нам не лень.

3. К нам приходят пушкинские сказки.

Яркие и добрые как сны,

Сыплются слова, слова-алмазы,

На вечерний бархат тишины.

4. Шелестят волшебные страницы,

Всё скорей нам хочется узнать,

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

5. Лукоморье мы найдём

В царстве тридевятом.

Чтоб явилась в каждый дом

Сказка вновь к ребятам.

Пусть дорога тяжела

Знаем без подсказки

Что добро сильнее зла

Наяву и в сказке.

Появляется кот учёный.

Кот учёный: Мур-р-р! Здравствуйте!

Мальчик: Здравствуйте. А ты кто?

Кот: Я тот самый кот, который живёт под дубом у лукоморья и знает много песен и сказок.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт – направо – песнь заводит;

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там на заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой.

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Появляется старуха: Ой, ничего не помню. Хотя постойте, кое –что начинаю вспоминать! Вроде бы жила я в какой – то книжке со стариком – недотёпой у самого синего моря ровно 30 лет и 3 года. Старик ловил неводом рыбу, а я день деньской пряла свою пряжу.

Только недавно я куда - то полетела и вдруг на полу оказалась, а сверху на меня корыто свалилось. В общем выпала я из толстой книжки и пришла сюда. Кто я такая, не знаю. Может быть вы мне поможете? Как называется моя сказка?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Появляется царица.

Царица: Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее?

Всех румяней и белее?

Ах, ты глупое стекло,

И молчишь ты мне на зло!

Подать мне трон!

Старуха: А ты кто такая?

Царица: Точно знаю, что я царица, а это зеркальце не простое, а волшебное: раньше, до того как мы откуда – то упали, оно говорить умело, а теперь почему – то молчит.

Старуха: Может быть, ты тоже из книжки выпала? Отгадайте ребята, из какой она сказки?

Дети: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Старуха: Эй, а вы куда? Здесь литературные персонажи собрались.

Герои: А мы тоже персонажи!

1. Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка в нём живёт ручная,

Да затейница какая.

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

2. А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Демонстрируется слайд А. С. Пушкин в Болдино с надписью «Стихи А. С. Пушкина».

Воспитатель: Стихи А. С, Пушкина прекрасны. Читать их надо не спеша, представляя, как будто видишь все, что рисует автор. Чаще всего он писал стихи в деревне - Болдино или Михайловском. Многие его стихи посвящены различным временам года. Но самое любимое время года - конечно же, осень! Давайте вспомним замечательные стихотворения.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Читая пушкинские строчки, как будто видишь перед собой замечательные картины зимней природы.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

Воспитатель: Ещё одно стихотворение о зиме - «Зимнее утро». Оно и веселит, и бодрит, и создаёт праздничное настроение.

Отрывок из стихотворения «Зимнее утро».

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленее,

И речка подо льдом блестит

Демонстрируется слайд «Арина Родионовна — няня А. С. Пушкина».

Воспитатель: Няня Пушкина — А. Р. Яковлева рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом поэта на всю жизнь. И когда он жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи.

Стихотворение «Няне».

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Воспитатель: Вспомним ещё одно стихотворение, которое тоже рисует тёплые взаимоотношения Пушкина и Арины Родионовны.

Воспитатель: Ребята, стихотворение «Зимний вечер» и многие другие стихотворения Пушкина были положены на музыку.

Грамзапись песни «Зимний вечер».

Демонстрируется слайд «Викторина по опорным словам».

• море, бочка, лебедь, коршун, белка

• царедворцы, землянка, корыто, невод, рыбка

• шатёр, мудрец, петушок, колесница

• зеркальце, яблоко, богатыри, хрустальный гроб

• полба, верёвка, поп, попёнок, базар

Викторина на лучшего знатока сказок Пушкина.

• Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»

• Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

• Как А. С. Пушкин начинает сказку о царе Салтане?

• Какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

• Что кричал петушок, сидя на спице?

Конкурс «Волшебный сундучок».

Воспитатель показывает детям предметы (лебедь, яблоко, зеркальце, цепь, верёвка, рыбка, а дети называют сказку и владельца вещи.

Демонстрируется слайд «Имя Пушкина бессмертно».

Воспитатель: А. С. Пушкин получил всенародное признание ещё при жизни Не случайно, его называют «солнцем русской поэзии». Его имя носит город Пушкин, бывшее Царское село, площади и улицы в Москве, Санкт – Петербурге. Именем Пушкина названы театры, библиотеки, школы, парки.

Слайд «Музей в Берново».

Слайд «Музей в Торжке».

Воспитатель: Во всех местах, где бывал А. С. Пушкин созданы музеи. В них собран интересный материал о жизни и быте поэта.

Демонстрируется слайд «Памятник А. С. Пушкину.

«Великим быть желаю

Люблю России честь».

Ведущий: В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту, он создан архитектором Опекушиным на средства собранные народом. Пророческими стали строки стихотворения:

…Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа…

Стихи Пушкина переведены на многие языки мира, они легли в основу прекрасных музыкальных произведений.

Стихотворение «Мой Пушкин».

Что Пушкин для меня?

Средь дней однообразных вереницы

Он для меня, как дивная жар – птица,

Как дар волшебный счастья и добра.

Мой Пушкин море красоты,

Волшебных грёз очарованье.

Он факел на моём пути,

Несущий свет, добро и состраданье.

В минуты радости, тоски или печали

Он рядом, он со мной.

Утешит, усладит пленительной строфой

И позовёт в неведомые дали.

Чем дольше жизнь,

Тем Пушкин мне родней,

Милей, дороже, ближе и понятней.

Быть русской, как и он,

Читать его стихи.

Что может быть

И слаще и приятней?

Воспитатель: Мы говорим А. С. Пушкину: «До скорого свидания». Вас ждёт много прекрасных встреч с его творчеством. Я вас благодарю за участие в нашем разговоре об А. С. Пушкине.

Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 12 1994г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 1999г.

3. Материалы Интернета.

Публикации по теме:

Конспект на тему: «А. С. Пушкин — наш любимый поэт».Конспект на тему: «А. С. Пушкин — наш любимый поэт». Конспект на тему: «А. С. Пушкин - наш любимый поэт». Программные задачи: Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Ефремов МКДОУ №21. Алтухова С. Ю. конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект НОД по математическому и сенсорному развитию в старшей группе Воспитатель: Кирилаха Е. А. Тема: «Путешествие на корабле» Цели:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект по познавательному развитию «Письмо само никуда не пойдёт» Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира. Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: Знакомство с профессией – Продавец. Цель: Познакомить дошкольников с профессией продавец. Задачи: 1. Вызывать у детей интерес к окружающему.

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Кубанская хата» «Знакомство с кубанской хатой» Цель: формировать первичные представления о малой Родине и представлений о социокультурных ценностях кубанского.

Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе «А. С. Пушкин — великий русский поэт» .

Конспект занятия по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) Тема : «Великий полководец Суворов». Цель: познакомить детей с полководцем.

Проект «Наш великий Пушкин» Информационная карта проекта Автор проекта: Воспитатель 1 квалификационной категории Дмитриева Ирина Анатольевна Продолжительность проекта:.

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Простоквашино» Од по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в Простоквашино» Цель: Расширять и закреплять знания детей о домашних.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «А. С. Пушкин — великий русский поэт»
Опубликовано: 21 января 2018 в 23:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Опыт работы по приобщению дошкольников к национальному культурно-историческому...
«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и...
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены,...
Фотоотчет «Гжельская роспись»
Что же такое гжель? Как объяснить детям чтоб стало понятно такое новое слово "Гжель". Набрав материала, наглядного пособия я выбрала самый простой способ...
Конспект познавательного занятия «Правила поведения в общественном транспорте»
Конспект познавательного занятия «Правила поведения в общественном транспорте» Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте....
«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога» Выступление на городском...
На базе нашего детского сада прошло городское методическое объединение для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Тема ГМО"Подготовка педагогов к...