Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Кубанская хата»

Оксана Бикетина
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Кубанская хата»

«Знакомство с кубанской хатой»

Цель: формировать первичные представления о малой Родине и представлений о социокультурных ценностях кубанского народа, традициях.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с обычаем гостеприимства на Кубани, дать доступные сведения о жизни казаков; расширять словарный запас; уметь объяснять содержание пословиц.

Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость при знакомстве с народным фольклором Кубани; развивать мышление, умение отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к кубанским народным традициям и ремеслам; желание принять непосредственное участие в происходящем.

Предварительная работа: разучивание пословиц, колыбельных песен, знакомство с народным кубанским костюмом казачки и казака, кубанскими ремеслами, обычаями, убранством хаты.

Оборудование: макет кубанской хаты, предметы быта и убранства хаты, костюмы казачки и казака, домашние животные, фонограммы кубанской народной песни, «цветочная поляна», кубанские игрушки, колыбель, печь, раздаточный природный материал для изготовления куклы (шелуха от качана кукурузы, хлеб, соль, баранки, «домовой».

Словарная работа: курень, колыбель, рушник, веретено, ухват, чугунок.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, мы давно уже подружились со сказкой. И я знаю вашу мечту: хоть на чуть-чуть, ненадолго очутиться в сказке. Скажу вам по секрету – этого хотят даже взрослые. Ведь так здорово иметь волшебную палочку, цветик-семицветик, шапку-невидимку. А еще хорошо сесть на ковер-самолет или одеть сапоги скороходы и быстро оказаться в нужном месте.

Сегодня я предлагаю вам отправиться на двести лет назад, в старинную казачью станицу. А для этого я вам приготовила волшебные старинные наряды (юбки, кушаки). Они нам помогут перенестись в далекое прошлое.

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

(Предлагаю детям переодеться и занять места на цветочной полянке).

Воспитатель: Какие вы нарядные, настоящие казачата.

(Звучит казачья народная музыка, дети закрывают глаза. В это время воспитатель переодевается в кубанский наряд. Открывается ширма, за которой кубанская хата. Хозяйка встречает гостей хлебом и солью).

Хозяйка: В казачьей хате всегда была украшением кровать. Хозяйки украшали свои кровати вышивками. Посмотрите, какие красивые на кровати подушки, как красиво убрана кровать. Над кроватью вешали фотографии портреты и тоже украшали их вышивками полотенец.

-Были сундуки для одежды и белья.

-В каждом доме обязательно в углу вешали иконы, это называется святой угол.

-А это лампада ее зажигали на все праздники.

- В доме всегда стоял круглый стол, за которым собиралась семья кушать, пить чай.

- И еще украшали дома разными вышивками, посмотрите как много у нас вышивок. Их вышивали не машины, а бабушки сидели вечерами и иголкой вышивали разные изделия.

1. Подберите подходящее по смыслу слово:

Кубанская …

Деревня – корень «дерево», т. е. «место очищенное от леса». А казаки обживались в степи.

Село – ср. р.

Станица – большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место, останавливались.

2. Дом казака – это…

Изба – деревянный крестьянский дом в деревне. А казачьи дома были не деревянные.

Терем – высокий богатый дом в Древней Руси.

Хата - постройки на юге, которые начинались непосредственно на земле.

Саманная хата Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол - глинобитный. Крыша - из камыша или соломы.

Хозяйка: Проходите, гости дорогие, присаживайтесь. Милости просим в гости в мой курень (кланяется гостям).

Дети проходят, рассаживаются на стулья вокруг стола.

(Хозяйка предлагает рассмотреть убранство хаты).

Хозяйка: В старину говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Ребята, знаете, что самое главное у казаков в хате? (ответы)

- Правильно, ребята, печь.

В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

- Печь часто оживала в народных сказках. Она укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в печи родились».

- Давайте посмотрим, где же там лежал Емеля? Это место так и называется - «лежанка».

Войдя в хату, на печь сразу обращаешь внимание, она занимает почти пол хаты. У кубанцев есть такая поговорка: «Без печи хата - не хата».

С печью связан весь быт, вся жизнь казаков. Кубанцы недаром наделяли печь волшебными свойствами. Основанием печи служили печное место или опечек.

Это деревянный сруб, разделенный пополам. В его верхней части хранится вся печная утварь (показываю ухваты, горшки чугунки и прочую посуду). А в нижней части опечка зимой живут куры. (показываю)

Печь не только обогревает хату. В печи пекут хлеб, готовят еду. На ней можно спать. Для этого делается специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй придумано о кубанской печке. Ребята давайте посмотрим, кто же живет за печью? (Дети заглядывают за печь и видят там домового). Ребята, вы знаете кто это? (ответы) Правильно, по поверью, домовой – хозяин дома живет за печью, хранит домашний очаг.

Дети очень любят поваляться на теплой печи долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за работой своих родителей.

У хороших хозяев в хате всегда чисто. На стенах- расшитые белы полотенца – рушники (показываю).

Правый от печки угол называется «бабий кут», т. е. закуток. Здесь командует хозяйка. Все здесь приспособлено для приготовления пищи, стоит прялка. А вы знаете для чего нужна прялка? (ответы). Правильно, для того чтобы прясть пряжу. (Показывает веретено с пряжей, дети рассматривают.)

Другой, левый угол от печки, называется «красный», т. е. красивый. Здесь стоит стол, скамейки, висят иконы. Это особое место для гостей. Казаки всегда славились своим гостеприимством.

Отгадайте загадки и узнаете какой посудой пользовалась казачка.

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром кручённая,

В печи обожжённая,

От кувшина – низка

Глиняная (миска)

Стоит толстячок,

Подбочинивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит. (самовар)

Ребята, а какие вы знаете пословицы о кубанском гостеприимстве. (ответы)

«Красный угол» был центральным местом в доме. «Красный» от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой».

В самом освещённом углу комнаты помещались иконы. На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи, книжки с молитвами.

Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога.

Хозяйка: Ребята, все в хате хозяева делают своими руками. Все делается тщательно с любовью.

Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников на различные праздники.

Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов. В доме были рукодельные половики и одеяла.

(Раздается плач ребенка).

Дети подходят к колыбели. Хозяйка качает колыбель и предлагает детям спеть колыбельную песню.

Звучит фонограмма колыбельной мелодии, дети вместе с хозяйкой подпевают, успокаивают младенца. (Ребенок успокаивается).

Хозяйка: Ребята, а вы знаете, как называется детская кроватка? (ответы) Правильно, колыбель. (Дети рассматривают колыбельку).

(Хозяйка обращает внимание детей на игрушки).

Хозяйка: Ребята, игрушки казаки делают своими руками, с любовью заботясь о своих детях.

(Дети рассматривают игрушки- тряпичные куклы, куклы из шелухи початка кукурузы, деревянные лошадки, медведи и т. д.).

Хозяйка: Ребята, хотите я вас научу делать такие же красивые, забавные куклы? (показывает куклу из кукурузной шелухи).

Как вы думаете из чего они сделаны? (ответы)

Дети рассаживаются за стол, хозяйка показывает, приемы изготовления куклы. (Дети изготавливают игрушки).

Хозяйка: Вот теперь и у вас, ребята, будут такие же настоящие, красивые кубанские куклы.

(Подводит итог занятия.)

Хозяйка: Ребята, пока мы с вами были заняты работой, у меня для вас подоспело угощение. Милости прошу к столу. Чем богаты, тем и рады.

(Достает из печи баранки, ставит на стол самовар, угощает детей.)

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Ефремов МКДОУ №21. Алтухова С. Ю. конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект НОД по математическому и сенсорному развитию в старшей группе Воспитатель: Кирилаха Е. А. Тема: «Путешествие на корабле» Цели:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект по познавательному развитию «Письмо само никуда не пойдёт» Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира. Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Часы» Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов; рассказать о разных видах часах и показать их; вызвать у детей стремление планировать.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: Знакомство с профессией – Продавец. Цель: Познакомить дошкольников с профессией продавец. Задачи: 1. Вызывать у детей интерес к окружающему.

«Одежда». Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Одежда» Цель: • Продолжать закреплять навыки составления описательного рассказа по схеме и образцу педагога. • Расширять, активизировать.

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Славься, земля Кубанская» Интеграция областей: Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие,.

Конспект интегрированного занятия по кубановедению в старшей группе «Край родной — земля кубанская»Конспект интегрированного занятия по кубановедению в старшей группе «Край родной — земля кубанская» Программное содержание:1. Формировать основы экологического сознания, культуры. 2. Закрепить знания, полученные в течение года на занятиях.

Лэпбук «Кубанская хата»Лэпбук «Кубанская хата» Лепбук –это новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Простоквашино» Од по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в Простоквашино» Цель: Расширять и закреплять знания детей о домашних.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Кубанская хата»
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 19:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 июня. День рождения зубной щётки

То, что зубы не способны к восстановлению и их нужно беречь, люди усвоили ещё в незапамятные времена. Кто не хотел остаться с одними дёснами вскоре после ухода юности – полоскали рот после приёма пищи, а...

26 июня. Фестиваль панамок на МААМ

Какое лето без панамки! Шляпки всех видов и мастей присутствуют в гардеробе малышни в летнюю пору. Головной убор летом просто необходим — он спасает от солнечного удара. Этот обязательный летний аксессуар...

Выступление на РМО «Проектная деятельность»
Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая технология,...
Фотоотчёт «День цветов» в рамках «Недели природы»
25 июня в нашем саду в рамках «Недели природы» был объявлен днём цветов. Цель: - Закрепление и обобщение представления детей о прекрасном мире цветов....
Мастер-класс «Чудесные цветы»
Цветы, как люди, на добро щедры И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры. Здравствуйте, уважаемые...