Галина Горбань
Конспект ОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания детей о зиме, ее месяцах.
Продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т. д.);
Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);
Развивающие :
Публикация «Конспект ОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Свойства снега и льда“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Старшая группа
- Темочки
Развиватьумение детей отвечать на вопросы поискового характера.
Развивать познавательную активность, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
Воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Оборудование: емкости со льдом и снегом, по два стакана на каждого ребенка, листы цветной бумаги, салфетки, соль, ложки, карточки с символами обозначающими свойства снега и льда, аудиозапись звуков природы «Хруст снега», магнитофон, мольберт, краски, кисточки, формочки для льда с водой, клеенки на столы.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение.
Закружили метели, песни вьюга поёт.
До весенней капели вся природа заснёт.
Холод, песни метели и дорога пуста…
И закованы реки в прочный панцирь из льда.
Воспитатель: О каком времени года это стихотворение? Сколько месяцев зимой? Назовите зимние месяцы.
Игра «Снежный ком» (со снежком)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Снежный ком». Вы будете передавать снежок и говорить какая зима. Дети предают снежок друг другу и говорят какая зима.
Воспитатель: Ребята, а какие признаки зимы, происходящие в природе вы знаете?
Ответы детей: Зимой холодно. Часто идет снег. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. День стал короче, а ночь – длиннее. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом.
Воспитатель: А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы?
Ответы детей: Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища.
Воспитатель: А вы любите играть зимой?
Ответы детей.
Игра «Что нам нравится зимой»
Воспитатель: Давайте с вами сейчас поиграем в игру «Что нам нравится зимой».
Дети: Нам морозы – не беда,
Не страшны нам холода.
Ходим в шубах и ушанках,
И катаемся на санках.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: А потом?
Дети: А потом на лыжи встанем.
И с горы кататься станем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: А еще?
Дети: А еще берем коньки
И бежим мы на катки.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: Молодцы! А потом?
Дети: А потом в снежки играем
Очень метко попадаем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Работа в лаборатории
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами станем настоящими учеными-исследователями. Я приглашаю вас в нашу лабораторию, в которой приготовила для вас опыты, а вот с чем мы будем проводить опыты, вы узнаете отгадав загадки. Воспитатель загадывает детям загадки.
Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно. (лёд)
Всю зиму смирно лежит, а потом убежит. (снег)
Воспитатель: Так с чем мы будем проводить опыты?
Дети: Со снегом и льдом.
Воспитатель: Правильно мы проведем опыты, которые помогут нам узнать больше о свойствах снега и льда.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к проведению опытов вспомним правила поведения в лаборатории. Дети рассказывают о правилах поведения в лаборатории.
Воспитатель: Молоды, все правила вспомнили. Ребята, скажите когда снег – это хорошо, а когда плохо?
Ответы детей: Хорошо: зимние забавы, укрывает всё и согревает.
Плохо: снег холодный нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
Воспитатель: Когда лёд приносит пользу?
Ответы детей: Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.
Воспитатель: Почему со льдом надо обращаться осторожно?
Ответы детей: Лед скользкий, можно упасть, нельзя ходить под сосульками.
Воспитатель: Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).
Опыт 1. Сравнение свойств снега и льда.
Воспитатель: А теперь проходите на свои места. Посмотрите в контейнеры перед вами, что в них находится? (Снег и лед)
Воспитатель: Возьмите в одну ладошку немного снега, а в другую кусочек льда. Что вы чувствуете? Что у вас осталось на ладошке? Какой можно сделать вывод?
Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.
Воспитатель: Какого цвета снег? (белый)
Символ с изображением выставляется на мольберт.
А лед имеет цвет? Значит он какой? (бесцветный)
Символ с изображением выставляется на мольберт.
Вывод: Снег белого цвета, лед – бесцветный.
Воспитатель: Возьмите полоску красного картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? (нет) Значит снег какой? (непрозрачный)
Воспитатель: А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (прозрачный) Символ с изображением выставляется на мольберт.
Вывод: Снег – непрозрачный, лед – прозрачный.
Воспитатель: Возьмите палочки, попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег?
Дети: Снег рыхлый.
Символ с изображением выставляется на мольберт.
Воспитатель: можем ли мы сказать про лед – рыхлый. (нет) Лед какой? (твердый) Но лёд мы можем разбить. Воспитатель разбивает лед молоточком.
Значит он какой?
Дети: Лёд хрупкий.
Символ с изображением выставляется на мольберт.
Вывод: Снег рыхлый, а лед твердый, но хрупкий.
Воспитатель: Теперь ребята, расскажите по символам всё, что вы узнали про снег и лёд.
Дети по символам рассказывают про снег и лед.
Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.
Лед – прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Воспитатель: Мы играли со льдом, руки наши замерзли, давайте их согреем.
Физминутка «Ладошки вверх, ладошки вниз»
Ладошки вверх,
Ладошки вниз.
Ладошки на бочок
И сжали в кулачок.
Дети выполняют движения по тексту за воспитателем.
Опыт 2 «Почему лед не тонет?»
Воспитатель: А сейчас возьмите стакан с водой, положите туда кусочек льда. Посмотрите, что происходит со льдом? Если лед оставить в воде, что с ним произойдет?
Вывод: Лед не тонет, потому что он легче воды, постепенно лед в воде растает.
Опыт 3 «Почему снег хрустит?»
Звучит фонограмма «Хруст снега».
Воспитатель: Ребята, что это за звук? А вы когда-нибудь слышали как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами? Предположения детей.
Воспитатель: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и слышите, что снег скрипит. Давайте проведем опыт.
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем ложку и надавливаем ею на соль несколько раз. Ребята, что вы слышите? (Слышим хруст.)
Воспитатель: Правильно, мы слышим скрипящий или хрустящий звук –ломаются кристаллики соли. Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Воспитатель: Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Вам понравилось делать опыты? Мы все дружно провели большую работу.