Приложение МААМ

Конспект ОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства снега и льда»

Галина Горбань
Конспект ОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Задачи:

Обучающие:

Расширять знания детей о зиме, ее месяцах.

Продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т. д.);

Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);

Развивающие :

Публикация «Конспект ОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Свойства снега и льда“» размещена в разделах

Развиватьумение детей отвечать на вопросы поискового характера.

Развивать познавательную активность, мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.

Воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Оборудование: емкости со льдом и снегом, по два стакана на каждого ребенка, листы цветной бумаги, салфетки, соль, ложки, карточки с символами обозначающими свойства снега и льда, аудиозапись звуков природы «Хруст снега», магнитофон, мольберт, краски, кисточки, формочки для льда с водой, клеенки на столы.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение.

Закружили метели, песни вьюга поёт.

До весенней капели вся природа заснёт.

Холод, песни метели и дорога пуста…

И закованы реки в прочный панцирь из льда.

Воспитатель: О каком времени года это стихотворение? Сколько месяцев зимой? Назовите зимние месяцы.

Игра «Снежный ком» (со снежком)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Снежный ком». Вы будете передавать снежок и говорить какая зима. Дети предают снежок друг другу и говорят какая зима.

Воспитатель: Ребята, а какие признаки зимы, происходящие в природе вы знаете?

Ответы детей: Зимой холодно. Часто идет снег. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. День стал короче, а ночь – длиннее. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.

Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом.

Воспитатель: А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы?

Ответы детей: Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища.

Воспитатель: А вы любите играть зимой?

Ответы детей.

Игра «Что нам нравится зимой»

Воспитатель: Давайте с вами сейчас поиграем в игру «Что нам нравится зимой».

Дети: Нам морозы – не беда,

Не страшны нам холода.

Ходим в шубах и ушанках,

И катаемся на санках.

Воспитатель: А как?

Дети: А вот так. (Показывают)

Воспитатель: А потом?

Дети: А потом на лыжи встанем.

И с горы кататься станем.

Воспитатель: А как?

Дети: А вот так. (Показывают)

Воспитатель: А еще?

Дети: А еще берем коньки

И бежим мы на катки.

Воспитатель: А как?

Дети: А вот так. (Показывают)

Воспитатель: Молодцы! А потом?

Дети: А потом в снежки играем

Очень метко попадаем.

Воспитатель: А как?

Дети: А вот так. (Показывают)

Работа в лаборатории

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами станем настоящими учеными-исследователями. Я приглашаю вас в нашу лабораторию, в которой приготовила для вас опыты, а вот с чем мы будем проводить опыты, вы узнаете отгадав загадки. Воспитатель загадывает детям загадки.

Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно. (лёд)

Всю зиму смирно лежит, а потом убежит. (снег)

Воспитатель: Так с чем мы будем проводить опыты?

Дети: Со снегом и льдом.

Воспитатель: Правильно мы проведем опыты, которые помогут нам узнать больше о свойствах снега и льда.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к проведению опытов вспомним правила поведения в лаборатории. Дети рассказывают о правилах поведения в лаборатории.

Воспитатель: Молоды, все правила вспомнили. Ребята, скажите когда снег – это хорошо, а когда плохо?

Ответы детей: Хорошо: зимние забавы, укрывает всё и согревает.

Плохо: снег холодный нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

Воспитатель: Когда лёд приносит пользу?

Ответы детей: Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.

Воспитатель: Почему со льдом надо обращаться осторожно?

Ответы детей: Лед скользкий, можно упасть, нельзя ходить под сосульками.

Воспитатель: Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).

Опыт 1. Сравнение свойств снега и льда.

Воспитатель: А теперь проходите на свои места. Посмотрите в контейнеры перед вами, что в них находится? (Снег и лед)

Воспитатель: Возьмите в одну ладошку немного снега, а в другую кусочек льда. Что вы чувствуете? Что у вас осталось на ладошке? Какой можно сделать вывод?

Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.

Воспитатель: Какого цвета снег? (белый)

Символ с изображением выставляется на мольберт.

А лед имеет цвет? Значит он какой? (бесцветный)

Символ с изображением выставляется на мольберт.

Вывод: Снег белого цвета, лед – бесцветный.

Воспитатель: Возьмите полоску красного картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? (нет) Значит снег какой? (непрозрачный)

Воспитатель: А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (прозрачный) Символ с изображением выставляется на мольберт.

Вывод: Снег – непрозрачный, лед – прозрачный.

Воспитатель: Возьмите палочки, попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег?

Дети: Снег рыхлый.

Символ с изображением выставляется на мольберт.

Воспитатель: можем ли мы сказать про лед – рыхлый. (нет) Лед какой? (твердый) Но лёд мы можем разбить. Воспитатель разбивает лед молоточком.

Значит он какой?

Дети: Лёд хрупкий.

Символ с изображением выставляется на мольберт.

Вывод: Снег рыхлый, а лед твердый, но хрупкий.

Воспитатель: Теперь ребята, расскажите по символам всё, что вы узнали про снег и лёд.

Дети по символам рассказывают про снег и лед.

Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.

Лед – прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Воспитатель: Мы играли со льдом, руки наши замерзли, давайте их согреем.

Физминутка «Ладошки вверх, ладошки вниз»

Ладошки вверх,

Ладошки вниз.

Ладошки на бочок

И сжали в кулачок.

Дети выполняют движения по тексту за воспитателем.

Опыт 2 «Почему лед не тонет?»

Воспитатель: А сейчас возьмите стакан с водой, положите туда кусочек льда. Посмотрите, что происходит со льдом? Если лед оставить в воде, что с ним произойдет?

Вывод: Лед не тонет, потому что он легче воды, постепенно лед в воде растает.

Опыт 3 «Почему снег хрустит

Звучит фонограмма «Хруст снега».

Воспитатель: Ребята, что это за звук? А вы когда-нибудь слышали как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами? Предположения детей.

Воспитатель: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и слышите, что снег скрипит. Давайте проведем опыт.

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем ложку и надавливаем ею на соль несколько раз. Ребята, что вы слышите? (Слышим хруст.)

Воспитатель: Правильно, мы слышим скрипящий или хрустящий звук –ломаются кристаллики соли. Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Воспитатель: Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Вам понравилось делать опыты? Мы все дружно провели большую работу.

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства»Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о ходе НОД в средней группе на тему "Магнит и его свойства" Цель: формирование навыков.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины» Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Как появляются сосульки? Изучаем свойства снега и льда» Задачи: • формирование представлений об изменениях в природе, об образовании сосулек, формирование любознательности; • формирование представлений.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект ОД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группыКонспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группы Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое.

Экспериментальная деятельность на прогулке «Изучаем свойства снега и льда»Экспериментальная деятельность на прогулке «Изучаем свойства снега и льда» Цель: - продолжать формировать у детей интерес к явлениям природы, к экспериментальной деятельности; - поддерживать стремления детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства снега и льда»
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 20:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства снега и льда»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Горбань (УИ 1039816) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД