Получи документы

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда бывает разной»

Елена Бирюлина
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда бывает разной»

Конспект открытого Конспект по развитию речи в старшей группе «Посуда бывает разной»

Бирюлина Елена

«Посуда бывает разной»

Цель:

Расширять и уточнять представления детей о предметном мире посуде).

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Посуда бывает разной“» размещена в разделах

Сформировать и углубить представления детей о посуде;

Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);

Расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Упражнять в подборе антонимов.

Совершенствовать грамматический строй речи – закреплять способы образования слов.

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения;

Развивающие :

Развивать связную речь, умение (по образцу) рассказывать о предмете, составляя описательный рассказ;

Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы посуды, характеризовать свойства и качества, классифицировать их;

Развивать творческие способности, мелкую моторику; познавательные процессы: память, слуховое внимание, воображение и восприятие; расширять кругозор; совершенствовать коммуникативные качества через игру.

Воспитательные:

Формировать субъективные проявления: навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;

Воспитывать бережное отношение к посуде, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощи.

Здоровьесберегающие задачи:

Проводить профилактику утомления детей на занятии; обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.

Предварительная работа:

Разучивание физкультминутки, составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций.

Методы и приё мы:

Наглядные: использование ТСО, показ предметов и иллюстраций, показ образца и способы действия (частичный);

Словесные: загадывание загадок, беседа и вопросы к детям, создание проблемной ситуации, художественное слово, составление описательного рассказа, физкультминутка с речевым сопровождением, объяснение (в ходе упражнений, рассматривания предметов и картинок);

Практические: планирование выполнения задания, контроль и регулирование; поощрение.

Активизация словаря по теме «Посуда» :

Глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая; знакомство с новым словом «сервиз».

Оборудование педагогического процесса:

Мяч, иллюстрации с изображением посуды, разрезные картинки «Посуда», предметы настоящей посуды из различного материала, силуэты чашек для аппликации, кружочки для наклеивания, кисточки, клей ПВА, салфетки, мольберт.

Ход совместной деятельности с детьми:

1. Начнём занятие с загадки :

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть тоска её боится

Что это? (улыбка)

Подарим друг другу улыбки, улыбки нашим гостям и продолжим занятие.

Я загадаю вам загадку об одной сказке, которую вы знаете. Отгадаете?

От бабушки – грязнули

Все вещи улизнули

Осталось у старушки

Лишь жабы да лягушки

Звала стаканы, блюдца –

Помоет, коль вернутся

И обещала кротко

Почистить сковородки

Воротились все с тех пор

Из избы пропал весь сор

Из какой сказки этот отрывок? («Федорино горе»)

Кто написал эту сказку? (К. И. Чуковский)

2. Стук в дверь. Приход бабушки Федоры:

- Здравствуйте!

- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришёл? Конечно, это бабушка Федора из сказки «Федорино горе». Федора, что у тебя случилось?

Ф :- Вот бедная я, одна

И плачу, и плачу я

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю пойди - поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Помогите вернуть мне посуду домой!

Воспитатель: - Ребята, поможем Федоре? Тогда, приступаем.

-Бабушка Федора не может понять, какая посуда от неё ушла. Надо отгадать загадки. (Загадывает Федора)

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдаёт поклон.

Чайник

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из неё едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут её….

Тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

Кастрюля

4. На кухне ей всегда почёт

Она и жарит, и печёт,

Не приготовить нам еды

На кухне без…

Сковороды

5. Её за ручку мы берём

Чай, кофе из неё мы пьём.

Чашка

6. Сама не ем,

А людей кормлю.

Ложка

7. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

Стаканы

8. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

Вилка.

-Молодцы, все загадки отгадали, - хвалит детей Федора.

Воспитатель: Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были эти загадки? Правильно, о посуде! По своему назначению посуда бывает разной, на какие группы её можно разделить? (Чайная, столовая, кухонная). Для чего нужна кухонная посуда, столовая, чайная?

-Чайная – посуда, из которой мы пьём чай.

- Столовая – посуда, из которой мы едим.

- Кухонная – посуда, в которой готовят еду.

- Сервиз – это набор посуды (чайной, столовой, кофейной, рассчитанный на определённое количество персон, обычно от 6 до 16. Различают парадные сервизы, используемые на праздничных мероприятиях, торжествах, и повседневные, предназначенные для семейных трапез в узком кругу. Сервизы чаще всего изготавливают из фарфора и стекла.

Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться и пропадёт труд человека, который её делал. Как надо ухаживать за посудой? Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было кушать.

Проводится игра «Назови противоположное слово».

Воспитатель говорит слово и бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч, сказать слово с противоположным значением и вернуть мяч.

Глубокая – мелкая.

Чистая - …

Сухая - …

Твёрдая - …

Широкая - …

Горячая -…

Сладкая-…

Острая-…

(Глубокая- мелкая, полная- пустая, старая- новая, целая- разбитая, тяжёлая- лёгкая, тусклая- блестящая, чистая- грязная).

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что было, если бы не было посуды? (Ответы детей).

-А скажите мне, ребята:

«Для чего нужна посуда

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью помогает всюду

Нам различная посуда :

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

- Вот какая она помощница – посуда!

- Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? (на кухне).

И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Воспитатель показывает иллюстрации.

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Суп …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Салат положим в …

(Сахар – в сахарницу, масло – в маслёнку, соль – в солонку, перец – в перечницу, суп – в супницу, селёдку – в селёдочницу, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу, хлеб – в хлебницу)

Воспитатель: -Почему вся посуда убежала от Федоры? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла её. И пока посуда от тебя, Федора, обидевшись, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберём всю её посуду. Я вам раздам разрезанные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажете.

Проводится игра «Собери посуду».

Дети называют свою собранную картинку.

-Я собрал чашку (чайник).

Воспитатель: -Молодцы! Вот, посмотри Федора, сколько предметов посуды мы собрали.

-Федора, мы столько сегодня сделали, нам пришла пора и пошалить. Превращаемся в чайников-ворчунов.

Физкультминутка «Я чайник-ворчун».

Я чайник- ворчун, хлопотун, сумасброд

(Шаги на месте,

Я всем напоказ выставляю живот

(Руки на поясе,

Повороты туловища

Вправо-влево).

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

(Хлопки в ладоши)

- Эй, люди, я с вами чайку попить хочу.

(Прыжки на месте).

- Давайте послушаем, что же дальше говорит посуда?

«Мы поломаны, побиты,

Мы помоями облиты,

Оттого-то мы от бабы

Убежали как от жабы,

И гуляли по полям, по болотам и лугам,

А к неряхе – замарахе не воротимся»

-Чтобы помочь Федоре, нам нужно будет отправиться в след за посудой….

-Вы готовы?

Федора: -Ребята, а куда убежала посуда?

(Она побежала лесочком, поскакала по пням и по кочкам)

-Ребята, давайте и мы не будем терять время и скорей же отправимся в след за ней

А поедем… нет, не поедем, а полетим мы на ковре – самолете.

3. Путешествие в лес (музыка- звуки природы)

Воспитатель:

-Ребята, вот мы и пришли в лес…

Федора: - А вот и моя посуда…

Моя стеклянная чашка…

Воспитатель:

-Ребята, а разве чашка стеклянная?

Федора, посуду делают из различных материалов.

Давайте посмотрим и расскажем Федоре из чего сделана её посуда!

Проводится игра с мячом в кругу, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Маслёнка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

Федора: - Спасибо вам, теперь я знаю, из чего сделана моя посуда.

Воспитатель:

-Ну а теперь самое время помочь бабушке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас покажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет.

Игра «Назови лишнее».

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

-Посмотри, Федора, какие дети молодцы! С посудой разобрались, разложили и расставили всё по местам.

Федора: - Спасибо вам большое, что помогли вернуть посуду, давайте поспешим ко мне домой.

Воспитатель:

-Ребята, садитесь на наш волшебный ковер и полетели.

-Федора, поиграй с нами еще в одну игру.

Пальчиковая зарядка «Помощники».

Мы посуду для Федоры

Вымоем без уговоров:

Моем вилку, чашку, ложку,

Сковородку, поварёшку,

Моем блюдце и стакан

И закроем крепко кран.

Воспитатель: «И обрадовались блюдца: «Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!»

И танцуют, и смеются: «Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!»

Федора: - Спасибо, ребята, теперь я знаю, какая посуда для чего используется и как правильно она называется! Ребята, какие вы помощники! Ай да молодцы! Я очень рада, что вы помогли мне вернуть посуду и навести порядок.

Воспитатель: -Вот мы и вернулись. Ребята, а давайте Федоре сделаем подарок!

Каждый из нас украсит свою чашку, у нас получится большой красивый чайный сервиз! И мы подарим его Федоре! (Выполняется аппликация «Украсим чашку»).

Федора:

-Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

Воспитатель:

-До свидания, Федора! Береги свою посуду!

Воспитатель:

-Ребята, о чем было наше занятие? посуде).

-Мы вспомнили, для чего нужна посуда, из каких материалов изготовлена.

-Какое задание показалось вам самым интересным?

-Какое задание вызвало у вас затруднение?

-Помогли Федоре бережно относиться к своей посуде, ухаживать.

Скажем большое спасибо гостям, и до свидания!

Публикации по теме:

«Чайная посуда». Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Дидактические задачи: Активизация словаря детей по теме. Уточнение функционального назначения посуды Образование множественного числа существительных.

Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа) КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентациейКонспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентацией Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима». Образовательные области: • Речевое развитие; • Познавательное развитие; • Социально.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие на остров» в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие на остров» Цель: Создание социальной ситуации речевого развития.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух».Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "ПОДСОЛНУХ" Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт» Иванова Ирина Сергеевна Конспект открытого занятия по развитию.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича» Ход занятия 1. Организационный момент. Л-д: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Вы согласны, тогда отправляемся в страну.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного и физического развития. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда бывает разной»
Опубликовано: 26 марта 2021 в 08:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД