Папки-передвижки

Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Экскурсия в музей народной игрушки» в подготовительной группе

Фатима Бесленеева
Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Экскурсия в музей народной игрушки» в подготовительной группе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Буратино» п. Малокурганный

Конспект открытой НОД в инновационном режиме

Образовательная область «Познавательное развитие» в старше/подготовительной группе

Тема: «Экскурсия в музей народной игрушки»

Публикация «Конспект открытой НОД по познавательному развитию „Экскурсия в музей народной игрушки“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Цель: Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о народных игрушках, формирование знаний о национальной культурой КЧР.

Задачи:

Образовательные:

• уточнять представления детей о народных игрушках, отмечая характерные признаки их внешнего вида, познакомить с историей промысла;

• закреплять названия игрушек на родных языках (абазинском, карачаевском, черкесском).

Развивающие :

развивать художественное восприятие, образное мышление, внимание;

развивать коммуникативную компетентность детей;

развивать творческую деятельность детей посредством изготовления и украшения игрушек.

Воспитательные:

• воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга;

• воспитывать ценностное отношение к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: матрешки разных размеров сергиево-посадских, полхов – майдановских, семеновских, дымковские игрушки, игрушки народов КЧР; мультимедийная система, презентация, экспонаты мини-музея «Народная игрушка».

Предварительная работа: беседы, рассматривание русских народных игрушек, игрушек народов КЧР, разучивание подвижных игр.

Словарная работа: матрешка, народный промысел, орнамент, музей, экскурсия, смотритель, научный сотрудник, реставратор, экспонат, сотрудник.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание игрушек.

Словесные: беседа, пояснения, вопросы репродуктивного и поискового характера, поощрение

Оборудование:

1. Мультимедийная система.

2. Презентация «Народная игрушка».

3. Экспонаты мини-музея «Народная игрушка».

Ход НОД

1. Начало НОД

Вводная часть

Дети входят в зал, становятся полукругом, лицом ко мне.

- Ребята, сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.

Для поднятия настроения предлагаю вам сыграть в игру «Я-друг, ты- друг».

Слайд 1

Встаньте в круг, пожалуйста. Образуйте 2 круга (внешний и внутренний).

Выполняем движения в соответствии с текстом.

Я -друг \Показываем на себя\

Ты- друг- /показываем на соседа/

У меня-нос \показываем указательным пальцем на свой нос

У тебя- нос \ показываем указательным пальцем на нос соседа

У меня - щечки аленькие гладим свои щеки

У тебя- щечки аленькие\ гладим щеки соседа

У меня - губки красненькие \ показываем на свои губы

У тебя- губки красненькие\ показываем губы соседа

Я- друг \ показываем на себя

Ты – друг\ показываем на друга

Давай дружить \обнимаемся

- Сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию в мини-музей «Народной игрушки».

-Что знает, что такое музей?

Ответы детей: музей – это место, где собирают, изучают, хранят предметы истории, и культуры, а также проводят лекции и экскурсии.

музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.

- Кто проводит экскурсии?

Дети: экскурсовод проводит экскурсии.

- Кто собирает материал?

Дети: научный сотрудник собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах)

- Кто смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у -посетителей?

Дети: смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.

-Кто такой реставратор?

Дети: реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины, (экспонаты)

-Ребята, разрешите мне быть вашим экскурсоводом? Еще у меня будут помощники – экскурсоводы, которые будут работать в других залах.

- Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее. Мы с вами уже посещали музей и знаем правила поведения в нем. И сегодня мы будем соблюдать эти правила вовремя нашей экскурсии.

2. Основная часть НОД

- Приглашаю вас в первый зал.

(Дети подходят к столу накрытым платком).

- Здесь под платком игрушка, а какая, вы узнаете, если отгадаете загадку?

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка

Слайд 2 виды матрешек

Снимаю платок. Под платком стоят матрешки.

- Одним из самых любимых игрушек в народе в старину, у детей были матрешки.

Слайд3

- Ребята, чем отличаются матрешки от других игрушек?

Дети: она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок.

- Из чего сделаны матрешки?

Дети: фигурки матрешек вырезаны из деревянного бруска.

- Вначале делалась самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывались шкуркой и расписывались, иногда покрывали лаком. Сегодня технология изготовления матрешек уже другая.

- Пожалуйста, обратите внимание на экран.

Существует несколько видов матрешек. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Слайд 4

- Наиболее известны Загорские //сергиево- посадские//. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. И в них вкладывалось до 15-18 матрешек.

Слайд 5

Полхов-Майданские. Полховско-Майданские матрёшки украшались яркими цветами. При росписи матрешек использовали цвета малиново-красные, зеленые по предварительно нанесенному тушью контуру.

Слайд 6

Семеновские матрешки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов.

А семеновская, отличалась еще одним элементом.

- Ребята, посмотрите на наши матрешки найдите среди них

семеновскую.

- Как вы догадались, что именно это матрешка семеновская? (Ответы детей).

На ней больше незакрашенного дерева.

- Правильно, ребята. Молодцы.

- Приглашаю вас пройти во второй зал.

Слайд 7

Зал дымковской игрушки.

- Обратите, пожалуйста, внимание на экран.

Попрошу экскурсовода Никиту представить нам экспонаты.

Никита:

«Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы ныне в городе Кирове. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали (в течение 20-25 дней, а после в печи обжигали.

Слайд8

Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками.

- Никита, скажи, пожалуйста, какими цветами красок разукрашивались дымковские игрушки?

- Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый.

- А какой рисунок наносился?

- Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.

- Спасибо, Никита. Все эти игрушки готовились к ярмаркам, на которых люди пели, играли, устраивали хоровод, люди с разных уголков России знакомились, рождалась дружба.

Слайд 9

- Ребята, известно, что при изготовлении игрушек каждый цвет имел свое значение, являлся символом чего- то определенного.

Например, розовый цвет являлся цветом доброты, нежности, понимания.

- А что символизировал красный цвет?

Дети: красный цвет — согревающий, это символ огня, красоты, силы, здоровья и славы.

- А еще ребята, красный цвет наделяет нас уверенностью.

- Желтый цвет символом чего является?

Дети: желтый -цвет солнца тепла радости

- Желтый цвет, ребята, успокаивает нервы, снимает усталость.

- Зеленый?

Дети: зеленый цвет символизирует природу, землю, пашню, иначе говоря, жизнь простого человека, также он является цветом спокойствия, мудрости.

- Зеленый цвет вызывает добрые чувства.

- Белый цвет?

Дети: белый цвет, он связан с понятием нравственной чистоты, правды, открытости, чистоты мыслей.

- Белый цвет дает нам свободу, воодушевляет.

- А синий цвет?

Дети: синий цвет –цвет неба, доверия.

- Еще синий цвет воздействует на органы слуха и зрения.

- А какой цвет мастера использовали реже всего?

Дети: черный цвет использовался реже.

- Почему черный цвет использовался реже?

Дети: потому что он считался символом скромности, а иногда зла и горя,

- Правильно, ребята и поэтому черный цвет использовался росписи в совсем незначительном количестве, лишь для выделения отдельных элементов.

- Вот мы с вами поиграли, отдохнули, подняли настроение и можем продолжить свою экскурсию.

Приглашаю вас в зал игрушек народов Северного Кавказа.

- Послушайте, пожалуйста, как Даяна будет петь колыбельную песенку своей кукле.

Слайд 10

- В далёком прошлом наши предки с ранних лет воспитывали усердие и трудолюбие в своих детях. Вечерком, после трудового дня, не сидели, сложа руки: люди вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки для мальчиков и девочек. Игрушки делали из разных материалов: глины, дерева, соломы, ткани.

Об игрушках для девочек расскажет нам экскурсовод Элина.

Элина: Наиболее распространенной игрушкой для девочек была тряпичная кукла. Основа куклы делается из ткани, тщательно обтягивают лицо белой льняной материей, волосы делались из конского хвоста, кукурузных рыльцев и ниток. Иногда головы куклам делали из грецкого ореха, который потом обтягивали тканью.

Вопрос от Элины:

- Как вы думаете, что необычного в этих куклах?

Ответ детей:

- Куклы без лица.

- Правильно.

Куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий.

Слайд 11

Слайд 12

Сдайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

- Для девочек специально изготавливались игрушечные колыбельки с матрасом и подушечкой, с разноцветными ленточками, матрасы набивались листьями растений. Колыбельку украшали астральными символами и растительными узорами. Изготавливались также миниатюрные виды домашней посуды (утвари).

- Спасибо, Элина за рассказ.

Теперь послушаем, как Умар читает стихотворение про лошадку на карачаевском языке.

- Умар читает стих про лошадку на карачаевском языке

Слайд 17

- Об игрушках для мальчиков сейчас нам расскажет экскурсовод Энвер.

Энвер:

Старшие вырезали для детей игрушки из дерева лук со стрелами, деревянные мечи, щиты.

- Ребята, как вы думаете, почему для мальчиков были такие игрушки?

Ответ детей:

-Чтобы воспитать в них смелость, ловкость, выносливость, умение пользоваться разными видами оружия.

Слайд 18

Энвер: Лепили из глины фигурки лошадей с женскими и мужскими седлами, уздечками и плетью. Таким образом, уже с малых лет мальчики через игрушки узнавали, как нужно седлать коня и как ездить верхом.

Слайд 19

Энвер: Мячи из конских или бычьих волос. Иногда их обтягивали кожей.

Спасибо, Энвер!

Слайд 20

- Ребята, также были игрушки, в которые играли как девочки, так и мальчики: погремушки, трещотки, свистульки.

- В музее игрушки не только хранятся, но и реставрируются в мастерской. Я приглашаю вас в мастерскую, где мы будем работать мастерами. Но прежде вспомним, что мы с вами знакомились с произведениями нартского эпоса.

Слайд 21

И в продолжение темы предлагаю вам посмотреть один мастер класс художника,от автора коллекции одежды и предметов быта в национальном стиле Амины Хусиновны.

Поздороваться с Аминой Хусиновной

Слайд 21

- Давайте поблагодарим Амину Хусиновну за интересный мастер класс.

- Ребята, занимайте места за столами.

- Давайте покажем нашим гостям, как покрывают игрушки взбитым яйцом

5-й стол

- шлифуют мечи 2-й стол

- скручивают тряпичную куклу 4-й стол

- набивают мяч 3-й стол

- выжигают узора 1-й стол

В ходе работы уточнить у детей какую работу они делают, какой материал используют, какими инструментами пользуются.

- Какие красивые у вас получились игрушки. Молодцы, ребята. Всеми нашими игрушками можно играть. И среди них есть один с которым я предлагаю нам сыграть.

Слайд 22

Черкесска народная игра «Мяч в кругу»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза. Знакомство с национальными играми малой Родины, воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; учить действовать быстро, по сигналу, не мешая друг другу. Закреплять танцевальные движения под национальную мелодию.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Играющие образуют круг, в котором находится очерченный круг, в нем мяч. Дети под национальную музыку идут кругом и выполняют танцевальные движения. Как только перестает звучать музыка, дети должны взять мяч из круга, не заступая за круг. Тот, кому удалось взять мяч, кладет его у ног и выполняет танцевальное движение.

3. Итоговая часть НОД:

- Ребята, где мы с вами побывали?

- Про какие народные игрушки говорили?

- Когда возникли первые игрушки?

Дети: В глубокой древности.

- Из чего их делали?

Дети: Делали их из соломы, ткани, нитей, глины, деревянного бруска.

- Что больше всего понравилось?

Рефлексия занятия- Методика «Погодное настроение».

Алгоритм техники:

Детям выдаются карточки с двумя различными видами настроения:

- отражение отличного настроения

Инструкция:

- Ребята, вам сейчас необходимо определить ваше настроение после нашего занятия.

- Взять из предложенных карточек ту, что соответствует вашему настроению.

- Посмотрите, карточки с каким настроением у вас в руках?

- Мне очень приятно, что вам понравилось занятие. Вы все хорошо работали.

Молодцы!

- Ребята, давайте подарим нашим гостям по одной народной игрушке.

- А вот и приятный момент: одна из наших матрешек оказалась с сюрпризом, а каким мы с вами посмотрим в группе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Экскурсия в художественный музей»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Экскурсия в художественный музей» Вид занятия: Интегрированное - соединение искусств в одной образной системе с целью формирования универсальных способностей детей. Форма.

Конспект организованной образовательной деятельности «Музей народной игрушки» с детьми 5–6 лет Цель: развитие речи, коммуникативных навыков и познавательных способностей через закрепление знаний о народных игрушках. Задачи: Образовательные.

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе детского сада «Транспорт» Цель: Уточнять и расширять представления детей о видах транспорта. Задачи: Образовательные: • Расширить представления о наземном, водном.

Конспект открытой ОД по познавательному развитию в средней группе «Птицы зимой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Бакчарский детский сад № 2 общеразвивающего вида» КОНСПЕКТ Открытой образовательной.

Конспект открытой ООД в средней группе по познавательному развитию (ФЦКМ) «Что нам осень принесла»Конспект открытой ООД в средней группе по познавательному развитию (ФЦКМ) «Что нам осень принесла» Конспект открытой ООД в средней группе по познавательному развитию (формирование целостности картины мира) «Что нам осень принесла?» Реализация.

Конспект по познавательному развитию «Экскурсия на почту» в средней группе «Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Экскурсия в музей весны» Конспект по речевому развитию в старшей группе Тема: «Экскурсия в музей весны» Воспитатель: Фокина М. В. МБДОУ д/с № 41 Г. Владикавказ Программное.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной для школы группы «Экскурсия по городу Здоровья» Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни. Задачи: учить применять правила сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни, закреплять.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Музей Арктики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении «Детский сад№27 «Искорка» города Белово» Конспект занятия по познавательному.

Непосредственно-образовательная деятельность «Экскурсия в музей русской народной игрушки» Непосредственно-образовательная деятельность «Экскурсия в музей русской народной игрушки» Выполнила воспитатель подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Экскурсия в музей народной игрушки» в подготовительной группе
Опубликовано: 19 мая 2019 в 17:10
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД