Валентина Юрьевна Боркунова
Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Знакомство со звуком [ы]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство со звуком [ы].
Задачи.
Образовательные:
Познакомить с гласным звуком [ы]. Формировать умение выделять данный звук в слове; чётко произносить его в слогах, словах, и фразах; навык звукового анализа и синтеза.
Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие, грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными, связную речь, расширять лексический запас.
Воспитательные:
Воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность.
Оборудование.
Публикация «Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОВЗ (ТНР) „Знакомство со звуком [ы]“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Конверт с письмом, картинки к АУ «Блинчик», «Чашечка», «Иголочка», «Кошка выгибает спинку», «Маляр», «Грибок», индивидуальные зеркала, салфетки, предметные картинки со звуком [ы], геометрические фигуры, схема парохода из геометрических фигур, фишки красного, синего, зелёного цвета, Фея, сова, ёжик, лепестки цветка с предметными картинками (со звуком [ы] и без него, картинки для рефлексии.
Форма проведения: игра «День рождения».
Ход занятия
Организационный момент.
«Настраиваемся на занятие»
В: Наши глаза …
Дети: Внимательно смотрят.
В: Наши уши …
Дети: Внимательно слушают.
В: Наши ноги …
Дети: Нам не мешают.
В: Наши руки …
Дети: Нам не мешают, а помогают.
В: Давайте вспомним правило речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим!
Паузы мы соблюдаем!
Звук ударный выделяем.
В: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, давайте прочитаем его:
«Здравствуйте, ребята! Я – Фея звуков, хозяйка красного замка. Я приглашаю вас на мой день рождения. Приходите, буду ждать!»
Артикуляционная гимнастика.
В: Ну что, ребята, пойдём к Фее на день рождения? (Ответы.) Но сначала давайте потренируем наш язычок.
( АУ: «Блинчик», «Чашечка», «Иголочка», «Кошка выгибает спинку», «Маляр», «Грибок».)
Мимическая гимнастика.
В: Итак, ребята, мы идём на день рождения. Но мы ещё не знаем, что нам подарить.
Вроде бы и радостно, что приглашают, и грустно, потому что не определились с подарком. Давайте покажем наши чувства.
( МУ: «Радость – грусть».)
Постановка целей и задач.
В: Всё-таки, что же нам Фее подарить? Ребята, что вы можете предложить? (Ответы.) Может быть, нам подарить Фее звук. Вы согласны? (Ответы.)
Актуализация представлений.
В: Из письма мы узнали, что Фея звуков – хозяйка красного замка. Если замок красный, какие звуки в нём живут? (Гласные.) Какие гласные звуки вы знаете? (Ответы.) А какой звук подарим – отгадайте! Помотрите на эти картинки.
( Выставляются картинки: рысь, стаканы, конфеты, сыр.)
Какой одинаковый гласный звук вы слышите в словах? (Ответы.) Значит, какой гласный звук мы подарим Фее? (Звук [ы].)
Формирование представлений.
В: Давайте узнаем, что это за звук? Произнесём его громко-тихо-громко.
( Дети повторяют: «ы - ы – ы – ы» громко-тихо-громко.)
(Артикуляционная и акустическая характеристика звука :
язык глубоко во рту поднялся горкой, звук гласный, во рту нет преград, звук поётся.)
Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук»
В: В гости к Фее звуков нам придётся плыть на пароходе.
Кто знает, что такое пароход? (Ответы.) А знаете, как пароход даёт гудок? ы – ы – ы – ы – ы! (прерывисто). Давайте попробуем хлопками поймать этот звук.
(Дети произносят звук и ловят его хлопками.)
Игра на развитие слогового синтеза «Закончи слово»
В: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Закончи слово». Слова будут состоять из двух слогов, я буду называть первый слог, а вы – добавлять слог «ты».
Кус-ты, мос-ты, бол-ты, ко-ты.
А теперь давайте попробуем добавить слог «ды».
Са-ды, хо-ды, пло-ды, ря-ды.
В: Скажите, где в этих словах находится звук [ы]? (В конце слова.)
В: Ну что ж, ребята, пора отправляться на день рождения к Фее звуков. Посмотрите, на столе лежат геометрические фигуры и схема парохода. Давайте из фигур выложим пароход и поплывём к Фее в гости!
(Дети выкладывают пароход по схеме.)
Физминутка «Пароход».
От зелёного причала оттолкнулся пароход (прыжок на месте).
Он пошёл сперва назад (шаг назад,
А потом пошёл вперёд (шаг вперёд)
И поплыл, поплыл по речке (загребающие движения руками,
Набирая полный ход (ходьба на месте).
Обобщение и первичное закрепление знаний.
В: Вот мы и приплыли, ребята! Смотрите, нас встречает Фея звуков! Давайте поздороваемся с ней. (Здороваются.) Ребята, а Фея приготовила для вас угощение.
( Демонстрируются картинки: сыр, рыба, дыня).
Есть в этих словах звук [ы]? (Ответы.) А где он там живёт, в какой части слова? (В середине слова.)
В: Ребята, Фея пригласила на день рождения мудрую сову. Сова пришла с подарком. Она в честь дня рождения Феи издала указ о том, что звука [ы] в начале слова не бывает. И сочинила вот такое стихотворение:
Мы услыхали от совы
Что нет ни слова
на звук [ы].
А вы заметили, что звук [ы] в начале слова не живёт? (Ответы.)
В: А вот и ещё один гость: любимый друг Феи – ёжик Пых. Ребята, Фея просит вас звуками (фишками) выложить имя её друга – ёжика. Сколько звуков в слове Пых? Согласные звуки здесь твёрдые или мягкие? (Ответы.)
В: Ну что ж, ребята, пора дарить Фее подарок – звук [ы]. Только как же нам это сделать, ведь звук мы говорим и слышим. Можно ли звук потрогать, взять в руки? (Ответы.)
А что, если подарить хозяйке красного замка цветок из картинок со звуком [ы]? Вы согласны?
Посмотрите внимательно на лепестки с картинками. Что на них изображено? (Ответы.) Выбрать нужно те лепестки с картинками, в названии которых есть звук [ы], а затем, используя серединку, выложить из них цветок.
(Дети выкладывают цветок, выбирая лепестки с предметными картинками, в названии которых есть звук [ы]. Помочь закрепить лепестки.)
В: Вот и получился у нас цветочек! А какой он? Давайте подберём слова-признаки так, чтобы в них был звук [ы]. (Цветок какой? – красивый, волшебный, сказочный, огромный, необычный, весёлый,.)
В: Молодцы, ребята! Давайте поздравим Фею с днём рождения и подарим ей цветок. А теперь пора прощаться и возвращаться в детский сад. (Прощаются с Феей.)
В синем море пароход
С красною трубою,
Ты возьми меня домой -
Я хочу с тобою!
Мы по морю поплывём
В детский сад вернёмся
Там увидим мы ребят,
Ребятам улыбнёмся!
(Дети идут в хороводе.)
Вот мы и вернулись в детский сад.
Рефлексия.
В: Ребята, если вам понравился день рождения Феи, выберите картинку с солнышком. Если что-то не очень понравилось, выберите картинку, на которой солнышко выглядывает из-за тучки. Ну а если было неинтересно, выберите картинку тучки с дождиком.