Кумызова Евгения
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З] ФФНР в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«В ЗООПАРКЕ» Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков «С» - «З» (ФФНР, подготовительня группа)
ЦЕЛЬ. Дифференциация звуков «С» - «З» на уровне слога, слова, предложения, связного текста.
ЗАДАЧИ.
Коррекционно – образовательные.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З] ФФНР в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
1. Продолжать формировать представление о звуках речи : гласные, согласные звонкие и глухие.
2. Упражнять в звуковом анализе слова из четырёх звуков.
3. Упражнять в использовании предлогов «с», «из», «из-за», «из-под».
4. Закреплять представления о графическом образе букв: А, О, У, И, Э, Ы, С, З.
Коррекционно - развивающие.
1. Развивать фонематический слух через дифференциацию звуков «С» - «З».
2. Развивать мыслительную операцию «классификация» через игру «Четвёртый лишний».
3. Развивать мыслительную операцию «анализ» через звуковой анализ слова.
Корренкционно – воспитательные.
1. Воспитывать бережное отношение к природе, животным.
2. Воспитывать интерес к звучащему слову.
ОБОРУДОВАНИЕ. Схема характеристики звука; на магнитной доске изображение вольеров, обозначенных буквами «С» и «З»; набор картинок с изображением животных (змея, зебра, обезьяна, заяц, слон, лось, ослик, лиса, коза, ласточка); игрушка ласточка, звуковая линейка, набор фишек для звукового анализа слова, мяч. Раздаточный материал: карточка с рядом букв, красный и синий карандаш, фишки для звукового анализа слова.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Орг. момент. Педагог предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний» :
*Корова, лиса, собака, овца;
*Жаворонок, воробей, змея, синица;
*Морж, белый медведь, песец, слон.
Когда дети выбрали животных (лиса, змея, слон, педагог спрашивает: «Где можно встретить этих животных вместе» Конечно, только в зоопарке. И предлагает детям отправиться в зоопарк.
Артикуляционная гимнастика +изолированное произнесение. Проводится в виде «театра пальчиков и язычка»
Слова педагога Артикул. упражнение Движение пальчиков
Мы шагаем по дорожке «часики» 6 – 8 раз «шагаем» указательным и средним пальбчиками
Мы прыгаем по камушкам «качели» 6 – 8 раз движение правой ладонью вверх - вниз
Мы убираем камушки с дорожки
«щёточка» 6 – 8 раз
движение правой ладошкой вправо - влево
Мы оказались на горке «горка» уд. 8 – 10 сек. пальчики правой руки опущены вниз
Мы спустились с горки движение верхних зубов по язычку вниз правая ладонь выпрямляется
А вот и высокий забор, за которым находится зоопарк «заборчик» уд. 8 0 10 сек пальцы обеих рук показывают «заборчик»
В зоопарке слышны голоса зверей, то тихо, то громко шё потом: А – О – У - И
громко: А – О – У - И тактильно – вибрационный контроль
Около заборчика, под горой бежит по камушкам ручеёк шё поное произнесение: С-С-С-С-С… ТВК, затем пальчики показывают движение воды
А на берегу летают, звенят комарики громкое произнесение: З- З- З- З- З… ТВК, затем пальчиками показываем, как комарики летают
Сравнительная характеристика артикуляции звуков.
Педагог обращает внимание детей на то, что сейчас, рассказывая про дорогу в зоопарк, мы с вами произнесли разные звуки. Например, как звучали звуки А-О-У-И, нам что-нибудь мешало или нет? Предлагает рассказать об этом с помощью пальчиков. Дети загибают пальчики правой руки и рассказывают: «Губы не мешают, зубы не мешают, язык не мешает, поём их голосом, поэтому они гласные». Затем при движении правого кулачка сверху вниз, раскрываю кулачок и поизносят: «Гласные всегда красные».
Затем детям предлагается сравнить песенку водички и песенку комарика, ответив на вопросы по схеме:
*Какое положение занимают губы при произнесении этих звуков? (Одинаковое, в улыбке).
*Как расположены зубки? (Одинаково, чуть раздвинуты).
*Как расположен язычок при произнесении этих звуков? (Одинаково, выгнут как горка и кончик язычка прячется за нижние зубки).
*Чем же отличаются эти звуки? (При произнесении звука «С» горлышко спокойное, а при произнесении звука «З» горлышко вибрирует).
*Значит, как мы можем охарактеризовать звук «С? (Звук «С» согласный, глухой. Кроме того, он может быть как твёрдым «С», так и мягким «СЬ».
*Как мы можем охарактеризовать звук «З»? (Звук «З» согласный, звонкий. Кроме того, он может быть как твёрдым «З», так и мягким «ЗЬ»).
Звук – буква.
Детям предлагается изготовить билетики в зоопарк. Для этого у них на столах лежат заготовки карточек, на которых нужно найти знакомые буквы. Выполнить следующие задания.
Образец карточки:
А М З О В У З С И Ч С Э Х З Ы
С З
1. Возьми красный карандаш и обведи в кружочек буквы, обозначающие гласные звуки.
2. Возьми синий карандаш и обведи в кружочек все буквы «З».
3. Синим же карандашом подчеркни все буквы «С».
4. Посчитай, сколько раз ты нашёл букву «С», запиши эту цифру в квадратике рядом с буквой.
5. Посчитай, сколько раз ты нашёл букву «З», запиши эту цифру в квадратике рядом с буквой.
Дифференциация звуков на уровне слога + физминутка.
Войдя в зоопарк, дети у входа видят мяч. Потому что многие животные любят играть с мячом. И детям педагог предлагает поиграть с мячом в игру «Эхо». Дети встают в круг и играют, повторяя за взрослым слоги: СА-ЗА-ЗА, ЗО-СО-СО, СУ-ЗУ-ЗУ, ЗЫ-СЫ-СЫ, СЭ-ЗЭ-ЗЭ, ЗЯ-СЯ-СЯ, СЁ-ЗЁ-ЗЁ, ЗЕ-СЕ-СЕ.
Дифференциация на уровне слова + звуковой анализ слова.
1. Педагог обращает внимание детей на изображение вольеров на магнитной доске, которые обозначены буквами «С» и «З». Значит, в одном карьере должны находиться животные, в названии которых прячется буква «С», а в другом – буква «З». Сами же животные разбежались. Педагог даёт детям картинки с изображением животных и предлагает расселить их по вольерам. Дети раскладывают картинки, затем проверяют правильность их распределения.
2. Слова – паронимы. Педагог показывает детям картинку и говорит, что осталось ещё одно животное: коза. Можно ли её поселить в зоопарк? Нет, коза является домашним животным, и она живёт рядом с людьми, в сарае. Но коза просит нас поиграть с ней, вернее с этим словом «КОЗА». Вот послушайте и помогите закончить маленькую потешку: «Щиплет травушку КОЗА, косит травушку…» правильно, КОСА. Чем похожи эти слова: коза и коса? А чем они отличаются? (Дети отвечают, что в этих словах три одинаковых звука : К, О, А. Одним звуком они отличаются : звуки С и З). Педагог просит детей медленно произнести слово КОЗА, и открывает звуковую линейку. Затем спрашивает детей, в котором окошечке звук «З» меняется на звук «С»?
3. Звуковой анализ слова. После этого детям предлагается самостоятельно сделать на карточках звуковой анализ слова «КОЗА» и ответить на вопросы:
*Сколько звуков в слове «КОЗА»?
*Какого цвета первая фишка и почему?
*Какого цвета вторая фишка и почему?
* Какого цвета третья фишка и почему?
* Какого цвета четвёртая фишка и почему?
*Изменится ли схема слова, если мы его заменим на слово «КОСА»?
(не изменится, потому что оба звука : и «С», и «З» - твёрдые.
Упражнение с предлогами (грамматический строй речи).
Педагог показывает игрушку – птичку (ласточка, спрашивает детей, кто это, может ли она жить в зоопарке? Дети отвечают: «Да, ласточка просто может везде летать, и в зоопарке тоже». Сегодня ласточка предлагает вам поиграть с ней в игру, которая называется: «Скажи, где я». Нужно внимательно следить за ласточкой и говорить, где она спряталась, или откуда вылетела. Педагог прячет птичку, дети называют место, где она спряталась, например: «Спряталась за доску, вылетела из-за доски, спряталась под стол, вылетела из-под стола, спряталась в корзинку, вылетела из корзинки, спряталась за Мишу, вылетела из-за Миши, спряталась за ящик, вылетела из-за шкафа, и т. д.
Дифференциация звуков в связном тексте.
Педагог говорит детям, что наше путешествие подходит к концу, и предлагает рассказать, что они узнали про зоопарк. Вот послушайте:
«В зоопарке много разных животных. Некоторых привезли из разных стран: это слон, ослик, обезьяна, зебра. А в некоторых вольерах живут животные наших лесов, например, лиса, лось, заяц, змея. Работники зоопарка хорошо ухаживают за животными: кормят их, чистят вольеры. Многие мамы и папы приводят своих детей в зоопарк посмотреть на животных».
Детям предлагается ответить на вопросы по тексту:
1. Много ли животных находится в зоопарке?
2. Какие животные привезены из жарких стран?
3. Какие есть животные из наших лесов?
4. Как ухаживают за ними работники зоопарка?
5. Кто любит приходить в зоопарк?
6. Зачем взрослые и дети приходят в зоопарк?
Детям предлагается ещё раз прослушать рассказ и назвать из этого рассказа сначала слова со звуком «С», затем слова со звуком «З».
Рефлексия.
Дети отвечают на вопросы:
1. Куда мы сегодня совершили путешествие?
2. Какие звуки нам помогали в этом путешествии?
3. Чем похожи и чем отличаются эти звуки?
4. Что вам понравилось в путешествии?
5. Какие были трудности?
6. Смогли ли мы преодолеть эти трудности и как мы это сделали?
7. Расскажете ли вы маме об этом путешествии и что расскажете?