МААМ-картинки

Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [ш] и [щ] для старших дошкольников с ОНР

Шабунина Лидия
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [ш] и [щ] для старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [ш] и [щ] для старших дошкольников с ОНР III

Тема: дифференциация звуков [ш] и [щ].

Цель: вырабатывать дифференциацию звуков [ш] и [щ].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1) Формировать умения различать звуки [ш] и [щ] в слогах, словах, предло-жениях;

2) Развитие фонематического слуха на восприятие и различение звуков [ш] и [щ] в слогах, словах, предложениях, связных текстах.

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [ш] и [щ] для старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

4) Развивать навыки звуко - буквенного анализа и фонематического восприя-тия.

5) Различение букв Ш-Щ в слогах, словах, предложениях;

6) Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Коррекцuонно-развивающие:

1) Развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;

2) Развитие фонематического слуха;

3) Развитие мелкой моторики пальцев рук:

Коррекционно-воспитательные:

1) Воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

2) Развивать навыки работы в группе.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, ситуативные картинки, буквы-фигурки, счётные палочки, карандаши; раздаточные карточки с предложением для анализа и текстом «Даша и щенок Шарик».

Ход занятия

Этапы занятия Содержание

1 Организационный момент

Введение темы занятия

Л. : Ребята, послушайте слова: шапка, машина, камыш. Что общего у этих слов?

(В этих словах есть звук [ш]).

Л. : Послушайте чистоговорку. Назовите повторяющийся звук.

Ща-ща-ща – в реке поймали леща.

(Часто повторяется звук Щ).

Л. : Сегодня на занятии будем учиться различать звуки [ш]-[щ] и буквы Ш, Щ.

2 Артикуляционная гимнастика

Логопед вместе с детьми выполняет основ-ные артикуляционные позы для шипящих звуков: чашечка, лопата, вкусное варенье, отработка поз с выдохом.

Основная часть

3 Уточнение и сравнение артикуляции

(перед зеркалом)

Внимание детей обращается на то, что при произнесении звука [Ш] губы округляются и слегка выпячиваются вперед, язык (поднят) в форме чашечки за сомкнутыми зубами. При произнесении звука [Щ] язык опускается вниз, уголки губ плотно сжимаются.

Упражнение «Узнайте звук». Логопед без-звучно произносит звуки [ш]-[щ], а дети, ориентируясь на положение губ, угадывают произнесённый педагогом звук.

4 Сравнительная характеристика звуков [ш]-[щ] Обращается внимание детей на то, что звук [ш] - всегда твёрдый, в схеме всегда обозна-чаем синим квадратиком; звук [щ]- всегда мягкий, всегда обозначаем его зелёным квадратиком. Оба звука глухие, шипящие.

5 Сравнение букв Ш и Щ

Обсуждение схожих и отличающихся эле-ментов обеих букв.

а) «написание» в воздухе,

б) складывание из счетных палочек;

6 Развитие фонематического слуха

На доске картинки и буквы Ш, Щ.

Л. : Сначала надо назвать картинки со звуком [ш] и разместить их под буквой Ш, потом назовите картинки со звуком [щ] и прикрепите картинки под буквой Щ.

Логопед уточняет значение незнакомых слов.

Картинки: щётка, шапка, щепка, шар, каша, ящерица, камыш, калоши, овощи, клещи, уши, душ.

7 Физминутка.

1) Звук [ш] протяжно звучит, (руками раздувать шар.)

А [щ]- прерваться спешит (шар лопнул).

Звук [ш] можно тянуть (руки тянуть, как гармошку).

Звук [щ] спешит улизнуть (руки опустить).

2) Мяч подскакивает вверх. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Тише, тише, мяч устал,

Прыгать мячик перестал

И под парту закатился. (Ходьба на месте.)

Ну и мы за стол садимся. (Дети садятся за парты.)

8 Упражнение «Закончите слово» Л. : К данным слогам добавьте слоги ША или ЩА, назовите получившееся слово:

ПИ… (ЩА)

РО… (ЩА)

ГУ… (ЩА)

КА… (ША)

МА… (ША)

9 Развитие навыков образования прилагательных Логопед показывает картинки и задаёт вопросы:

-Этот человек спешит на работу. Какой он? (Спешащий.)

-Звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся с шипением. Значит, какие они? (Шипящие.)

- Бумага, которая шуршит. (Шуршащая бумага.)

-Фантик, который блестит. Какой он?

10 Дифференциация в предложении

Маша любит овощи.

В каком слове «спрятался» звук [ш] и [щ]?

11 Дифференциация в тексте

Л. : Послушайте рассказ.

Даше подарили щенка. Девочка назвала его Шарик. Шарик подрос и провожал Дашу в школу каждый день.

Ответьте на вопросы. а) Как Даша назвала щенка? б) Что умел делать Шарик?

Прослушивание пересказа.

12 Итоги занятия

Л. : Какие звуки и буквы мы учились различать?

- Чем отличаются звуки [ш]-[щ]?

(Ш – всегда твёрдый, Щ – всегда мягкий).

- Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? (У обеих букв три «зубца» — этим они похожи, но у буквы Щ есть петелька – этим она отличается от буквы Ш).

- Вы сегодня хорошо потрудились — молодцы!

13 Домашнее задание

Назвать картинки и определить, какой из звуков [ш]-[щ] в них «живет» (Кошка, мешок, щетка, вешалка, борщ, щенок).

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш" Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект НОД по дифференциации звуков [Ш] и [ Ж] «Белоснежка и гномы спешат на помощь!» в старшей группе Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении слов содержащих звук –Ж и Ж Развивать фонематический слух Автоматизировать и дифференцировать.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [ш] и [щ] для старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 14 мая 2020 в 12:57
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [ш] и [щ] для старших дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Шабунина Лидия (УИ 2145549) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД