Папки-передвижки

Конспект урока русского языка «Краткая форма имени прилагательного»

Григорьева
Конспект урока русского языка «Краткая форма имени прилагательного»

I. Организационный момент

Слайд 1.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(Т. Сикачева)

II. Введение в тему

У. Назовите выделенные слова. Определите, какой частью речи они являются?

Д. Золотое, голубое, вольный, маленький. Это имена прилагательные.

У. Что вы знаете об имени прилагательном?

Публикация «Конспект урока русского языка „Краткая форма имени прилагательного“» размещена в разделах

Д. Имя прилагательное – это часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам – ставятся в туже форму, что и имена существительные, от которых они зависят.

– В предложении имена прилагательные чаще всего являются определениями, а иногда – бывают сказуемым.

– По значению имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.

У. Опишите пейзаж, используя в своем рассказе, качественные имена прилагательные.

Слайд 2.

(Дети описывают пейзаж) (рисунок 1)

III. Новая тема

1. Знакомство с краткой формой качественных прилагательных

У. Перед вами предложения (запись на доске). Слайд 3.

– Прочитайте их. (Читает хорошо читающий ученик.)

Красивы розы в саду.

Ох, и ленив наш Коля!

Море сегодня спокойно.

Моя собака умна.

У. Назовите выделенные слова.

Д. Красивы, ленив, спокойно, умна.

У. Как вы думаете, это тоже имена прилагательные?

Д. Это тоже прилагательные. Они называют признак.

– Да это прилагательные : красивы розы и красивые розы. Они отвечают на один и тот же вопрос какие?

– Наверное, прилагательные. Только они какие-то другие. коротенькие. У них другие окончания.

У. Да, вы правы. Это прилагательные. Красива и красивая – это одно слово, но разные его формы. Красивая – полная форма, а красива – краткая форма. У нее другие окончания.

2. Образование форм полных и кратких прилагательных

У. Рассмотрите таблицу. Слайд 4.

Изменяются Прилагательные

полные краткие

по родам В саду цветёт красивая роза.

На окне сидит красивый кот.

Это красивое платье. Красива роза в саду.

Кот на окне красив!

Это платье красиво!

по числам В саду цветёт красивая роза.

В вазе стоят красивые цветы. Красива роза в саду.

Красивы цветы в вазе.

по падежам Я куплю красивую розу.

Мальчик гладит красивого кота.

Она пришла в красивом платье.

Здесь не продают красивых цветов. —

– Что можно сказать о кратких прилагательных? Чем они отличаются от полных прилагательных?

Д. И краткие и полные имена прилагательные изменяются по родам и числам.

– Полные прилагательные изменяются по падежам, а краткие нет.

3. Работа по учебнику

У. Выполним упражнение 1 с. 108.

Образуйте краткую форму прилагательного в мужском роде. Запишите формы прилагательных и выделите в них окончания.

Чистый –, гибкий –, удобный –, гордый –, звонкий – … .

У. Сравните основы краткой и полной форм. Что вы заметили?

Д. При образовании краткой формы качественного прилагательного мужского рода в их основах может появляться беглый гласный о или ё.

IV. Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

(Дети ходят на месте.)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

(Поднимают руки вверх, ставят их к плечам.)

Приседать и вставать,

(Приседают 4–6 раз.)

Прыгать и скакать,

(Дети прыгают.)

Читать и рисовать,

Новое узнавать.

(Возвращаются на места.)

V. Роль прилагательных в предложении. Слайд 5

У. Прочитайте предложения:

Утром река особенно красива.

На берегу реки росла красивая береза.

– Определите, каким членом предложения являются имена прилагательные.

Д. Утром река особенно красива. – Красива – сказуемое, т. к. можно проверить. Утром река была особеннокрасива.

– На берегу реки росла красивая береза. – Красивая – определение, т. к. отвечает на вопрос какая?и обозначает признак.

У. Правильно. Красива – это краткая форма качественного прилагательного. В предложениях эти прилагательные являются сказуемыми. Они все называют то главное, что говорится о подлежащем. В современном русском языке краткие прилагательные, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми.

VI. Закрепление

У. Рассмотрите репродукцию с картины Федора Александровича Васильева «Мокрый луг».

Слайд 6.

– Какое состояние природы изобразил художник?

Д. Темное, пасмурное небо, ветра нет.

– Как будто прошла гроза и скоро выглянет солнце.

У. Прочитайте, как описывают этот пейзаж Александр Кириллович Дитрих и Георгий Альфредович Юрмин. (Упражнение 1 с. 107)

Пейзаж

Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.

Все это мы видим на картине «Мокрый луг» русского художника Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником прост и прекрасен.

(по А. Дитриху, Г. Юрмину)

– Выпишите предложения с прилагательными в краткой форме и подчеркните их как члены предложения. Укажите их род и число, выделите окончания.

VII. Итог урока

1. Тест

У. С какой формой качественных прилагательных мы познакомились сегодня на уроке?

Д. С краткой формой качественных имен прилагательных.

У. Чтобы проверить, как вы усвоили тему урока, выполним тест: Слайд 7.

– Отметьте галочкой верные ответы

1) Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются

по родам и числам

по родам, числам и падежам

2) В предложении краткие прилагательные являются

сказуемым

определением

3) От этих прилагательных правильно образована краткая форма

умный – умен, умна, умно, умны

свеженький – свеженек, свеженька, свеженько, свеженьки

тихий – тих, тиха, тихо, тихи

У. А теперь проверим, как вы справились с заданием.

2. Домашнее задание

– Ребята, вы все хорошо работали, но чтобы закрепить полученные на уроке знания, дома вы выполните упражнение 4 на с. 109.

Физ минутка

1. Имя прилагательное обозначает предмет -

2. ___ действие -

3. ___признак +

4. Изменяется по числам, родам, падежам +

5. Качественное имя прилагательное может выражать признак в большей или меньшей степени +

6. Качественным именам прилагательным можно подобрать синонимы –

7. ___ антонимы +

8. От качественных имен прилагательных можно образовать прилагательные с суффиксами оват, еньк +

9. Качественные имена прилагательные не имеют краткую форму -

10. Имена прилагательные в краткой форме изменяются по родам, числам и падежам -

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение рода имени существительного» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года. Тема. Повторение рода.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка «Краткая форма имени прилагательного»
Опубликовано: 5 ноября 2022 в 15:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД