Лучший педагог года

Конспект ОД в старшей группе «Одежда наших предков»

Носкова Алёна
Конспект ОД в старшей группе «Одежда наших предков»

Цели: Закрепление полученных знаний, продолжать формировать представления о русских народных традициях и истории русского народного костюма.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными костюмами, особенностям их изготовления и применения. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме. Продолжать учить создавать орнаментальную композицию из символов. Упражнять в технике работы кистью.

Развивающие: Развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление, расширять кругозор, формировать эстетический вкус, творческое воображение.

Публикация «Конспект ОД в старшей группе „Одежда наших предков“» размещена в разделах

Речевые: Развивать связанную речь.

Расширить словарь: народный костюм, льняная ткань, рубаха – косоворотка, пояс, оберег, вышивка «крестом», мулине.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному костюму, женскому и мужскому, с русским традициям, любознательность.

Демонстрационный материал: Мужчина и женщина в русских народных костюмах; силуэты сарафанов с различными изображениями вышивок – оберегов, выполненные воспитателем; картинки из сказок с изображением людей и животных в русских народных костюмах; мольберты; картинки с изображением обуви (летней, зимней, лаптей); плетеные лапти; набор мулине.

Раздаточный материал: силуэты сарафанов, подставки под кисти, кисти, краски, стаканчики с водой, салфетки.

Методические приемы: беседа-диалог, рассказывание, игровая ситуация, рассматривание, русская народная игра, дидактическая игра, пение русской народной песни и частушек, физминутка, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход образовательной деятельности:

Все девочки и мальчики,

Проходите поскорей,

Будем петь да играть,

Старину вспоминать!

Сегодня мы поговорим о русском народном костюме – женском и мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Вспомните, из какой ткани в старину шили одежду?

(Льняной ткани

Да, из льняной ткани. А ткань делали из льняных нитей.

Подумайте, чем льняная ткань хороша?

(Хорошо, что эта ткань экологически чистая: нити, из которых ее ткут, спрядены из растения, изо льна; в одежде из этой ткани, зимой не холодно, а летом – не жарко, тело в ней «дышит»)

А чем плоха эта ткань?

(Плохо, что эта ткань быстро мнется и с трудом разглаживается)

Вспомните, какой цвет имеет натуральная неокрашенная льняная ткань?

(Белый)

В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтоб она не так мялась, ученые придумали добавлять к льняным нитям тоненькие искусственные нити. А в старину люди про лен слагали песни.

Дети исполняют песню «Ленок», выполняя движения по тексту.

Ребята, в старину, чаще всего в какие цвета окрашивали ткань из льна?

(Красный, желтый, голубой, коричневый)

Что означают эти цвета?

(Красный – тепло, праздник, радость; желтый – Солнце, богатство; голубой – символ Неба, молодость; коричневый – Землю – кормилицу)

Под русскую народную мелодию входит девушка в русском народном костюме.

К нам гостья пришла. Посмотрите, какая раскрасавица. Как в старину называли молодую девушку?

(Лебедушка, березонька, пава, ягодка)

А какими именами им давали в русских народных сказках?

(Василиса - Прекрасная, Марья-краса, длинная коса, Варвара – краса, Марья – искусница, Василиса - Премудрая)

А нашу гостью зовут – Марьюшка – свет Васильевна.

Раньше на Руси, была такая традиция, в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Вот и наша красавица собралась пойти на ярмарку.

А что за одежда одета на Марьюшке?

(Рубаха, сарафан, а на голове кокошник. Рубаха белая, сшита под горлышко с длинными рукавами. Очень длинный сарафан голубого цвета. На голове - красочный кокошник)

Когда девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались ее красотой и говорили: «А идет-то, а идет, как лебедушка плывет, говорит, словно реченька журчит» или «Как красива- величава, выступает будто пава», «Глаза васильковые, волосы словно лен, рученьки белые, а сама как лебедушка».

А на ярмарке уже гуляние во всю, в игры играют и нас зазывают.

Подвижная игра «Жмурки» (Фото 1)

Под русскую народную мелодию входит юноша в русском народном костюме.

А вот и русский молодец Иван, к нам пожаловал. Богатырь плечистый, в нем и сила, ум и храбрость. Во что одет Иван?

(Белая длинная рубаха, подпоясанная поясом, коричневые штаны, на ногах лапти

Старинные рубахи длинные и рукава у таких рубах тоже длинные, их закатывали. Не закатав такие рукава, работать, было невозможно. Именно и стех давних времен берет свое начало выражение «работать спустя рукава». Что означает это выражение, как вы думаете?

(Работать плохо, кое-как)

Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одета наши мальчики?

(Другая ткань, по другому сшита, ворот сбоку и без воротника, мало пуговиц)

А как называется рубаха с косым воротом?

(«Косоворотка»)

А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку.

Два котика, четыре хвостика.

(Лапти)

В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти.

Дидактическая игра «Зима – лето»

Ребята, куда же нам поместить лапти, к зимней или летней обуви? Давайте мы это выясним вместе.

Лапти очень легкая, мягкая обувь, ноги в ней «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Секреты плетения лаптей передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. Лапти плели из коры липы, липовые лапти. В таких лаптях ходили каждый день. А лапти из коры березы, берестяные, считались праздничными. Лапти можно сплести любого размера. А чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывались завязки. Летом лапти носили на намотанную портянку, а зимой еще и на теплые шерстяные носки. Ребята, так куда же мы поместим лапти?

(И в зимнюю и летнюю обувь)

Одно плохо – лапти быстро снашивались : летом за три дня, зимой за десять дней. Как вы думаете, почему лапти летом снашивались быстрее?

(Летом больше ходили и много работали)

Зато материал для лаптей был доступен всем. Если сходишь в лесок, то будешь в новой обуви ходить. В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти – это 22 февраля («На Никифора лапти плетут»). А пока лапти плели песни, да частушки напевали.

Исполняются частушки о лаптях.

Ребята, посмотрите внимательно на одежду наших гостей и скажите, чем же русский костюм украшен?

(Вышивкой)

А как называется это вышивка?

(Вышивка «крестом»)

По народному поверью, вышивка не только, украшала одежду, но и служила. Чем служила вышивка?

(Оберегом, защитой от злых сил)

А на какой вещи и в каком месте делалась вышивка?

(Рубаха – ворот и рукава, сарафан – середина и подол)

Что оберегает вышивка на рукавах?

(Оберегает руки, сохраняет их силу и ловкость)

А узоры на горловине и подоле, что оберегали?

(Оберегали легкое и сердце, не давали злой силе подобраться сверху и снизу)

Все узоры обереги вышивались разноцветными нитями. Современные мастерицы для вышивания используют нити, которые называются «мулине». Потрогайте, какие они мягкие и шелковистые, а какие они яркие и разноцветные.

Ребята, я предлагаю каждому из вас, выбрать себе сарафан понравившегося цвета и «вышить» кистью на сарафане оберег который он хочет (образцы предоставлены на мольберте и заранее рассматривались). А готовые сарафаны мы отдадим Марьюшке и Иванушке, чтоб они подарили своим подружкам.

Пальчиковая игра

Украшение сарафанов (Уточнить, у двух - трех детей, какой орнамент у них получился, какие использовались цвета и где его нанесли).

Кончил дело, гуляй смело! На Руси умеют не только трудиться, но и веселиться.

Русская народная игра «Плетень»

Пока мы с вами играли, ваши работы подсохли, и из них получилась выставка. Сарафаны на любой вкус. Есть сарафаны, в которых только в баню ходить. Есть, в которых, курей пугать. И есть сарафаны, в которых, на ярмарку да на гулянье ходить!

Дарят сарафаны гостям и прощаются с ними.

Молодцы, ребята, мы сегодня очень славно потрудились, все старались, были умными, добрыми, весело плясали и пели, в игры играли, красиво вышивали. И много нового узнали. А что же вы нового узнали?

Публикации по теме:

Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет)Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет) «Экскурсия в Борский краеведческий музей «Знакомство с экспозицией: Старинный уклад жизни наших предков». Фотоотчет. Цель: Посетить музей,.

Конспект НОД по развитию речи «Зимняя одежда» для старшей разновозрастной группыКонспект НОД по развитию речи «Зимняя одежда» для старшей разновозрастной группы Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная, социально-коммуникативная, физическая. Цель: развивать связную речь, расширять.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки» Цель: Приобщать детей к культуре донского народа, к традициям, любовь к народному национальному костюму. Задачи: - Познакомить детей с традиционной.

Конспект прогулки-наблюдения «Летнее разноцветье наших садовских клумб» в старшей группе детей с ЗПРКонспект прогулки-наблюдения «Летнее разноцветье наших садовских клумб» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект прогулки-наблюдения.

Конспект занятия по предметному миру «Одежда. Наш гардероб» для старшей группыКонспект занятия по предметному миру «Одежда. Наш гардероб» для старшей группы Задачи: формировать у детей представления о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов.» Цель: Углублять знания детей о диких животных.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Зима. Зимняя одежда»Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Зима. Зимняя одежда» Здравствуйте, ребята! К нам в садик пришло письмо, а от кого, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки,.

Лексико-грамматическое занятие «Что мы купим в магазине. Одежда» в старшей группе с ОВЗЛексико-грамматическое занятие «Что мы купим в магазине. Одежда» в старшей группе с ОВЗ Цель. Знать название и назначение отдельных видов одежды. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Расширить и конкретизировать представления.

Сценарий развлечения на основе национального компонента в старшей группе «Волшебный сундучок — богатство предков» Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение центр развития ребенка:детский сад №104 "Ладушка". Возрастная группа:.

Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда»Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда» Цель:Знакомить детей с назначением одежды. Развивать умение классифицировать виды одежды. Знакомить с профессиями портного и вязальщицы. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД в старшей группе «Одежда наших предков»
Опубликовано: 30 января 2020 в 13:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД