Елена Денисова
Конспект занятия по детскому экспериментированию для детей старшего возраста «Волшебная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
Цель: Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования
Задачи:
- Формировать знания у детей о свойствах воды, воздуха, бумаги.
- Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
- Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
Публикация «Конспект занятия по детскому экспериментированию для детей старшего возраста „Волшебная лаборатория“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Создание картотеки экспериментов и опытов
- Способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания.
Оборудование:
Зубочистки (5 шт., шприц, емкость с водой, бутылка с уксусом(9%, сода, чайная ложка, блюдце, воздушный шарик (2 шт., полиэтиленовый пакет, цветные карандаши, таз, таз с водой, бумажные цветы; 2 стаканчика, бумажные ладошки (желтого и синего цвета, пакет – посылка, аудиозапись с музыкальной игрой «Разноцветная игра».
Ход занятия
1. Оргмомент
Игровой приём
Воспитатель : Утром почтальон принес в сад «Чудесный пакетик» от профессора Удивляйкина.
Воспитатель: Этот пакетик волшебный, и кто с ним играет, тоже становится удивительным волшебником.
- Как вы думаете, кто такой волшебник (ответы детей)
Волшебник – это тот, кто умеет делать разные превращения, например: угадывать предмет с закрытыми глазами. Хотите стать волшебниками?
(детям предлагается назвать каждый предмет, поговорить о его назначении с помощью наводящих вопросов).
Игра - «Чудесный пакетик» - угадай на ощупь.
Воспитатель: Как узнали, что лежит в пакетике?
-Кто помог вам узнать предмет в пакете? (Руки)
-Какие волшебные у вас руки.
-Хотите посетить волшебную лабораторию?
-В волшебную лабораторию мы возьмем с собой предметы из чудесного пакетика. Давайте закроем глаза, посчитаем до трех: 1,2,3 - смотри!
-Я приглашаю вас в волшебную лабораторию. Сегодня я буду старшим волшебником, вы - моими помощниками, согласны?
-Давайте вспомним и назовем правила поведения в лаборатории :
(не разговаривать, ничего не трогать руками, ничего не пробовать на вкус, соблюдать осторожность, делать выводы)
Опыт 1:
«Звезда»
(Зубочистки (5 шт.) вода, шприц.)
Зубочистки надломить посередине, сложить их по кругу звездочкой, в шприц набрать воды, аккуратно влить воду между зубочистками, под воздействием воды их края начнут соединяться, получится - звезда.
Вывод 1: Причина этого явления заключается в том, что волокна дерева впитывают влагу и она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, его волокна «толстеют», они не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. Это явление называется капиллярность.
Опыт 2: «Удивительный пакет»
Пакет с водой, карандаши, таз
Вывод 2: Вода не выливается из пакета, т. к. он эластичный и растягивается. Эластичность полиэтилена не дает воде вытекать.
Опыт 3: «Водяные лилии»
(Бумажные цветы (по количеству детей, таз с водой)
Стих-ие:
Лилии жёлтые, белые, красные —
Звёзд разноцветный букет.
Будто в них плещется солнышко ясное,
Дарит им золота цвет.
Цветы, со сложенными лепестками, опускаем в таз с водой, ждем, когда они раскроются.
Вывод 3: Вода проникает через поры бумаги, заполнив дно бумажного цветка, она давит на сгибы и заставляет лепестки раскрыться.
Музыкальная пауза: «Разноцветная игра»
Опыт 4: «Самостоятельный шарик»
Загадка:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
(Воздушный шарик, сода, уксус, бутылка, воронка, чайная ложка)
Описание опыта:
В бутылку наливаем уксус, в шарик, с помощью воронки, насыпаем соду (1 ч. ложку, аккуратно надеваем шарик на горлышко бутылки, поднимаем шарик вверх, сода высыпается, происходит реакция и шарик надувается.
Вывод 4: При взаимодействии соды и уксуса образуется углекислый газ, он и надувает шарик.
Опыт 5: «Липкий стакан»
Загадка:
Он умеет раздуваться.
Важно — не перестараться.
Лопнет быстро он тогда.
Будет плакать детвора.
(2 стакана, шарик.)
Шарик опускаем в стакан, и начинаем надувать шарик, стакан прилипае к шарику. Тоже проделываем с двумя стаканами (шарик располагаем между стаканами)
Вывод 5: При надувании шарика часть, которая находится под стаканом, распрямляется. Это уменьшает объем, занятый шариком в стакане. Освободившееся в стакане место остается незаполненным, давление внутри стакана резко понижается. Давление снаружи больше, поэтому стаканчик не падает.
Рефлексия:
Ребята, перед вами на столе лежат жёлтые и синие ладошки, давайте покажем, кто и как занимался на занятии. Жёлтую ладошку поднимает тот, кто внимательно слушал, не отвлекался, отвечал на вопросы, выполнял задание. Синюю ладошку поднимает тот, кто отвлекался, не слушал, перебивал воспитателя, не выполнил задание.
Итог:
Воспитатель: - Где мы сегодня с вами были?
- Что делали?
- Что вам запомнилось и понравилось?
-Вы были хорошими помощниками и умелыми волшебниками, профессор Удивляйкин прислал вам в подарок – шарики!