Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Ирина Казакова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему : «Как жили люди на Руси»

Цель: Познакомить детей с жизнью,бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта, их назначением;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах

Систематизировать знания детей о русской национальной одежде, мужской и женской.

Развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей исконно– русскими словами: предки, летопись, люлька, ухват, ручник, кичка и др. ;( (русская печь, прялка, сито, лапти, ухват, туесок, чугунок, самовар, сундук).

Формировать интерес к произведениям устного народного творчества- русским народным сказкам, закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам иллюстраций

Воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Материал:

демонстрационный: мультимедиа; русский народный костюм, русские женские головные уборы, богатырский шлем; клубочек ниток; видеофильм «Как жили люди на Руси»; аудиозаписи древней славянской музыки, звучания музыкальных инструментов (балалайка, гусли, свирель, жалейка, скрипка);

раздаточный: дидактические игры - разрезные картинки

Предварительная работа:

посещение мини-музея ДОУ «Русская изба»; рассматривание иллюстраций (слайдов) русской избы, народного костюма, обуви; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о Родине, заучивание пословиц, поговорок, закличек; рисование, лепка на тему народных художественных промыслов; проведение дидактических игр.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое

развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия

Организация деятельности детей:

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, да желанные!

Проходите, поудобнее располагайтесь.

Да присаживайтесь

Что означает слово «здравствуйте»?

- Правильно, это означает, будьте здоровы! Мы с вами пожелали друг другу здоровья:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине.

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

«Сядем рядком, да поговорим ладком».

Введение в тему

- Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.

Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре)

(дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь, самовар)

- Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? (о жизни на Руси, как жили в русской избе)

- Почему вы так решили? (рассуждения детей)

II. Основной этап

- Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы все вы знать могли о делах родной земли.

1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном)

- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вам необходимо рассказать, о чем он и что нового вы из него узнали?

(просмотр видеофильма, во время которого переодеваюсь в русский народный костюм и выхожу к детям)

2. Беседа с детьми

- О чем же фильм? Что нового вы из него узнали? (ответы детей)

- Вот и я преобразилась. Что это на мне? (русский костюм)

Воспитатель: -Посмотрите, в чем я одета? Что за костюм на мне?

- Правильно, это русский народный костюм.

- Скажите, а как называется платье без рукавов (сарафан)

- А блузка? Рубаха.

- А теперь давайте посмотрим, как одевались мужчины в старину.

Показ слайда мужского костюма

- Мужская рубашка называлась косоворотка. Как вы думаете, почему?

- Штаны назывались порты, голове картуз, а на ногах лапти.

Проблемная ситуация (дети встали полукругом около стола)

- Внимательно посмотрите и скажите, костюм полный или чего-то в нем не хватает? (не хватает головного убора)

3. Игра «Подбери головной убор»

(предлагается кичка, богатырский шлем, лента, кокошник)

- Помогите подобрать головной убор, который по-вашему мнению подойдет для моего костюма ( обсуждаются варианты: лента для девушки, шлем для богатыря, кичка, кокошник)

- И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу.

Замечают клубок ниток

- Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать)

- Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу.

- Дорога длинная, пока будем идти за клубочком, поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки:

4. Физминутка

Мальчики:

Мы работали, устали, (косят траву)

Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)

Пояском их подвязали.

Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки)

На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед)

Девочки:

А мы тоже наряжались, (руки в бока)

В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают)

Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.

Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,

Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.

- Вот мы и пришли к избе.

Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли? (постучаться)

- Милости прошу, гости дорогие! (дети прошли в избу и сели)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что в избе было самым главным?

- Послушайте мою загадку и отгадайте:

Кто знает эту сказку с детства,

Поймет, о чем я говорю.

Какое транспортное средство

Емелю привезло к царю? (Печь)

(Слайд.)

Послушайте стихотворение о печке:

Русской печки нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

Воспитатель: Да, ребята, печь-это сердце дома! Печь кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. Вставала хозяйка поутру, так первым делом начинала растапливать печку.

Печка – деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем могла накормить печь своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги).

«Хороши щи из русской печи».

Воспитатель: Русская печь упоминается во многих русских сказках. Я буду загадывать, а вы отгадывайте, как называется сказка.

Мишка по лесу идет

Короб на спине несёт.

Внучка Маша напекла- пирожков

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела…

«Маша и медведь». (Слайд).

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала…

«Гуси-лебеди». (Слайд).

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушел.

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

«Колобок». (Слайд).

Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

«По щучьему веленью…». (Слайд).

Воспитатель: А еще в избе было много предметов-помощников, а какие – мы сейчас увидим:

1. «Чугунок» (Слайд).

У печи стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен

В нем приготовить можно ужин.

Правильно- это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он очень тяжелый т. к. сделан из чугуна (железа). Особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

2. «Ухват» (Слайд).

Рогат, а не бодает,

Не ест еду, а хватает.

Схватит- отдает,

Сам в угол идет.

Возле печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок из печи со щами и кашей.

3. «Самовар». (Слайд).

И шипит он, и кряхтит,

Воду быстро кипятит.

Он наелся угольков

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает

Кипяточек наливает.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал СИМВОЛОМ добра, домашнего уюта и семейного покоя.

4. «Прялка». (Слайд).

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет.

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает.

Долгими зимними вечерами хозяйка на ней пряла пряжу. А из неё затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

5. «Колыбелька». (Слайд).

Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка? Кто-нибудь знает колыбельную песенку?

6. «Сундук» (слайд)

Прячет бабушка там вещи-

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут …сундук

6. Контрольные вопросы

- Из чего строили жилище наши предки? (из дерева, бревен)

- Как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен? (избой)

-В наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки?

-Для чего нашим предкам нужна была печь? (обогревали жилище, готовили еду)

- Как называли печь в народе и почему? («кормилицей», на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку; на печи можно было спать)

- Найдите в избе предмет, который был необходим при работе у печи? Для чего он служил? (ухват, доставать горячий горшок)

- С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для народных сказок.

- Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)

- Рядом с печкой находилась люлька с младенцем. Как вы думаете, почему? (чтобы малышу было тепло)

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группе «Гуково — моя малая Родина». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни» По знакомить детей со свойствами камня Цели и задачи : 1. тяжёлый, лёгкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). Использование.

Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды»Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы «Что мы знаем о рыбах» Задачи: Образовательные: -Закреплять знания об обитателях воды-рыбы; -Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наши помощники — электроприборы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наши помощники — электроприборы» Задачи: Закрепить с детьми понятия: «электричество», «электрический ток». Уточнить и расширить знания о бытовых электроприборах. Закрепить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В гостях у бабушки Авдотьи. Домашние животные» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема :"Домашние животные". В гостях у бабушки Авдотьи. " Цель:Обогащение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Всемирный день приветствий» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Всемирный день приветствий» Цель занятия: воспитать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как жили люди на Руси»
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 18:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД