Юлия Алаторцева
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие в страну Граматию»
▼ Скачать + Заказать документы
по подготовке к обучению грамоте
«Путешествие в страну Граматию»
Составила и провела:
учитель - логопед
Алаторцева Ю. Е
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: „Путешествие в страну Граматию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Возраст детей: 6 -7 лет (подготовительная группа).
Продолжительность занятия : 25 – 30 мин.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.
Цель: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».
Задачи:
Обучающие :
• Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
• Упражнять в дифференциации изученных звуков.
• Упражнять в звуковом анализе слова.
• Закреплять обобщающие понятия.
• Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением.
Развивающие:
• Развивать фонематический слух.
• Обогащать словарный запас детей.
• Развивать внимание и воображение детей.
• Развивать связную речь (монологические и диалогические формы).
• Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
• Воспитывать любознательность, творческую активность.
• Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение.
• Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Методы и приемы:
Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрации.
Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: Сюрпризный момент, игра.
Предварительная работа: Написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
Словарная работа: Алфавит, слово, слог, гласный звук, согласный звук, буква.
Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Форма проведения: Игровая.
Используемые современные технологии: Здоровьесберегающие.
Оборудование:
• Карта страны.
• Картинки с изображением предметов.
• Смайлики.
• Светофорчики для звукобуквенного анализа.
• Мантия для Грамоты.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Дети заходят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг с другом и с тем, что нас окружает.
– Здравствуйте!
– Здравствуй, небо! (Руки вверх.)
– Здравствуй, земля! (Присесть, руки вперед.)
– Здравствуйте, мои друзья! (встать, руки вперед.)
– 1, 2, 3, 4, 5 (Загибают пальчики на обеих руках.)
– Вместе мы в кругу опять.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествия?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Граматию. В стране Граматии царствует волшебница Грамота. У меня есть карта этой страны, но так как это волшебная страна, то чтобы нам туда попасть, необходимо выполнить задание. И первое задание, как называется наше занятие?
Катя: Наше занятие называется обучение грамоте.
Воспитатель: А наш веселый колокольчик зовет нас присесть за столы, чтобы отправиться в путешествие.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Посмотрите, ребята мы с вами оказались в стране Граматии.
И первый город называется Алфавитинск.
Воспитатель: Что такое алфавит?
Женя: Алфавит – это набор букв.
Воспитатель: Как вы думаете, кто живет в Алфавитинске?
Лиза: Здесь живут буквы.
Воспитатель: А что такое буквы?
Илья: Буква это символ обозначающий звук на письме.
Воспитатель: Чем буква отличается от звука?
Алеша: Буквы мы видим и пишем.
Воспитатель: Вот мы и вышли из первого города, и попали во второй город, который называется Звукоград. Как вы думаете, кто здесь живет?
Женя: Здесь живут звуки.
Воспитатель: Что такое «Звук»?
Варя: Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Маша: Гласные и согласные.
Воспитатель: Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились.
Костя: А, О, И, У.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть с гласными звуками. "Сломанный телевизор"
Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции и показывают соответствующий значок.
Воспитатель: Назовите согласные звуки, с которыми мы познакомились.
Ксюша: П, Т, К, М.
Воспитатель: Я еще с вами хочу поиграть. Придумайте слова с этими звуками.
Дети придумывают слова.
Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
Игорь: Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Воспитатель: В городе Звукограде есть три дома: Красный, Зеленый и Синий.
Как вы думаете, какие звуки живут в красном доме?
Ксюша: В красном доме живут гласные звуки.
Воспитатель: Какие звуки живут в синем доме?
Варя: В синем доме живут твердые согласные.
Воспитатель: Какие звуки живут в зеленом доме.
Арина: В зеленом доме живут мягкие согласные.
Воспитатель: А сейчас, ребята, определите первый звук вашего имени, возьмите соответствующую фишку со звуком и поселите в домик.
Дети подходят по очереди к доске расставляют буквы в домики.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Теперь выйдя из города и попасть в другой город нам надо пройти «Словесный лабиринт». Из чего состоят слова?
Катя: Слова состоят из слогов.
Воспитатель: Как мы определяем количество слогов в слове?
Даша: Можно определить хлопками, сколько хлопков столько и слогов.
Воспитатель: А есть правило, сколько в слове гласных, столько и слогов. Посмотрите у нас в лабиринте много слов, давайте посмотрим, какие это слова длинные или короткие? Слова: книга, карандаш, азбука, ручка.
Дети разбирают слова на слоги.
Воспитатель: А звуки у нас такие вредные, что то и дело попадают в словесный лабиринт, то в начало, то в середину, то в конец слова.
Воспитатель: Игра - «Определи место звука [К] в слове» :
Книга, карандаш, букварь, ручка.
Воспитатель: Итак, по лабиринту мы с вами попали в «Зеркальный город сказок».
Физминутка:
Теперь немного отдохнём,
Физминутку проведем.
Все сейчас тихонько встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.
Воспитатель: Ребята, Волшебница Грамота узнала, что мы путешествуем по ее стране и решила проверить, хорошо ли вы усвоили грамоту, и подготовила вам задание. Отгадайте загадку:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
Вика: Это книга.
Воспитатель: Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга».
Дети работают самостоятельно, один ребенок у доски.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, первый звук в слове КНИГА.
Лиза: Звук [к].
Воспитатель: Кто даст характеристику этому звуку?
Ксюша: Звук [к] – согласный, твердый, глухой.
Воспитатель. Какого цвета круг мы подберем для этого звука?
Вика: Для этого звука синего цвета круг.
Появляется волшебница Грамота.
Грамота : Здравствуйте, ребята, я волшебница Грамота. Понравилось ли вам путешествовать по моей стране?
Дети: Да.
Грамота : Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
Ответы детей.
Грамота : Ребята, а у вас на столах лежат смайлики, но они разные. Посмотрим. Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть). Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если трудно – грустного.
Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили мою грамоту, но я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее, и хочу подарить вам Букварь, а мне пора с вами прощаться. До свидания!