Лучший педагог года

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Состояние воды  — снег, лед»

Елена Жалыбина
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Состояние воды  — снег, лед»

Цель: Ознакомление и закрепление свойств и состояний воды (снег, лёд) и их взаимодействие друг с другом.

Задачи:

Обучающая:

- Учить отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять, сравнивать, делать самостоятельно выводы.

- Научить узнавать и характеризовать свойства воды и её состояния.

- Познакомить со словом «Исследователи» и дать ему характеристику.

Развивающая:

- Развивать тактильную чувствительность, логическое мышление, познавательную деятельность.

Воспитательная:

Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в средней группе „Состояние воды  — снег, лед“» размещена в разделах

- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, чувство сопереживания и сострадания, чувство помощи для сказочных персонажей.

Методические приё мы: игровая ситуация, решение проблемной ситуации, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».

Словарная работа: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твердый.

Оборудование: баночки с гуашью, пластмассовые стаканчики, вода, письмо, снеговик, формочки, тазы со снегом и льдом.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры со снегом. Чтение и разучивание стихотворений «Зима» И. Сурикова, «Разукрасила зима» М. Пожарова и др., рассказывание русской народной сказки «Снегурочка», игры-экспериментирования со снегом.

Ход:

Дети на прогулке играют в игру «Снежинки».

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Вдруг откуда-то неожиданно подул сильный ветер и поднял снежинки. (Снежинки встают и начинают бегать)

А потом всё тише и тише дул ветерок. И вот, наконец, стих. (Снежинки садятся на пол). На столе лежит снежинка, дети поднимают ее, а под ней письмо. Ой, письмо, какое оно холодное. (Дети прикасаются рукой к письму.)

Воспитатель: Интересно, откуда могло к нам прийти такое холодное письмо?

Дети: С улицы, с мороза, С Севера и т. д.

Воспитатель: А давайте откроем письмо и прочитаем (открывают письмо, воспитатель читает) :

Нос морковкой, чёрненькие глазки

Он пришёл из зимней сказки.

Он стоит, качается, вправо, влево наклоняется.

Он ростом невелик.

Кто же это…

Дети: (Снеговик).

Воспитатель: «Ребята, я очень рад, что теперь мы с вами будем дружить каждый день. Ваш друг Снеговик». А, кто это такой Снеговик?

Дети: (Разные ответы детей)

Воспитатель: А почему он пишет, что теперь будет дружить с вами каждый день?

Дети: Потому что наступила зима, холодно, много снега…

Воспитатель: А почему его назвали Снеговик?

Дети: (Разные ответы детей. Приходят к выводу, что его зовут Снеговик, потому что он из снега)

Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, что-то холодом потянуло от горки… (дети обсуждают, кто это может быть? Затем предлагают пойти и посмотреть.

(Идут к горке и смотрят за неё. И находят слепленного снеговика из снега). Дети: Ура, Снеговик.

Снеговик : Привет девчонки и мальчишки. Я так по вам соскучился. Жалко, что я могу с вами дружить и играть только зимой. (Ответы детей).

Я волшебной палочкой покручу и в исследователей всей детей превращу. Надо узнать, почему снеговик может с нами играть только зимой.

Опыт 1.

Дети подходят к столу, где стоит кувшин с водой, и тазы со снегом и льдом. Сначала исследуют первый таз с водой. Дети смотрят, трогают воду рукой. Затем делают выводы с помощью наводящих вопросов.

Какая вода? (Даётся характеристика свойств воды : прозрачная, без запаха, может переливаться в ёмкости). Прозрачная. А как мы можем это проверить? (Дети дают разные варианты ответов) А если бросить камушки в воду. Что получится? Их видно. Они утонули. (Дети сами делают вывод, Затем берут лейку, набирают воду и выливают обратно в таз. Вода льется, значит она какая? Жидкая. Потом дети переливают воду из одного стакана в другой, в кастрюлю, таз. Делают вывод: вода может принимать форму любой ёмкости.

А теперь мы поднесём воду к носу, что-нибудь почувствуем? Нет.

Значит, вода не пахнет, она не имеет….Запаха.

Молодцы. Далее дети подходят к тазу со снегом и льдом. Если мы потрогаем снег, то какой он? Рыхлый, холодный, белый. (Дети дают разные ответы) А лёд какой?

Холодный, мутный, твёрдый. (Дают разные ответы)

А давайте попробуем в воду положить снег. (Дети берут одноразовые стаканы и ложки). Что случилось? Снег стал мутным, начинает таять. Вода становится непрозрачной, холодной. (Дети сами делают выводы). Совершенно верно мои исследователи. А если мы соединим воду со льдом, что произойдёт? (Дети дают разные ответы). Вода опять непрозрачная, холодная. Её становится больше. А куда исчез лед (растаял). Опыты мы с вами провели, но это же надо зафиксировать на бумаге, наши результаты.

Дети рисуют с помощью символов.

Вода прозрачная, без запаха, жидкая. Что произошло со снегом при взаимодействии с водой. Он растаял, темнеет, вода холоднеет, увеличивается в объёме, становится непрозрачной. Лед при взаимодействии с водой таит, вода холоднеет, становится непрозрачной, увеличивается в объёме. А если соединить снег и лёд, то ничего не будет.

Опыт 2.

Снеговик приносит в группу льдинку : «Этот кусочек льдинки я взял с замёрзшей лужи. Посмотрите, какой он красивый!»

Вопросы воспитателя: «Каким цветом льдинка? (Прозрачная). Какая она на ощупь? (Холодная, гладкая, скользкая, твёрдая). Что происходит с льдинкой, когда мы её трогаем руками? (Тает). Почему она тает? (От тепла наших рук).

Почему образовался лёд на луже? (Вода замёрзла в холодную погоду)».

Объяснение: «Такую льдинку сделал мороз. А мы с вами можем изготовить цветные льдинки. Для этого нужно выбрать любую формочку. Раскрасить воду в понравившийся цвет. Налить эту воду в формочку».

Вопрос: «Что нужно сделать, чтобы вода замёрзла? (Вынести формочки на улицу). Какая погода должна быть на улице? (Морозная). Где ещё можно заморозить воду? (В холодильнике).

В конце прогулки дети рассматривают получившиеся льдинки: «Почему льдинки цветные? (Из цветной воды). Когда могут растаять льдинки? (При тёплой погоде).

Вывод. «Вода замерзает на холоде и превращается в лёд».

Через день мы с вами посмотрим, что произойдет с окрашенной водой в формочках. Получаем розовые и синие льдинки. Воспитатель предлагает детям сделать для Снеговика торт с разноцветными льдинками? Дети делают торт из снега и украшают торт льдинками.

Снеговик : Ребята спасибо Вам большое за торт и интересные эксперименты. Мне было очень интересно.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе «Почему тает снег»Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе «Почему тает снег» Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе "Почему тает снег" Цель: Формировать знания детей о.

Конспект ООД по экспериментированию в средней группе «Снег и его свойства»Конспект ООД по экспериментированию в средней группе «Снег и его свойства» Конспект ООД по познавательному развитию (экспериментирование) в средней группе «Снег и его свойства» Программное содержание: Продолжать.

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник» Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Конспект открытого занятия по экспериментированию «Волшебная водичка» в средней группеКонспект открытого занятия по экспериментированию «Волшебная водичка» в средней группе Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Расширять знания о воде. Задачи: Образовательные: Познакомить.

Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе «Снег и его свойства»Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе «Снег и его свойства» Цель: Ознакомление детей со свойствами снега. Задачи: Образовательные • Способствовать расширению знаний о свойствах предмета (подвести.

Конспект занятия по экспериментированию с водой и бумагой в средней группеКонспект занятия по экспериментированию с водой и бумагой в средней группе Конспект занятия по экспериментированию с водой и бумагой в средней группе. Цель: познакомить детей с основными свойствами воды, бумаги.

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства снега и льда»Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства снега и льда» Занятие-экспериментирование в средней группе «Снег и его свойства» Цель: помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды»Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды» Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды. Основные задачи: Продолжать знакомить детей с явлениями природы, расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Состояние воды  — снег, лед»
Опубликовано: 3 октября 2023 в 18:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД