Татьяна Хованских
Конспект занятия «Загадки воздушного шарика Летунчика» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Загадки воздушного шарика Летунчика» в старшей группе
Составила воспитатель Хованских Татьяна Николаевна
МБДОУ «Детский сад №14 «Золотая рыбка»
Программное содержание:
Познавательное развитие:
закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы,
Публикация «Конспект занятия „Загадки воздушного шарика Летунчика“ в старшей группе» размещена в разделах
объяснить свойства воздуха и его роль в жизни человека, связь с живой природой, формировать интерес к экспериментальной работе.
Речевое развитие: развивать речь, обогащать словарь детей.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать взаимопомощь,
дружелюбие.
Физическое развитие:
воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование:
различные пластиковые бутылочки, пипетки, пёрышки, салфетки, пропитанные запахом духов.
Ход занятия.
В группу влетает воздушный шарик.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Воздушный шарик.
Воспитатель: Да это воздушный шарик и зовут его Летунчик. Как вы думаете, откуда он прилетел? О чем хочет нам сегодня рассказать?
Летунчик принес нам свою любимую загадку, давайте попробуем ее
отгадать.
-Такой большой, что занимает весь мир.
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
Дети: Воздух.
Воспитатель:
- Правильно, это воздух! Почему он невидимый? (Он прозрачный.) - Как его за это качество называют? (Невидимка.)
- А где он находится? (Ответы детей.) Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих.
- А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле.
- А чем вы вдыхаете воздух? (Носом.)
Опыт 1:
- Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук.) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.)
Опыт 2:
Воспитатель раздает детям разные бутылочки, предлагает
приставить их к нижней губе и подуть в горлышко. Затем подуть в свисток, в дудочку.
- Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.) А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой и т. п.) А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «к», «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим, друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Опыт 3:
- А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха. А теперь возьмите салфетки и подышите носом возле них, понюхайте, чем пахнет. (Ответы детей.) Что можно теперь сказать? (Воздух растворяет запахи.)
- Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.
Физкультминутка.
Ветер тихо клён качает.
Вправо-влево наклоняет.
Раз наклон, два наклон –
Зашумел листвою он.
Дети выполняют движения согласно тексту.
Воспитатель:
- А ещё, ребята, воздух сильный, упрямый – он может двигать предметы.
Опыт 4:
- Возьмите пипетки. Из чего они состоят? (Резиновый колпачок и стеклянный цилиндр.) Сожмите пальчиками правой руки колпачок, а любой пальчик левой руки подставьте к концу цилиндра и разожмите колпачок. Что вы почувствовали? (Струю воздуха.) А теперь снова сожмите колпачок и разожмите возле пёрышка. Что получилось? (Пёрышко сдвинулось.) Вспомните, где используется это свойство воздуха? (Мяч, воздушный шарик, шина, пылесос.)
Воспитатель: А какие загадки вы знаете про воздух?
1. Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
2. Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет.
3. Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?
4. Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его.
Воспитатель:
- А теперь послушайте стихотворение «Прозрачный невидимка».
Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребенок.
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
Воспитатель:
- Ребята, так что же такое воздух? Какими свойствами он обладает? Как связан с живой природой? Почему летают воздушные шарики и мыльные пузыри? Молодцы, ребята! Много узнали и запомнили! А теперь поиграем в игру «Кто надует самый большой мыльный пузырь».
Игра «Мыльные пузыри».