Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «Зимующие птицы»

Наталья Хоменко
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «Зимующие птицы»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

для детей с нарушениями речи

(комбинированной направленности)

(развитие диалогической речи: умение задавать вопросы).

Хоменко Наталья Александровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

г. Москва 2019 г.

Тема: «Зимующие птицы» для детей с ОНР (старшая комбинированная группа)

(развитие диалогической речи: умение задавать вопросы)

Программные цели и задачи:

1. Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».

2. Развивать грамматический строй речи :

- правильно употреблять форму дательного падежа, форму родительного падежа существительных в единственном числе, форму единственного и множественного числа творительного падежа;

- закрепить умение подбирать глаголы к существительному;

- закрепить употребление в речи простых предлогов –В; -НА ;

- Продолжать упражнять в образовании сложных слов (прилагательных).

- Продолжать развивать диалогическую речь детей: умение задавать вопросы (с помощью опорных схем).

3. - Развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать общую моторику; координацию движений;

- развивать мышление, творческую фантазию.

4 - Формировать навыки:

- доброжелательности, сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом;

- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.

Предварительная работа:

- Уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы»;

- чтение произведений, беседы;

- дидактические игры, загадки;

- игры на развитие диалогической речи.

Оборудование:

мультимедийные средства обучения, презентация к занятию;

предметные картинки с изображением зимующих птиц;

с/к «Зимний лес» (по закреплению предлогов);

шапочки птиц;

п/к -схема по теме «Зимующие птицы»;

Лексический материал: ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т. д.

I. Организационный момент.

Федор Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

II. Вводная беседа

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в зимний лес.

- А вот и следы охотника, которые нам помогут пройти по глубокому снегу. - развитие координации.

- Кого мы можем встретить в зимнем лесу? (Мы можем встретить диких животных, зимующих птиц).

- Каких зимующих птиц вы знаете?)

- Почему их называют зимующими? (Потому что эти птицы остаются с нами зимовать.)

- Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку? (Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться.)

- Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь!

- А вот какие птицы остались зимовать у нас, мы сейчас узнаем.

1. «Узнай по части тела птицу, которая живет в этом лесу» (+ слайд с частями тул. птиц) + предметные картинки птиц.

- В этом лесу живет синица. (+ картинка)

- Как ты догадался? (Потому что у синицы желтая грудка.)

- Значит синица какая? – (Синица желтогрудая.)

- В этом лесу живет снегирь. (+ картинка)

- Как ты догадался? (Потому что у снегиря красная грудка, черные крылья.)

- Снегирь какой? (Снегирь красногрудый; чернокрылый)

- В этом лесу живет дятел. (+ картинка)

- Как ты догадался? (Потому что у дятла красная головка (длинный клюв).)

- Значит дятел какой? (- Дятел красноголовый. (длинноклювый)

- В этом лесу живет сорока. (+ картинка)

- Как ты догадался? (Потому что у сороки белые бока (длинный хвост).

- Сорока какая? (Белобокая (длиннохвостая)

- В этом лесу живет сова. (+ картинка)

- А ты как догадался? (Потому что у совы большие глаза.)

- Сова какая? (Сова большеглазая).

- В этом лесу живет ворона.

- Как ты догадался? (Потому что ворона черная, у нее острый клюв)

- Ворона какая? (остроклювая, чернокрылая)

2. «Что хорошо, что плохо»

- Тяжело птицам зимой. А почему? … потому что холодно, голодно)

- А что страшнее птицам голод или холод? (Голод. Если птичка сыта – тепло ей под пухом и перышками.)

- Как помогают птицам зимой люди? (Люди их подкармливают, строят кормушки)

- Ребята, кто из вас подкармливает птиц? ….

- А сейчас посмотрите на картинки (+ СЛАЙД ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО) и скажите, что хорошо для птиц, что плохо.

3. «Кого чем угостим?» (+карточки с угощением) образов. Р. п., Т. п.

- Мы с вами тоже принесли птицам угощение. Но прежде давайте подумаем и решим, чем и кого можно угостить.

-«Я угощу салом (пшеном, семенами подсолнечника) синичку».

- «Я угощу рябиной (калиной) снегиря».

- «Я угощу шишкой дятла».

- «Я угощу пшеном (ест все) сороку.»

- «Я угощу мышкой сову»

- «Я угощу зерном (ест все) ….ворону.

4. «Кто как поет?» (слайд с голосами птиц) (Р. п., подбор глаголов)

- Птицы наелись и весело начали подавать свои голоса. (СЛАЙДЫ)

- Голос кого ты слышишь? (Я слышу голос вороны. Ворона каркает)

- --- (Я слышу голос сороки. Сорока трещит.)

- --- (Я слышу голос совы. Сова ухает.)

- --- (Я слышу голос синицы. Синица тинькает.)

- --- (Я слышу голос снегиря. Снегирь свистит.)

- Про какую птицу говорят, что она воркует? (Голубь).

- Про какую птицу говорят, что она чирикает? (Воробей).

5. Физминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень

Прямо – в тень.

6. Составление предложений по вопросу с предлогами. (закрепление употребления предлогов –В; -НА)

- Вот и наши птички сейчас будут перемещаться. Кто и куда скажете вы мне.

- Куда прилетела сова? (Сова прилетела В дупло.)

- Куда прилетела синица? (Синица прилетела НА кормушку.)

- Куда приземлилась ворона? (Ворона приземлилась НА снег.)

- Куда села сорока? (Сорока села НА пень.)

- Куда прилетел дятел? (Дятел прилетел НА дерево.)

7. Зрительная гимнастика

- Мы долго играли, наши глазоньки устали.

СЛАЙД

8. Игра «Отгадай» (развитие диалогической речи) по схеме.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай»

(Водящий ребенок встает и отворачивается. Надеваю шапочку, чтобы он не видел.)

Вокруг себя повернись

В зимующую птицу превратись.

Ребенок поворачивается и задает вопросы детям:

- Эта птичка большая или маленькая? (Эта птичка маленькая.)

- У меня грудка желтая? (Да, у тебя желтая грудка.)

- Я люблю сало? (Ты любишь сало.)

- Я синичка? (Да, ты синичка.) и т. п.

- Вы очень хорошо справились с заданием. Угадали всех птиц.

III. Итог занятия.

- Ребята, какое большое, хорошее, доброе дело сегодня мы сделали – покормили птиц.

- Меня порадовало то, что все вы знаете любимые лакомства птиц, правильно образовывали сложные слова.

- Вы мне все сегодня очень понравились.

- А что вам сегодня запомнилось больше всего?.

- Сегодня дома раскрасите ту птичку, которая вам больше всего понравилась (раздаю детям рисунки с контуром птиц).

- Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись. Руку правую подали, руку левую пожали и сказали «Молодец».

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Птицы» Задачи: • Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (употреблять в речи названия птиц); • Совершенствовать диалогическую.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 18 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема «Зимующие птицы» Департамент образования города Москвы Северо-Западный административный округ Государственное бюджетное образовательное учреждение города.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «Зимующие птицы»
Опубликовано: 12 сентября 2019 в 20:25
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Мастер-класс изготовления панно из гальки «Цветы ромашки»
Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая, Спешит везде за нами вслед, Своя, не перехожая. До поздней осени на нас Бросает взгляды смелые Ее веселый...
Подборка литературного материала «Здравствуй, детский сад!»
Подборка литературного материала "Здравствуй, детский сад! " Методическая разработка в группе подготовительного к школе возраста. Разработала воспитатель...
Фотозарисовки морского праздника «Водная ассамблея»
В минувшее воскресенье в акватории реки Преголи и на территории Набережной исторического флота у Музея Мирового океана состоялся большой водный праздник...